Консультация для воспитателей."Краткий курс логопедии"
консультация по логопедии
Предлагаем вашему вниманию консультацию для воспитателей комбинированных групп для детей с ТНР. Основы логопедии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 731.23 КБ |
kratkiy_kurs_logopedii.pptx | 224.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей комбинированных групп
для детей с ТНР
Тема «Краткий курс логопедии»
Подготовили и провели:
Лебедева М.В., учитель-логопед,
первая квалификационная категория
Потапова М.В., учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
ТНР делятся на две группы:
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Виды нарушений звукопроизношения
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна.
Характеристика детей с ОНР:
- отмечается недостаточная устойчивость внимания;
- снижена вербальная память;
- дети отстают в развитии словесно-логического мышления;
- некоторое отставание в развитии двигательной сферы;
- недоразвитие мелкой моторики.
Выделяют три уровня речевого развития детей с ОНР:
Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения.
Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована.
Пассивный словарь детей, находящихся на первом уровне речевого развития, значительно шире активного. Это создает впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут.
Фразой на этой стадии речевого развития дети почти не владеют.
Второй уровень речевого развития.
- Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых (преимущественно качественных) прилагательных и наречий.
- Происходит некоторое обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, однако эти попытки чаще всего оказываются неудачными.
- На втором уровне речевого развития дети начинают пользоваться фразой.
- Улучшается понимание речи, расширяется пассивный и активный словарь, возникает понимание некоторых простых грамматических форм.
- Произношение звуков и слов, как правило, нарушено резко. Легко обнаруживается неподготовленность детей к овладению звуковым анализом и синтезом.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
- На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги.
- Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка – ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.
- В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные) .
- У большинства детей на этой стадии еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
- Понимание обиходной речи в основном хорошее но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами. Это особенно проявляется при чтении учебных и художественных текстов. В письме и чтении возникает много ошибок специфического характера. стоящих в прямой зависимости от уровня развития речи.
Следует учитывать, что отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя могут на первый взгляд казаться несущественными, однако совокупность их ставит ребенка в очень затруднительное положение при обучении в школе.
Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи, очень низкая. Правила грамматики в этих условиях усваиваются плохо.
Дизартрия
Дизартрия – это такое нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение недостаточной иннервацией. В результате ухудшается произносительная сторона речи.
Внешние проявления дизартрии связаны с произношением. В понятие произношение вкладывается не только артикуляция, но и интонационная окраска, темп речи, ритм речи и др. Эти внешние проявления могут иметь различные комбинации. Все зависит от того, где произошли поражения нервной системы, какой тяжести и какова область поражения.
В случае стертой формы (степени) дизартрии речь детей не имеет резкого отличия от своих сверстников. Ну, несколько плохая дикция и невыразительная речь.
Признаки дизартрии:
- Нарушение общей моторики. Дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Понаблюдайте за ребенком во время музыкальных занятий и танцев. И если у ребенка дизартрические проблемы, то это выразится в нарушенном ритме движений. Они будут немного отставать от здоровых детишек.
- Нарушение мелкой моторики рук.
- Нарушение артикуляционной моторики. Вялость мышц речевого аппарата. Уголки рта у ребенка постоянно опущены. Вялые губы остаются такими даже тогда, когда ребенок говорит. Слабая активность языка. Да и вообще язык тонкий и вялый, особенно кончик языка.
Мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении или наоборот расслаблены. От этого на нем практически отсутствую мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные.
Следующая особенность, которая указывает на возможность дизартрии, называется «апраксия». Это проявляется в том, что ребенок не может выполнить артикуляционным аппаратом движения, необходимые для произнесения определенных звуков или звукосочетаний.
- Повышенное слюноотделение во время речи. Это тоже дизартрический признак.
- Еще можно наблюдать у ребенка дрожание языка. И не только язык не выдерживает нагрузок, возникающих при произнесении слов. Но и голосовые связки тоже начинают дрожать. Это называется гиперкинезы.
- Самый выраженный дефект звукопроизношения у больных дизартрией наблюдается при произнесении свистящих и шипящих звуков, а также пропуске некоторых звуков, особенно соединенных согласных.
- Нарушение речевого дыхания. У детей с дизартрией, часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается.
Работа логопеда при таком диагнозе тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невропатолог, поэтому первый шаг навстречу к решению проблемы ребенка это поход к неврологу.
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Правильные артикуляционные уклады свистящих, шипящих и сонорных звуков
Звук [с]
При произнесении звука [с]:
а) губы в улыбке, зубы видны;
б) зубы сближены, но не сомкнуты;
в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;
г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;
д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;
е) посередине языка идет холодная струя воздуха, которая хорошо ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;
ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
з) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Звук [с']
Артикуляция звука [с'] (мягкого) такая же, как и [с] твердого, только средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.
