Ленивый язычок
консультация по логопедии
Невнятный и потешный детский лепет умиляет родителей, и они сами с удовольствием повторяют смешные детские словечки. Время идёт, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет. Иногда ребёнок привыкает неправильно произносить звуки, и то, что вначале казалось милым и забавным, становится неприятным для постороннего слуха и, главное, вредным для самого ребёнка.
Упрямые слова.
Невнятная речь и нечёткое произношение звуков доставляют ребёнку немало огорчений; малыш не получает радости от общения, он не может применить разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, так как окружающие его люди не понимают. Недостатки речи могут задерживать умственное развитие: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Нечёткое произношение приводит к тому, что малыш вообще плохо отличает один звук от другого. В результате у него вырабатывается фонематический слух, в детском саду ему вряд ли поручат прочесть стихи на утреннике, а в школе могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. Такой ребёнок плохо справляется со звуковым анализом слов, путает буквы, пишет так, как говорит. Сколько слёз ему предстоит пролить…
Ищите виноватых.
Но в первом классе бить тревогу уже поздновато, ведь основы фонематического слуха должны закладываться в раннем детстве. У детей пяти-шести лет с нормальным слухом и сохранным интеллектом невнятная речь и нечёткое произношение могут быть обусловлены следующими причинами:
- Отсутствием правильного образца для подражания (речь окружающих детей или взрослых является дефектной или в общении преобладает сюсюканье).
- Недостаточным развитием фонематического слуха (ребёнок не различает на слух похожие звуки).
- Наличием нарушений в строении речевых органов (губ, зубов, челюсти, языка, мягкого и твёрдого нёба).
- Недостаточной подвижностью органов артикуляции (нижней челюсти, губ и языка).
Красивая речь.
Внятная разборчивая речь ребёнка – заслуга семейного воспитания. Недостаточное внимание к речи малыша со стороны родителей и близких является одной из главных причин закрепления невнятного, нечёткого, а порой дефектного произношения звуков. Для формирования и воспитания правильной и красивой речи нужно не так уж много: следить за произношением ребёнка и более требовательно относиться к собственной речи.
Говорить с малышом нужно неторопливо, слова произносить чётко. Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребёнка, а также сюсюкать с ним. В противном случае у него не будет развиваться слуховой контроль – способность отличать правильное произношение от неправильного, а нормальное речевое развитие будет задерживаться. Но просто поправлять кроху недостаточно, нужно тренировать речевой аппарат.
Советы логопеда.
Для подвижности губ и языка проделывайте следующие упражнения:
- Открыть рот. Не закрывая его высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.
- То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать из одного угла рта в другой (игра «Часики»).
- То же, но кончик языка совершает круговое движение по нижней, верхней, снова нижней губе и в обратную сторону (не касаясь противоположной губы – игра « Вкусное варенье»).
- Научите ребёнка делать язык «лопаткой» (широкий язык, расслабленный, лежит на нижней губе). Слегка пошлёпайте черенком чайной ложки по середине языка, если он будет напряжённым.
- Затем научите ребёнка сильно высовывать напряжённый язык («иголочка»). Нужно, чтобы ребёнок мог сделать язык то «лопаткой», то «иголочкой».
- Из положения языка «лопаткой» легко сделать язык «трубочкой», если в этот момент слегка сжать пальцами с двух сторон щёки ребёнка и попросить его вдохнуть.
- Из того положения языка «лопаткой» можно сделать язык «чашечкой», если слегка загнуть кончик его вверх.
- Для губ можно рекомендовать упражнения в беззвучном произношении звуков И-У-И-У. или показать широко зубки и спрятать их.
- Дыхательные упражнения помогают освоить согласные буквы. «Хомячок»: пошмыгать носом (рот закрыт). «Собачке жарко»: часто подышать с высунутым языком. «Шарик»: вдох носом (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя).
10-15 минут такой гимнастики в день способствуют заметному улучшению произношения. Речь малыша становится отчётливой, разборчивой и понятной не только маме и близкому окружению, но и посторонним людям. Это приводит ребёнка в восторг: он начинает гордиться собой, у него исчезают проблемы с общением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы ленивой гимнастики
Комплекс № 1Спит морское царство Осьминожка тянет ножки,полное ...
Игры – вкусняшки для ленивого язычка.
Советы родителям.Как разнообразить артикуляционные упражнения, чтобы ребёнку было интересно, весело и вкусно....
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»
Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Сказка «О Веселом Язычке»...
Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"
Информационно - практический проект для детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Этот проект призван вызвать интерес детей к...
Памятка для родителей "Игры – «вкусняшки» для ленивого язычка"
Предлагаются игры и упражнения для развития артикуляционного аппарата в домашних условиях, используя вкусные продукты...
Памятка для родителей "Игры – «вкусняшки» для ленивого язычка"
Консультация для родителей Игры – «вкусняшки» для ленивого язычка. «Нельзя научить чему-нибудь, если нет желания учиться». Джордж Бернард Шоу. Важнейшая задача учителя-логопеда – учить ...
Логопедия - Работа с язычком. 4 сказки про весёлый язычок.
Артикуляционная гимнастика....