Мастер – класс для педагогов «Логоритмика – игры и упражнения для развития речи дошкольников»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_logoritmika.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов «Логоритмика  – игры и упражнения  для развития речи дошкольников»                                                        

Цель мастер-класса: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.

 Задачи:

  1. Познакомить  участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо-моторной координации.
  2.  Показать значимость использования логоритмических игр для  развития  речи дошкольников. 

       В последнее время стремительно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями.

     Согласно ФГОС ДО содержание программы в образовательной области по речевому развитию предполагает развитие звуковой культуры речи, фонетического слуха, формирование звуковой  активности как предпосылки обучения грамоте.

И задача современного дошкольного образования – оказать  своевременную помощь в исправлении дефектов звукопроизношения.

    Сегодня, в работе детского сада предлагаю использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика - форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

     В чем смысл логоритмики? Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

   Логоритмика — это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и слова стихотворений или песенок, чистоговорок и потешек.

В своей работе я используют прохлопывание чистоговорок:

УШКИ – УШКИ – УШКИ - у меня игрушки

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - игрушки я люблю

АЮ – АЮ – АЮ - игрушками играю

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - мне игрушки подарили

АТЬ – АТЬ – АТЬ - начинаем мы играть

    Чистоговорки обязательны каждый день. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Ши-ши-ши-ши

Как конфетки хороши

Шо-шо-шо-шо

Мойте руки хорошо

Шу-шу-шу-шу

Я к столу вас приглашу

Ша-ша-ша-ша

Будем кушать не спеша

       Можно использовать скороговорки:

Дятел, дятел- наш приятель
Дуб долбит, как долотом.
Помоги нам, дядя дятел,
Для скворцов построить дом.

        Логоритмика позволяет использовать речевые игры и упражнения без музыкального сопровождения. Такие игры способствуют развитию ритмического, интонационного слуха; координации движений

Би-би-би —гудит машина. (Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук —мотор стучит.  (Ритмично хлопают руками).

— Едем, едем, едем, едем,  он так громко говорит. (Ритмично потопывают ногами).
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу —они шуршат. (Потирают ладони).
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та —вперед спешат. (Делают ритмичную «вертушку» руками)

      Один из видов  речевой игры - ритмодекламация – это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

Прыг – скок! Прыг – скок!  (отстукивание ритма)

Сел кузнечик на листок,

Прыг – скок! Прыг – скок!

Лягушонок – на мосток,

Прыг – скок! Прыг – скок! –

Скачет козлик по дорожке,

Прыг – скок! Прыг – скок! –

Это прыгают ладошки!

       Можно играть с предметами. Я использую для отбивания ритма игру со стаканчиками «СЕМЕЙКА»

Играющие садятся по кругу. Перед ведущим ставятся стаканчики. Все играющие прячут левую руку за спину. Правой рукой ведущий, а затем каждый по очереди, передаёт стаканчики по кругу слева направо. Эти действия сопровождаются словами: «берём! – отдаём!». Затем игра приостанавливается, участники меняют руки (правая рука прячется за спину, а левую руку держат перед собой). Игра продолжается в обратном направлении – справа налево.

Действия сопровождаются ритмичной песней:

Как у деда Ермолая

Вся семейка небольшая

Только сам, да сама,

Только кум, да кума

Да два сына с усами,

Да две дочери с косами,

Да две внучки на печи

Поедают калачи.

Счетные игры и упражнения 

Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений, а также закрепляют счет. Чаще всего используются считалки.

«Вышли мышки как-то раз» О.Боромыкова
Вышли мышки как-то раз (шагают)
Посмотреть, который час. (Ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны).
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мышки дернули за гири.  (Движения руками сверху вниз)
Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)
Побежали мышки вон (бегут)

Ритмическая игра «Мышка, мышка, не зевай!»
Раздаем каждому участнику киндер-яйцо, наполненное крупой. При этом одно яйцо должно оказаться пустым. Участников можно посадить на пол в круг. Один человек изображает спящего кота и находится вне круга. Играющие рассказывают стихотворение.
Мышка-мышка, не зевай!
В норку быстро убегай!
А не то голодный кот
Здесь тебя сейчас найдёт!
     На каждое речевое ударение  передаем киндер слева направо, кладя их на пол. Когда стихотворение окончено, каждый берёт пластиковое яйцо и играет возле уха. Тот, у кого оказался пустой киндер, быстро встает и бежит по кругу, а кот его ловит. После этого они меняются ролями.

      В своей работе я применяю степ-логоритмику с распевками

Степ – логоритмика – это процесс выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек. Уникальное сочетание физических упражнений, степа, музыки, проговаривания стихов в ритм движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подьём, чувство радости и удовольствия.

Са-са-са-  Это хитрая лиса. (Тач)

Су-су-су- и живет она в лесу.(Бейсик)

Сы-сы–сы- много дела у лисы (Ви-степ)

Со – со – со- она крутит колесо (Ни-ап)

       Мне кажется, вы убедились, что логоритмика проста, доступна и главное

интересна и увлекательна для детей. Надеюсь, вам было интересно, и вы будете

использовать данные игры в своей педагогической работе по формированию ЗКР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Анищенкова, Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова.  М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2005.  798 c. 2. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова.  М.: Книга по Требованию, 2008.  272 c. 3. Елисеева, Е. И. Ритмика в детском саду / Е.И. Елисеева, Ю.Н. Родионова.  М.: Перспектива, 2012.  104 c. 4. Костылева, Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики / Н.Ю. Костылева.  М.: Сфера, 2014.  530 c. 5. Мухина, А.Я. Речедвигательная ритмика / А.Я. Мухина.  М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2012.  128 c. 6. Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей 37 лет / М.Б. Пустовойтова.  М.: Книга по Требованию, 2008.  184 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов."Загадка, как средство развития речи дошкольников"...

Мастер – класс для педагогов «Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников»

Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства....

Мастер - класс для педагогов "Роль дидактических игр в развитии речи дошкольников"

Мастер - класс может быть интересен для педагогов для повышения профессионального мастерства...

Мастер-класс для педагогов Тема: «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Цель: подвести коллег к пониманию практической ценностимнемотехники в развитии речи детей.Познакомить коллег со структурными единицами технологии «мнемотехника».Вовлечь педагогов в совмест...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»

Если бы меня попросили назватьСамое поэтическое явление,Созданное человеком с помощью слова,Я, не задумываясь, сказал бы: это загадкиЮ. Г. Круглов...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Загадка как средство развития речи дошкольников»...