Звук [з]
При произнесении звука [з]:
а) губы в улыбке, зубы видны;
б) зубы сближены, но не сомкнуты;
в) широкий кончик языка находится за нижними резцами;
г) передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами или альвеолами;
д) боковые края спинки языка плотно прижаты к боковым зубам, и только посередине остается узкая щель в форме желобка;
е) посередине языка идет воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту;
ж) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
з) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Звук [з']
Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука [з'] такое же, как и при произнесении [з] твердого, только средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.
Звук [ц]
При произнесении звука [ц]:
а) губы в улыбке, зубы видны;
б) зубы сближены, но не сомкнуты;
в) широкий кончик языка опущен за нижние резцы;
г) передняя часть спинки языка сначала образует смычку с верхними зубами, которая незаметно переходит в щель между ними;
д) посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, которая ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;
е) мягкое нёбо поднято к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
ж) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Звук [j]
Звук [j] (йот) относится к сонорным согласным, занимающим особое положение в системе звуков русского языка: они характеризуются преобладанием голоса над шумом и с этой стороны сближаются с гласными, но отличаются от последних наличием преграды в ротовой полости.
Артикуляция звука [j] почти такая же, как и [и]. Но [j] произносится с более сильной струей выдыхаемого воздуха и при большем подъеме средней части спинки языка к твердому нёбу.
При произнесении [j]:
а) губы приближены к зубам;
б) зубы сближены;
в) кончик языка находится за нижними резцами; боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам; средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;
г) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
д) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Звук [ш]
При произнесении звука [ш]:
а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
б) зубы сближены;
в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ними щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
г) посередине языка идет теплая, широкая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Звук [ж]
При произнесении звука [ж]:
а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
б) зубы сближены;
в) широкий кончик языка приподнят к альвеолам или к переднему краю твердого нёба и образует с ним щель; средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад;
г) посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
д) мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость; воздушная струя идет через рот;
е) голосовые складки напряжены, колеблются и дают голос.
Звук [ч]
При произнесении звука [ч]:
а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
б) зубы не смыкаются;
в) кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;
г) посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;
д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Звук [щ]
При произнесении звука [щ]:
а) губы выдвинуты вперед, зубы видны;
б) зубы сближены;
в) широкий кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель;
г) посередине языка идет воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
е) голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Звук [л]
При произнесении звука [л]:
а) губы в легкой улыбке, зубы видны;
б) зубы сближены;
в) кончик языка поднимается и образует смычку с альвеолами; передняя и средняя части спинки языка вместе с его краями опускаются; задняя часть спинки языка приподнимается к мягкому нёбу;
г) воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой, отчего звук [л] и называется боковым;
д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Звук [л']
Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука [л'] (мягкого) такое же, как и при произнесении [л] (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.
Звук [р]
При произнесении звука [р]:
а) губы находятся в положении следующего гласного;
б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
в) кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует; края языка прижаты к боковым зубам;
г) посередине языка идет воздушная струя, которую можно ощутить ладонью руки, поднесенной ко рту;
д) мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
е) голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Звук [р']
Положение органов артикуляционного аппарата при произнесении [р'] (мягкого) такое же, как и при произнесении [р] (твердого), только добавляется подъем средней части спинки языка к нёбу.
Комплекс дыхательных упражнений
«Загнать мяч в ворота» Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались: для этого их можно слегка прижать ладонями | |
«Кто дальше загонит мяч» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола | |
«Сдуть снежинку» Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опушен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1x1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х. | |
«Фокус» Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх. | |
«Покатай карандаш» Положить широкий язык на нижнюю губу. Вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, не убирая язык, прокатить по столу круглый карандаш. | |
«Греем руки» Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. | |
«Мыльные пузыри» Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет. | |
«Новогодние трубочки-шутки» Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок. | |
Комплекс артикуляционной гимнастики № 1
(для постановки свистящих звуков – С, З, Ц)
Основной комплекс артикуляционной гимнастики | |
«Месим тесто» («Накажем непослушный язычок») Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя… | |
«Улыбка» Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы сомкнуты и не видны. | |
«Заборчик» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти | |
«Блинчик» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. | |
«Чистим зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. | |
«Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. | |
«Горка» («Киска сердится»). Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» языка выгнуть, а боковые края прижать к верхним коренным зубам | |
«Горка закрывается – открывается» – сделать «горку», а потом, не убирая язык от нижних зубов, сжать зубы (губы – в улыбке, зубы видны), затем открыть рот снова (язык все время упирается в нижние зубы). Выполнять под счет до 5. Повторить 4-5 р. | |
«Ветерок дует с горки» Поставить язычок в положение «горка», а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным. Если, не меняя положение языка, прикрыть рот, оставив между зубами небольшую щелку и подуть, то у ребенка может получиться звук С. |
Комплекс артикуляционной гимнастики № 2
(для постановки шипящих звуков – Ш, Ж, Щ, Ч)
Основной комплекс артикуляционной гимнастики | |
«Месим тесто» («Накажем непослушный язычок») Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та…; пошлёпать язык губами пя-пя-пя… | |
«Заборчик» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5. | |
«Трубочка» («Хоботок») Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2. | |
Чередование «Заборчик» – «Трубочка» под счёт до 10. | |
«Окошечко» Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. | |
«Футбол» («Конфета»,«Хомяк») Рот закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд. | |
«Блинчик» («Лопаточка») Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. | |
«Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). | |
«Чистим зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. | |
«Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. | |
«Чашечка» Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки. Если «чашка» не получается, то надо продолжать делать упражнение «Накажем непослушный язычок». Во время выполнения этого упражнения рекомендуется помогать ребенку поднимать язык при помощи шпателя или пальца. Удерживать в положении «чашечка» в течение 5-10 секунд. | |
«Лошадка» Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась. | |
«Грибок» Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки. | |
«Гармошка». Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок». В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку. | |
«Парус» Улыбнуться, открыть рот, поставить широкий язычок на бугорки за верхние зубы. Удерживать в таком положении под счёт до 8. |
Комплекс артикуляционной гимнастики № 3
(для постановки сонорных звуков – Р, Л.)
