Консультация для педагогов ДОУ "Фонематический слух-основа правильной речи"
консультация по логопедии
Статья о значении фонематического слуха для правильного развития речи детей.Называются возрастные нормы развития фонематического слуха.Предлагаются игры на развитие фонематического слуха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
«Фонематический слух — основа правильной речи»
Для формирование правильной речи у детей нам, педагогам необходимо обратить внимание на 3 момента:
-проведение артикуляционной гимнастики,
-работа по развитию мелкой моторики,
-развитие фонематического слуха.
Я остановлюсь подробнее на значении фонематического слуха.
Фонематический слух -умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).
При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису». Ребенок не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да, трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, бочка-почка) .
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.
Поэтому, умение правильно и четко различать звуки речи –это способность фонематического слуха - является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной.
Возрастные нормы развития фонематического слуха:
Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. Уже с 6 месяцев дети начинают различать звуки речи и сами включаются в процесс гуления и лепета, начинают тренировать артикуляционный аппарат. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто употребляемые слова.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Самое важное достижение третьего года жизни - возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ - умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Современные дети к 5 -5,5 годам, как правило, овладевают всей системой родного языка. Однако не все пятилетние дети достигают языковой нормы.
Задача взрослого – всеми силами стимулировать, помогать и развивать речь, начиная с раннего возраста.
Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Сегодня на мастер-классе я хочу представить игровые упражнения для дошкольного возраста. Цель игровых упражнений – научить дошкольника слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
- Как же развить фонематический слух уже в раннем детстве?
Для начала, потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц) .
Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен научиться различать такие понятия как - гласные и согласные звуки и т. д.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному – поэтапно, подходящие возрасту детей.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Игры, которые учат различать неречевые звуки
Игра « Что звучало?»
1) Внимательно прислушивайтесь с детьми к звукам .Например :шум ветра, воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.
2) Взрослый подбирает 3-4 игрушки, которые могут издавать разные звуки(барабан, погремушка, колокольчик, свисток или предметы из стекла, дерева, железа, бумаги и т. д)знакомит детей с их названиями и звучанием. Если дети это усвоили, можно начинать игру.
Ребята закрывают глаза. Взрослый берет по очереди предметы и производит ими разные звуки: звенит ключами, листает книгу, стучит карандашом шелестит газетой, переливает воду из чашки в чашку, звенит колокольчиком. Дети узнают и называют игрушку.
«Встречайте гостей» Для игры берут 3 игрушки ,например зайчонка, медвежонка и обезьянку, и подбирают 3 звучащие игрушки( колокольчик, свисток, погремушку).Взрослый сообщает, что к нам идут гости. Предупреждает, что зайчик придет с погремушкой, медвежонок со свистком, обезьянка – с колокольчиком .Дети отворачиваются(если нет ширмы),взрослый производит игрушками звуки. Дети по звуку отгадывают, какой гость прибыл.
«Где позвонили?» Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз.
Игра «Шумящие мешочки»
Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску .Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка, пытаясь поймать ребят.
Игра «Похлопаем»
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков.
Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Игры на различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра«Тихо-громко». 1) Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Бубен звучит тише, малыши опускают флажки.
2) Взрослый бьёт в бубен тихо, потом громко и очень громко. В соответствии со звучанием бубна дети выполняют такие действия: под тихий звук идут на носочках, под громкий-обычный шаг, под очень громкий-бегут.
3) Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо – касаются пальцами рук щёк. При этом можно читать стихотворение.
Например : Вы послушайте ,ребята, я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята .Их по счету ровно пять. …
Игра «Угадай, кто сказал»
Дети отгадывают за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за героев( трех медведей, изменяя высоту голоса, за героев сказки «Колобок» и т.д)
Игры на различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай»
Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом, мишка, миска, коза, коса). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку. (Можно использовать картинки из лото)
Игра «Верно-неверно»
Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Например: форота, корота, морота, ворота, порота; модка, родка лодка;
Сапка,фапка, шапка ,хапка; ланки, занки, шанки, санки;
Игры на различение слогов.
Игра «Делим слова на слоги»
Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Затем предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее? »(различение слогов)
Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Игры на различение звуков.
Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть.
Комарик звенит - ззз, ветер дует - ссс, жук жужжит - жжж, змея шипит-шшш, тигр рычит - ррр. Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает.
Игра «Внимательные ушки» Взрослый произносит ряд звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.(Напр. Ищем звук « С»: с, з, к, л, с, ж ,с, с ,р, м, с… )
«Какой звук есть во всех словах?»
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук и спрашивает у ребят, какой звук есть во всех этих словах.
Например: шуба, кошка, мышь-Ш; трава, дрова, рысь-Р; сом, оса, нос-С; юла, акула, дятел, стул-Л.
