Консультация для воспитателей "Развитие связной речи на прогулке"
консультация по логопедии
Информация будет полезна воспитателям, специалистам ДОУ и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи на прогулке" | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи на прогулке
Подготовила учитель-логопед И.В. Колесникова
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер. В 6-7 лет, а иногда и раньше, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными.
Большую часть времени ребенок проводит в детском саду, и поэтому развитие речи детей следует осуществлять в различных видах деятельности: и в игре, и в непосредственной образовательной деятельности, и в свободных видах деятельности детей, и во всех режимных моментах.
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка.
Территория нашего детского сада большая и разнообразная: здесь растут берёзы, дубы, клёны, липы, каштаны, ели, сосны, разные виды кустарников. В тёплое время года клумбы пестрят различными цветами. Имеется огород. Выход на прогулку можно начать со слов восхищения: «Обратите внимание, дети, какой прекрасный сегодня день!» На прогулках дети отметят все, что они видят вокруг себя и постараются выразить свое впечатление словами, а воспитатель им в этом может помочь: «Березка стройная, белоствольная, зелененькая, кудрявая. Облака воздушные, кучерявые, пушистые, белые».
Рассматривая листья с разных деревьев, назовите их: кленовый, березовый, дубовый, липовый. Совершая экскурсию по территории детского сада, закрепите родительный падеж множественного числа: «На нашем участке растут две березы, а там нет берез», «Какие стройные тополя на соседнем участке, а у нас нет тополей'' и т. д. Образование и употребление родственных слов, например, покажите детям лист, а они подберут родственные слова: кленовый листок, лиственный лес, березовый листочек, пушистая лиственница, осенний листопад.
Во время прогулки понаблюдайте за окружающим и спросите детей о том, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т. п. Старайтесь побудить детей слушать и слышать взрослого, задавая вопросы типа: «Кто больше придумает слов об осени?», «Кто точнее скажет о кошке, гуляющей на участке?», «Кто больше назовет перелетных птиц? (деревьев, цветов и пр.)».
Одновременно ведите работу по закреплению ранее поставленных детям звуков. Так во время листопада заучите стихотворение, в котором закрепляем произношение звука «с»
Листопад, листопад,
Осыпается сад,
Осыпается лист в лесу,
Сильный ветер свистит,
Словно всем говорит:
«Скоро снега сюда нанесу!»
С наступлением зимы тоже очень хорошо использовать стихи, потешки, загадки для закрепления произношение звуков.
«Ш, Ж»:
- Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюешь?
- Я давно заметил крошки,
Но боюсь сердитой кошки.
СНЕЖОК
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.
«Л»:
Все бело, бело, бело
Много снегу намело.
Когда после оттепели подморозило, подмечаем это явление - гололедица, закрепляя звук «Ц»:
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается,
Почему ни кто не радуется?
Детям очень нравится слушать стихи русских поэтов о природе. Слушая, дети могут определять, когда это бывает: в начале, середине или конце сезона, стараться повторить некоторые строки. Таким образом, вы научите детей видеть прекрасное вокруг нас, пополните их словарный запас красивыми эпитетами, определениями.
Во время общения на прогулке постарайтесь использовать разнообразные по звучанию слова (например, камушки и каменюги), это будет симулировать развитие фонематического слуха, расширять возможности эмоционального развития ребёнка, знакомить его с разнообразием предметов и их названий.
Нельзя недооценивать значение подвижных игр. Дети, не задумываются над тем, что предоставленная им возможность рассказать правила игры, похвала или поощрение за правильный рассказ в виде желаемого положения в игре (водящий, первый, лучшее место и т. д.) – это тоже развитие их речи. Вот игра «Кто ушел?» Ребенку просто необходимо назвать товарища, который ушел из его поля зрения. Если водящий затрудняется, дети подсказывают: «А у него белый шарф» и т. д. Подобная игра «Узнай по описанию». Ведущий ребенок, глядя на своих товарищей описывает кого-либо. Водящий ребенок должен отгадать, кого он описывает и назвать имя. А такая игра, как «У медведя во бору» заставляет проговаривать слова, вызывает бурю эмоций и, опять же - формирует четкую речь, закрепляет произношение звука «р».
После игры следует привлечь детей к обсуждению её результатов, оценке поведения своего и своих товарищей.
Очень нравится детям играть на прогулке в речевые игры:
- «Какой?» (для обогащения речи именами прилагательными). Например, «Мяч какой?» – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный;
- «Что могут делать?» (для увеличения запаса глаголов). Например, «Что может делать собака?» – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать;
- «Назови ласково»;
- «Потому что…» (включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной). Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы: На улице много луж, потому что…. Почему ты надел тёплую куртку? и т. д.
Наблюдайте на прогулке за трудом взрослых, прохожими. Здесь место и для беседы о людях труда, которые построили красивый дом или посадили цветы. Надо беречь чужой труд. Дети могут рассказать, кем работают их родители, о чувстве гордости за них.
Чем еще привлекательны прогулки для развития речи - так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас детей, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.
Таким образом, правильная организация и проведение прогулки способствует не только укреплению здоровья и развитию двигательной активности детей, но и является одним из действенных средств развития речи ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация родителей: Развитие связной речи у детей
Консультации для родителей по развитию связной речи в домашних условиях...
Консультация для воспитателей "Связная речь - как приоритетное направление в развитии дошкольника"
В консультации раскрывается значение связной речи в развитии дошкольника, даны некоторые рекомендации по работе в данном направлении, раскрыты основные методы и приёмы. Может быть по...
консультация для воспитателей "Связная речь и ее значение для общего развития ребенка"
В данной консультации раскрывается значение связной речи для ребенка дошкольного возраста по периодам, 2-3 года, 3-4года, 5-6 лет, 6-7 лет....
Консультация для родителей. Связная речь.
В консультации родителям родителям рассказывается что такое "связная речь" , этапы ее формирования и предлагаются примеры игр на развитие связной речи....
консультация для родителей "Связная речь, какая она?"
Что означает понятие «связная речь»? Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения...
Игра для развитие связной речи на прогулке.
Автодидактические игры для развитие связной речи на прогулке....
Занятие по развитию связной речи "Зимняя прогулка"
Тема занятия: «Зимняя прогулка»Цель: - развитие связной речи детей.Задачи:Коррекционно-развивающие:1. Развивать слуховое внимание и память.2. Развивать артикуляционную мускулатуру.3. Разви...
Комментарии
Большое спасибо за
Большое спасибо за консультацию! Сейчас, в летний период, когда логопед в отпуске, использую Ваш материал. Очень понравились наблюдения, игры, которые Вы предлагаете, стихи с автоматизацией разных звуков.