Основной комплекс артикуляционной гимнастики | |
«Заборчик» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до 5. | |
«Блинчик» («Лопаточка») Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. | |
«Вкусное варенье» Широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3—5 раз. | |
«Чистим зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. | |
«Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. | |
«Маляр» Широко открыть рот, улыбнуться, показав зубы. Кончиком языка «красить потолок», двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться «от потолка» и двигаться влево-вправо. Зубы (нижняя челюсть) не двигаются. Повторить по 5-6 движений в каждую сторону. | |
«Лошадка» Приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно-быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться смотреть на язык и не двигать нижней челюстью. | |
«Грибок» Приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 с (уздечка языка – это «ножка грибка», сам язык – его «шляпка»). | |
«Гармошка» Сделать «грибок» и удерживая язык, потягивать его уздечку, широко открывая рот, а затем сжимая зубы. Повторить 6-8 раз. | |
«Чашечка» Широко открыть рот, улыбнуться, показать зубы. Высунуть язык изо рта, подняв его передний и боковые края, образуя «чашечку». Удерживать так 5-10 с. | |
«Барабанщик» («Дятел») Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. | |
«Колокольчик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами и произносить: «Дын-Дын-Дын…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать. | |
«Заведи мотор» Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, многократно и длительно повторять: «Дж-Дж-Дж…». Зубы не сближать. | |
«Комарик» Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, протяжно произносить: «Дзззззз…». Зубы не сближать. | |
«Пароход» Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: «ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте образец! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
ТНР делятся на две группы :
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Виды нарушений звукопроизношения
Дефектный звук Фонетический дефект (искажение звука) Виды дефектного произношения Название дефекта произношения Сонорные звуки Р, Р , Ротацизм Велярное, увулярное, боковое, щечное, одноударное, «кучерское»; Л, Л , Ламбдацизм Двугубное , смягченное; Свистящие звуки С, С , З, З , Ц Сигматизм Межзубное, губно-зубное, боковое, призубное , шипящее; Шипящие звуки Ш Ж Ч Щ Сигматизм Меззубное , щечное, боковое, «нижнее», заднеязычное, смягченное, укороченное, аффрикативное
Дефектный звук Фонетический дефект (искажение звука). Виды дефектного произношения Название дефекта произношения Й Йотацизм Мягкое нижней и верхней артикуляции К, К , Каппацизм Голосовое, гортанное Г, Г , Гаммацизм Фрикативное заднеязычное, фарингальное Х, Х , Хитизм Голосовое, гортанное
Фонематический дефект (замена звука) Виды замен Название дефекта произношения Параротацизм Р – Р’ Р – Л’ Р’ – Л’ Р – Й Р – Г Р - Д Параламбдацизм Л – Ы Л – Г Л – Л’ Л – Р Парайотацизм Й – Л’ Паракаппацизм К - Т Парагаммацизм Г - Д Парахитизм Х - Т
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте . Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова проявляются к 3-4 , а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна.
Характеристика детей с ОНР : о тмечается недостаточная устойчивость внимания; снижена вербальная память; дети отстают в развитии словесно-логического мышления; некоторое отставание в развитии двигательной сферы; недоразвитие мелкой моторики.
Выделяют три уровня речевого развития детей с ОНР: Первый уровень речевого развития. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения . Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова еще не сформирована. Пассивный словарь детей, находящихся на первом уровне речевого развития, значительно шире активного. Это создает впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут. Фразой на этой стадии речевого развития дети почти не владеют.