Игры на освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков»
Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух определяют и называет их количество.( р-1,ма-2,ло-2,див-3…)
Игра «Слушаем звук и хлопаем»
Взрослый проговаривает ряд слов, а дети должны хлопнуть, когда услышат слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.(Напр со зв «Ж»: жук, замок, железо, жираф, закат, жаба; сом, кот, нос ,сани, мак, масло, зонт, сыр, оса, мак, сад и т. д)
Игра «Отгадай слово»
1)Детям предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы. о, .ук ,ку. ак, .одка ) Убежал звук «з»(.аяц, .амок, .има, га.ета)и т.д
2) «Какой звук пропустил Незнайка?»
( -тка, - голка, - рбуз, - камейка, автобу -, - адуга, - арабан). Четко, сохраняя ударение, произносить сочетания звуков.
Игра «Цепочка слов». Взрослый и ребёнок поочерёдно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч – чемодан – нос –санки –игла –абрикос. И т.д.) Можно играть с мячом.
Игра «Придумай рифму». Взрослый и ребёнок поочерёдно называют слова и подбирают к ним рифму.(камыши-малыши, ножик-ёжик, подушка-лягушка ,сушки-мушки и т. д)
Игра «Кто летит(бежит ,идет ,прыгает)?
Взрослый объясняет детям: «Я буду говорить правильно и неправильно. Если я скажу правильно, вы хлопаете в ладоши, если нет-в ладоши хлопать нельзя. Например, я говорю: птица летит, самолет летит-это правильно и нужно хлопать в ладоши. А если говорю: кошка летит-это неправильно и в ладоши хлопать нельзя.»
Шмель летит, платье летит, комар летит, диван летит, конфета летит, воробей летит, муха летит, зебра летит, бабочка летит ,воздушный шар летит и т.д
Игра «Запомни слова» Взрослый произносит 4-5 несложных, понятных детям слов. Слова нужно повторить в той же последовательности (переставлять слова нельзя).
Например: стол, стул, дом ,кот, цветы; дерево, листья, пила, птица, белка.
Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подберите слова, которые начинаются на последний звук слова стол.
- Вспомните названия птицы, в которых был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач, ворона, трясогуска …)
- Подберите слова, чтобы первый звук был бы к, а последний – а(кошка, карета, картина, книга, кепка, карта и т.д)
Можно использовать иллюстрации.
Игра "Звук заблудился"или «Шутки - минутки.»
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Примеры :
Хвост с узорами, сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.
Мальчишек радостный народ коньками звучно режет мёд.
Кот плывет по океану, кит из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук с длинными усами.
Божья коробка, полети на небо, принеси мне хлеба.
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и - айда!
По реке туда-сюда.
Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали лед (мед).
Доски на гору везем,
Будем строить новый ком (дом).
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
- Там ползет зеленый лук
С длинными усами (жук).
Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!» (звери).
Эй, не стойте слишком близко.
Я тигренок, а не миска (киска).
Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей (грачей).
Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это (билета).
На поляне весной
Вырос зуб молодой (дуб).
На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес).
На глазах у детворы
Крысу красят маляры (крышу).
Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки (мишке).
Встало солнце, уходит прочь
Темная длинная дочь (ночь).
Фруктов в корзине не счесть:
Яблоки, груши, бараны есть (бананы).
В реке живет мак,
Его не поймаю никак (рак).
Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку левую ножку (ложку).
На пароходе повар – док
Приготовил вкусный сок (кок).
Очень ласковый был кок
Он хозяйку лизнул в лоб (кот).
Школьник кончил строчку
И поставил бочку (точку).
Тащил мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).
У печки с удочкой сижу
От рыбы глаз я не свожу (речки).
Русская красавица
Своей козою славится (косой).
Усатый кит сидит на печке,
Выбрав теплое местечко (кот).
На поляне лесной
Вырос зуб молодой (дуб).
Под березами, где тень
Притаился старый день (пень).
Игра "Доскажи словечко". Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:
На ветке не птичка -Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка. Зовут его... (белка).
Ты не бойся – это гусь, я сама его... (боюсь).
Грязнулю всегда выручает... (вода).
В дом войти боится вол:- Подо мной прогнется... (пол).
Свистнул чижик:- Фью, фью, фью!
Я с утра росинки... (пью!)
Чистоговорки. Взрослый начинает, а малыш договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Упражнение "Отыщи слово, отыщи звук": ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.
Землю роет старый к...от (крот), под землею он живет.
Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ла...пу (лампу).
На арену вышли ...игры (тигры), мы от страха все притихли.
Игра «Угадай, чей голосок»
Педагог подходит к любому ребенку и он произносит что – либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает чей это голос.
Игра «Испорченный телефон»
Педагог произносит шепотом слова(1-3слов) дошкольнику, а он по цепочке передает другим детям. Слова должны дойти до последнего игрока. Педагог спрашивает его: «Какие ты услышал слова?», если он скажет верно, значит, телефон исправен.
Уделяя внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"
Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....
Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух- основа правильной речи"
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, и...
Консультация для педагогов «Фонематический слух - основа правильной речи »
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш про...
Лекция для педагогов "Фонематический слух -основа правильной речи"
Лекция для педагогов ДОО...
Консультация для педагогов «Фонематический слух – основа правильной речи у дошкольников»
Рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов: «Приёмы формирования грамматически правильной речи у дошкольников».
Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окр...