Логоритмика и ее роль в развитии речи дошкольника
консультация
Что же такое логоритмика? Ее актуальность, цели и задачи. Что включают в себя логоритмические занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_i_ee_rol_v_formirovanii_rechevoy_kompetentsii_doshkolnikov.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Логоритмика и ее роль в формировании речи дошкольников»
Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Актуальность логоритмики заключается в том, что большинство родителей сосредоточены на раннем развитии интеллекта ребенка, в частности, на обучении чтению. Практика последних лет, ознаменованных взрывом популярности методик раннего развития, показывает, что развитие центров головного мозга, ответственных за чтение, письмо, счет «отвлекает» его от других необходимых нюансов психомоторного развития правого полушария мозга, и эти потери практически невозможно восполнить в будущем. И именно логоритмика дома и в детском саду помогает малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.
Речь, с одной стороны, тесно взаимосвязана с физической активностью – чем выше двигательная активность, тем интенсивней протекает развитие речи. В комплексах двигательных упражнений речь является одним из ведущих побуждающих и контролирующих факторов.
Логоритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логоритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает.
Цель логоритмики - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом и общем развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачами логоритмики являются:
- развивать общую и мелкую моторику;
- совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;
- развивать артикуляционный аппарат;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве;
- воспитание музыкального слуха, развитие внимания, памяти, речи.
Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Логоритмические занятия это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.
На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
- Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук. (Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти).
- Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. (Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма).
- Логопедическая (артикуляционная)гимнастика, вокально-артикуляционные упражнения. (Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих данных).
- Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражнения. (Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания).
- Упражнения на развитие мимических мышц.
- Коммуникативные игры и танцы. (Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления, выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения).
- Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям. (Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы).
- Упражнение на развитие словотворчества. (Расширение активного запаса детей).
В заключении… логопедическая ритмика полезна всем детям, для становления речевой функции, в том числе, при задержке речевого развития, нарушении звукопроизношения, заикании и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д.
Логоримика для малышей– уникальное средство, которое в увлекательной, занимательной, непринужденной, музыкальной, эмоциональной обстановке помогает решить множество оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных задач, и которая очень нравится и малышам и взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Сюжетно-ролевая игра и её роль в развитии речи дошкольника"
В наш детский сад поступают дети из разных учреждений не только с речевыми нарушениями, но и соматически ослабленные психологически незрелые. С неразвитой общей и мелкой моторикой, с неуст...
Консультация "Выразительное чтение и его роль в развитии речи дошкольников".
Консультация для родителей...
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Трудно недооценить воспитывающую и развивающую роль театра и игры с их возможностями в развитии речи дошкольников. Ведущей деятельностью детей, как известно, является игра, внутри которой в основном и...
Консультация для воспитателей "Логоритмика как средство развития речи дошкольников"
Логоритмика хорошее средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольника. Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной си...
Выразительное чтение и его роль в развитии речи дошкольников
Консультация для воспитателей...
Музыкальные занятия и их роль в развитии речи дошкольников
Музыкальные занятия всегда были интегрированными по своей сути: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игры, танцы, игра на детских музыкальных инструментах, творчество во всех ...
Мастер – класс для педагогов «Логоритмика – игры и упражнения для развития речи дошкольников»
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....