Второй уровень речевого развития. 1 . Активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых (преимущественно качественных) прилагательных и наречий . 2. Происходит некоторое обогащение речи за счет использования отдельных форм словоизменения. Наблюдаются попытки детей изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы по временам, однако эти попытки чаще всего оказываются неудачными . 3. На втором уровне речевого развития дети начинают пользоваться фразой . 4. Улучшается понимание речи, расширяется пассивный и активный словарь, возникает понимание некоторых простых грамматических форм . 5. Произношение звуков и слов, как правило, нарушено резко. Легко обнаруживается неподготовленность детей к овладению звуковым анализом и синтезом.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития . 1. На фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре детей преобладают существительные и глаголы. Мало слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги . 2. Наблюдается недостаточная сформированность грамматических форм языка – ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются . 3. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные) . 4. У большинства детей на этой стадии еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом . 5. Понимание обиходной речи в основном хорошее но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами. Это особенно проявляется при чтении учебных и художественных текстов. В письме и чтении возникает много ошибок специфического характера. стоящих в прямой зависимости от уровня развития речи .
Следует учитывать, что отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя могут на первый взгляд казаться несущественными, однако совокупность их ставит ребенка в очень затруднительное положение при обучении в школе. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи, очень низкая. Правила грамматики в этих условиях усваиваются плохо.
Дизартрия - это такое нарушение, когда ухудшается связь между центральной нервной системой и речевым аппаратом. Специалисты называют это положение недостаточной иннервацией. В результате ухудшается произносительная сторона речи. Внешние проявления дизартрии связаны с произношением. В понятие произношение вкладывается не только артикуляция, но и интонационная окраска, темп речи, ритм речи и др. Эти внешние проявления могут иметь различные комбинации. Все зависит от того, где произошли поражения нервной системы, какой тяжести и какова область поражения. В случае стертой формы (степени) дизартрии речь детей не имеет резкого отличия от своих сверстников. Ну, несколько плохая дикция и невыразительная речь.
Признаки дизартрии : Нарушение общей моторики. Дети малоактивны и быстро устают от нагрузок. Понаблюдайте за ребенком во время музыкальных занятий и танцев. И если у ребенка дизартрические проблемы, то это выразится в нарушенном ритме движений. Они будут немного отставать от здоровых детишек. Нарушение мелкой моторики рук. Нарушение артикуляционной моторики. Вялость мышц речевого аппарата. Уголки рта у ребенка постоянно опущены. Вялые губы остаются такими даже тогда, когда ребенок говорит. Слабая активность языка. Да и вообще язык тонкий и вялый, особенно кончик языка. Мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении или наоборот расслаблены. От этого на нем практически отсутствую мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные. Следующая особенность, которая указывает на возможность дизартрии, называется «апраксия». Это проявляется в том, что ребенок не может выполнить артикуляционным аппаратом движения, необходимые для произнесения определенных звуков или звукосочетаний.
Повышенное слюноотделение во время речи. Это тоже дизартрический признак. Еще можно наблюдать у ребенка дрожание языка. И не только язык не выдерживает нагрузок, возникающих при произнесении слов. Но и голосовые связки тоже начинают дрожать. Это называется гиперкинезы. Самый выраженный дефект звукопроизношения у больных дизартрией наблюдается при произнесении свистящих и шипящих звуков, а также пропуске некоторых звуков, особенно соединенных согласных. Нарушение речевого дыхания. У детей с дизартрией, часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается. Работа логопеда при таком диагнозе тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невропатолог, поэтому первый шаг навстречу к решению проблемы ребенка это поход к неврологу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя в логопедической группе"
Педагоги групп по исправлению нарушений речи – логопед и воспитатель должны работать во взаимодействии, стремится к созданию согласованного подхода в лечебно-оздоровительной работе, которая направлена...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"
КОНСУЛЬТАЦИЯ "Секреты учителя-логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"...
Консультация для воспитателей от педагога - логопеда.
quot;Речевые игры для коррекции звукопроизношения"....
Консультация для воспитателей. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников.
Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо, поскольку устранение речевых нарушений требует комплексного подхода....
Консультация для воспитателей."Краткий курс логопедии"
Предлагаем вашему вниманию консультацию для воспитателей комбинированных логопедических групп. Основы логопедии....
Консультация для воспитателей от учителя-логопеда на тему: «Роль фонематического слуха в развитии речи детей»
Тема моей консультации – Роль фонематического слуха в развитии детей....
Консультация для воспитателя от учителя-логопеда Особенности взаимодействия МБДОУ с семьями дошкольников с ТНР
Многие родители детей с ТНР испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно-образовательной работы с ними. Ограничиваться только пропагандой...