Автоматизация звука Л
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука Л.
Автоматизация звука Л (также как и других звуков) проводится в форме игровых занятий.
Занятия по продолжительности должны занимать 15 – 20 минут для детей до 5 лет и 30 минут – для детей более старшего возраста. Нельзя допускать возникновения утомления у детей.
Сначала в речи ребёнка автоматизируется изолированный звук Л.
Для этого подойдёт игра «Про Емелю».
Взрослый читает стихотворение, а ребёнок в конце добавляет звук Л.
Воду с речки наноси… (л).
Тесто в кадке замесил… (л).
За грибами в лес сходи… (л).
В стадо тёлку проводи… (л).
Кашу манную свари… (л).
Колыбельку смастери… (л).
Дров побольше напили… (л).
И капусты насоли… (л).
Жарче печку натопи… (л).
В лавке пряников купи… (л).
Травку свежую скоси… (л).
Братца к лекарю свози… (л).
Далее проводится автоматизация звука Л в слогах (как индивидуально, так и в подгруппе).
Звук Л автоматизируется вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных.
У некоторых детей, наоборот, сначала лучше автоматизируется звук Л в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.
Ла – ло – лу – лы
Ло – лу – ла – лы
Лу – лы – лы – ло
Лы – лу – ло – ла
Ла – лы – лу – ло
Лы – ла – ло – лу
Ла – лы – лэ – ло – лу
Ал – ол – ул – ыл
Ял – ёл – юл – ил – ел
Ал – ял – ол – ёл
Ал – ил – ел – ол – ул
Ала – ылы – элэ – оло – улу
Лка – лкы – лкэ – лко – лку
Лта – лты – лтэ – лто – лту
Лга – лгы – лгэ – лго – лгу
Лна – лны – лнэ – лно – лну
Лда – лды – лдэ – лдо – лду
Лма – лмы – лмэ – лмо – лму
Кла – кло – клу – клы
Сла – сло – слу – слы
Гла – гло – глу – глы
Зла – зло – злу – злы
Бла – бло – блу – блы
Фла – фло – флу – флы
Пла – пло – плу – плы
Хла – хло – хлу – хлы
Можно предложить детям договорить слог ЛА в незаконченных словах:
К нам зима приш…,
Снег и вьюгу принес….
Всё, что Ал… разброса…,
Вьюга снегом заме…!
Автоматизация звука Л в словах (проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности).
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы.
Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила, лайка, лань, балалайка, желанье, кулак, лакомка, лава, лапоть, ладонь, ладья, лай, лавина, ладно, лангет, ласка, палата, талант, сила, пчела, пастила, похвала, салазки.
Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка, антилопа, колосья, волос, ломтик, перелом, лозунг, ломка, локон, лоск, ловкий, одеколон, салон, солома, талон, пилот, волосы, голова, монолог.
Лу: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, жёлудь, палуба, голубцы, получать, получка, лучник, лучок, лупа, лукавый, лудить, лубок, силуэт, валун, опалубка, колун, холуй.
Лы: лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчёлы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает, скалы, полый, скулы, талый, малый, тяжёлый, балык.
Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупал, выгнал, опал, подвал, сигнал, скандал, идеал.
Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол, волос, столбик, колокол, ментол, монгол, посол, ствол.
Ул: гул, дул, стул, аул, булка, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан, мул, отгул, баул, прогул, продул.
Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка, пыл, тыл.
Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.
Ёл: вёл, шёл, шёлк, ёлка, тёлка, чёлка, пчёлка, осёл, козёл, котёл, новосёл, щёлкать, метёлка, посёлок.
Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел, надел, раздел.
Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил, вил, пил.
«Трудные» слова с двумя звуками «л»: плыл, полол, колол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плевал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.
Слова со стечением согласных: благодарить, благо, бланк, облако, вобла; блок, блокада, блокнот, блондин, блоха, яблоко; блузка, каблук, блуза; глаза, гладкий, сожгла, глава, главный, глагол, гладить, гладиолус, гланды, огласка, согласиться, согласный; глобус, глотать, глотка, глоток, оглобля, оглох; глупый, глубина, глухой; глыбы, глыба; злак; злы; Клава, класс, кладовая, кукла, клавиши, закладка, клад, подкладка, кладка, свёкла, кладовка, склад, кладезь, складывать, кланяться, клапан, класть, классный, классик; клок, клоп, клоун, клоунада, клочок, наклон, пекло, поклон, склон, склонение, стекло; клуб, клумба, клубок, клубника, клубиться, клумба, клубни; клыки; пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, плавать, плавки, плакат, плакать, плавка; плот, пломба, площадь, плов, плод, плотина, плотник; плуг; плыть; Слава, сладкий, слабый, слазить; слон, весло, слово, сложный; слух, слушать, случай, служить, заслуга; слышать; флаг, флакон; флот; шла, вышла; хлопать, хлопок; хлыст; котлы.
