Формирование правильного произношения у детей раннего возраста.
статья по логопедии

Кулагина Ирина Александровна

Чем раньше обратим внимание на речь наших детей, тем больше возможностей скорректировать ее в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_prav_proiznosheniya.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование правильного звукопроизношения у детей раннего возраста.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.

Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.

Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.

Наиболее типичными возрастными несовершенствами звукопроизношения у детей трехлетнего возраста являются следующие:

1) согласные звуки произносятся смягченно: «сюлоськи» (чулочки), «толь»(стол), «зюби»(зубы), «скамееська»(скамеечка). Значительно реже, но все-таки наблюдаются обратные явления — замена мягких фонем твердыми: «тота»(тётя), «мыська»(мишка), «Луба»(Люба)

2) большинство детей не произносит шипящих фонемш, ж, ч, щ и заменяет их обычно свистящимис, з: «лосадка»(лошадка), «сапка»(шапка), «зук»(жук), «нозик»(ножик), «девоська»(девочка), «сетка»(щётка);

3) дети совсем не произносят звук р: «ука»(рука), «ыба»(рыба) или заменяют его другими звуками —л,л', в, и: «колова»(корова), «лот»(рот), «лёза»(роза), «кавман»(карман), «йак»(рак);

4) звук л чаше всего смягчается: «люза» (лужа), «толь»(стол). Нередкол заменяетсяй: «туй»(стул), «той»(стол), «йампа»(лампа);

5) звуки г, к, х или отсутствуют, или заменяютсят ид: «дуси»(гуси), «тоска»(кошка), «тлеп»(хлеб).

Кроме того, в этом возрасте детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков. Чаще ребенок произносит лишь один из звуков. Неударные слоги нередко выпадают,

звуки и слоги переставляются, взаимоуподобляются, особенно в длинных и новых словах: «тол» (стол), «леп»(хлеб), «ципёнок»(цыплёнок), «мицинел»(милиционер), «мачик»(мальчик), «плесин»(апельсин), «мнемножко»(немножко), «клювка»(клюква).

Постепенно все эти недочеты уменьшаются, а к четырем-пяти годам многие дети овладевают правильным звукопроизношением.

Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги.

Выше уже говорилось, что все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 4 — 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи. Таким образом, очень важно, чтобы окружающая ребенка речевая среда была вполне полноценной, т. е. и родители, и воспитатели говорили правильно, внятно.

Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, лепечут, сюсюкают с ним. Порой и воспитатели разговаривают с детьми на таком языке («Вовочке бо-бо»; «Машенька будет ням-ням»; «Давай наденем колготоськи»), ошибочно полагая, что вступают в более доверительные отношения с ребенком. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет его недостатки.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

Воспитатели детского сада должны руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой и внятной. В общей системе работы по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.

Развитию точной артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть во время речи на собеседника и таким образом следить за движениями губ, языка.

В дальнейшем необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.

Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с каким-то конкретным образом (з — песенка комара, с— песенка водички,ж — жужжание жука, пчелы,р — работа мотора самолета, автомобиля, ш — шипение сердитого гуся и т.п.).

Большой эффект дает использование шуток-чистоговорок. Дети с интересом слушают их, запоминают и повторяют («Са, са, са — хитрая лиса»; «Pa, pa, pa — высокая гора»; «Ку, ку, ку — кукушка на суку» и др.).

Полезны детям игры, основанные на звукоподражаниях. Так, например, малыши, как лошадки, цокают копытами; жужжат, как пчелы; тикают, как часики; мяукают, как кошки, и т. п. Дети с удовольствием повторяют за воспитателем, как звучит дудочка (ду-ду-ду), маленький колокольчик(дзинь-дзинь), большой колокол(дон-дон-дон).

Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ»

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...

Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного произношения у детей

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружа...

Советы для родителей по формированию правильного произношения у детей

Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, ребенку предстоит научиться уп­равлять своими органами речи, воспринимать обращен­ную к нему речь, осуществлять контроль за р...

"Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного произношения у детей дошкольного возраста"

"Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного произношения у детей дошкольного возраста"...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Период от 1 до 3 лет особенно благоприятный для освоения речи....

Формирование правильного произношения у детей старшего возраста. Ознакомление с бурятской культурой и языком

Формирование правильного произношения у детей старшего возраста. Ознакомление с бурятской культурой и языком...

Картотека чистоговорок с грамматическими формами для формирования правильного звукопроизношения у детей раннего возраста.

В данном материале представлена картотека игр  и упражнений  на развитие правильного произношения , развитие артикуляционного аппарата,  голосовой аппарат для детей раннего возраста.Сис...


 

Комментарии

Карелина Ирина Владимировна

Ирина Александровна! Очень нужная информация! Действительно, формирование у детей правильного звукопроизношения происходит не само по себе, а под благотворным влиянием речи взрослых и педагогического воздействия. Ребёнок должен слышать нормальную речь, получать от взрослых указания, как следует говорить, и в результате будет начинать испытывать интерес к правильной, чистой речи.

Калягина Елена Сергеевна

Все так и есть! Проверено на собственных детях, чем раньше начать заниматься с ребенком развитием речи и правильным произношением, тем лучше для ребенка, тем правильнее речь а в будущем и грамотнее письмо!

Солдатова Татьяна Леонидовна

Ирина Александровна, спасибо за замечательную статью! Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.