Ленивый язычок
консультация по логопедии

Ленивый язычок.

 

Невнятный и потешный детский лепет умиляет родителей, и они сами с удовольствием повторяют смешные детские словечки. Время идёт, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет. Иногда ребёнок привыкает неправильно произносить звуки, и то, что вначале казалось милым и забавным, становится неприятным для постороннего слуха и, главное, вредным для самого ребёнка.

 

Упрямые слова.

Невнятная речь и нечёткое произношение звуков доставляют ребёнку немало огорчений; малыш не получает радости от общения, он не может применить разговорные навыки для удовлетворения своих нужд, так как окружающие его люди не понимают. Недостатки речи могут задерживать умственное развитие: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Нечёткое произношение приводит к тому, что малыш вообще плохо отличает один звук от другого. В результате у него вырабатывается фонематический слух, в детском саду ему вряд ли поручат прочесть стихи на утреннике, а в школе могут возникнуть проблемы с чтением и письмом. Такой ребёнок плохо справляется со звуковым анализом слов, путает буквы, пишет так, как говорит. Сколько слёз ему предстоит пролить…

Ищите виноватых.

Но в первом классе бить тревогу уже поздновато, ведь основы фонематического слуха должны закладываться в раннем детстве. У детей пяти-шести лет с нормальным слухом и сохранным интеллектом невнятная речь и нечёткое произношение могут быть обусловлены следующими причинами:

  • Отсутствием правильного образца для подражания (речь окружающих детей или взрослых является дефектной или в общении преобладает сюсюканье).
  •  Недостаточным развитием фонематического слуха (ребёнок не различает на слух похожие звуки).
  •  Наличием нарушений в строении речевых органов (губ, зубов, челюсти, языка, мягкого и твёрдого нёба).
  •  Недостаточной подвижностью органов артикуляции (нижней челюсти, губ и языка).

Красивая речь.

        Внятная разборчивая речь ребёнка – заслуга семейного воспитания. Недостаточное внимание к речи малыша со стороны родителей и близких является одной из главных причин закрепления невнятного, нечёткого, а порой дефектного произношения звуков. Для формирования и воспитания правильной и красивой речи нужно не так уж  много: следить за произношением ребёнка и более требовательно относиться к собственной речи.

        Говорить с малышом нужно неторопливо, слова произносить чётко. Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребёнка, а также сюсюкать с ним. В противном случае у него не будет развиваться слуховой контроль – способность отличать правильное произношение от неправильного, а нормальное речевое развитие будет задерживаться. Но просто поправлять кроху недостаточно, нужно тренировать речевой аппарат.

Советы логопеда.

Для подвижности губ и языка проделывайте следующие упражнения:

  1. Открыть рот. Не закрывая его высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.
  2. То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать из одного угла рта в другой (игра «Часики»).
  3. То же, но кончик языка совершает круговое движение по нижней, верхней, снова нижней губе и в обратную сторону (не касаясь противоположной губы – игра « Вкусное варенье»).
  4. Научите ребёнка делать язык «лопаткой» (широкий язык, расслабленный, лежит на нижней губе). Слегка пошлёпайте черенком чайной ложки по середине языка, если он будет напряжённым.
  5. Затем научите ребёнка сильно высовывать напряжённый язык («иголочка»). Нужно, чтобы ребёнок мог сделать язык то «лопаткой», то «иголочкой».
  6. Из положения языка «лопаткой» легко сделать язык «трубочкой», если в этот момент слегка сжать пальцами с двух сторон щёки ребёнка и попросить его вдохнуть.
  7. Из того положения языка «лопаткой» можно сделать язык «чашечкой», если слегка загнуть кончик его вверх.
  8. Для губ можно рекомендовать упражнения в беззвучном произношении звуков И-У-И-У. или показать широко зубки и спрятать их.
  9. Дыхательные упражнения помогают освоить согласные  буквы. «Хомячок»: пошмыгать носом (рот закрыт). «Собачке жарко»: часто подышать с высунутым языком. «Шарик»: вдох носом (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя).

        10-15 минут такой гимнастики в день способствуют заметному улучшению произношения. Речь малыша становится отчётливой, разборчивой и понятной не только маме и близкому окружению, но и посторонним людям. Это приводит ребёнка в восторг: он начинает гордиться собой, у него исчезают проблемы с общением.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы ленивой гимнастики

Комплекс № 1Спит морское царство Осьминожка тянет ножки,полное ...

Игры – вкусняшки для ленивого язычка.

Советы родителям.Как разнообразить артикуляционные упражнения, чтобы ребёнку было интересно, весело и вкусно....

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

Логопедический проект "Мой подвижный язычок, Язычок - Звуковичок"

Информационно - практический  проект  для детей  старшего  дошкольного возраста с тяжелым нарушением  речи. Этот  проект  призван вызвать  интерес  детей к...

Памятка для родителей "Игры – «вкусняшки» для ленивого язычка"

Предлагаются игры и упражнения для развития артикуляционного аппарата в домашних условиях, используя вкусные продукты...

Памятка для родителей "Игры – «вкусняшки» для ленивого язычка"

Консультация для родителей Игры – «вкусняшки» для ленивого язычка. «Нельзя научить чему-нибудь, если нет желания учиться». Джордж Бернард Шоу. Важнейшая задача учителя-логопеда – учить ...