Игра «Сыщики»
Предложить детям найти зверей, спрятавшихся в следующих словах: заСЛОНка, поБЕЛКА, коЛОСЬя, двустВОЛКа, балаЛАЙКА, жеЛАНЬе, пОСЁЛок.
Игра «Посчитай от 1 до 5»
Одна лодка, две лодки, три лодки, четыре лодки, пять лодок.
Лодка, лампа, лужа, лось.
Автоматизация звука Л в предложениях
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
Мила ела салат.
Луша взяла лопатку.
Ласточка свила гнездо.
Мама сделала молочную лапшу.
Мила вымыла ладони.
Около палаток лопухи и полынь.
Готовь лыжи и салазки.
Луша полола лук и свёклу.
Мила видела слона.
Слава идёт в кладовую за вёслами.
В глубоком колодце вода холодная.
В лавке спелые и сладкие яблоки.
Володя – смелый пловец и не боится глубины.
Клава надела на голову белый платок.
Осёл испугался пчелы.
Клаве купили куклу.
Слава сломал лыжи.
Лёша не любил мыло.
Клоун надел колпак.
В луже плавала лодочка.
Мила посадила лук.
Игра «Изменяй предложения»
Я еду на лыжах.
Ты едешь на лыжах.
Он едет на лыжах.
Она едет на лыжах.
Мы едем на лыжах.
Вы едете на лыжах.
Они едут на лыжах.
- Я еду на лошади.
- Я мою ложки.
- Я топаю по лыжам.
- Я иду на лыжах.
- Я вижу лося.
- Я ловко кидаю мяч.
Салат (цепной текст).
Послушать рассказ и попробовать пересказать его.
Мама сделала салат. Салат поставила в холодильник. Из холодильника его достала Алла. Алла съела холодный салат. Остался пустой салатник.
Прочитать ребёнку рассказ. Для того чтобы он мог пересказать текст, помочь ему подобрать недостающие слова, чтобы получилась непрерывная цепочка предложений.
Кукла Мила.
Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила.
Целые дни Луша была с Милой.
Одевала её и обувала.
Мыла ей голову и расчёсывала волосы.
Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила её.
Поплакала Луша, но куклу не оставила.
Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.
Чистоговорки.
Ла – ла – ла – мы собрались у стола.
Ал – ал – ал – я копать устал.
Ло – ло – ло – всё на поле зацвело.
Лу – лу – лу – заведу юлу.
Ло – ло – ло – мне в рубашке тепло.
Ил – ил – ил – в чайник воду я налил.
Ла – ла – ла – стул поставлен у стола.
Ал – ал – ал – к нам приехал самосвал.
Ла – ла – ла – ледяная скала.
Ла – ла – ла – вишня наша зацвела.
Ло – ло – ло – сел я в лодку, взял весло.
Лы – лы – лы – слетел беркут со скалы.
Ла-ла-ла-ла.
Вот летит пчела.
Лы-лы-лы-лы.
Не боюсь пчелы!
Ло-ло-ло-ло.
Вместе с той пчелой –
Лу-лу-лу-лу,
Полечу на луг.
Стихотворения.
Зима.
Всё бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот весёлые деньки!
Все - на лыжи и коньки!
Горшок каши.
В горшке каша закипела,
Зашипела, запыхтела,
Крышечку приподняла
И наружу поползла.
Со стола, потом со стула
Потихоньку соскользнула,
Дотянулась до угла,
Всю квартиру заняла.
Осторожно дверь открыла,
По ступенькам покатила,
По дороге поплыла,
Машу каша обожгла.
Я упала, а как встала –
Словно «кашной бабой» стала.
Даше каша в рот вползла
И в карманы затекла,
В рукава к нам забежала
И стекать по пальцам стала.
Весь наш город залила.
Чудеса! Ну и дела!
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....