Консультация для педагогов "Экспрессивная речь"
консультация по логопедии
Консультация для педагогов на тему "Экспрессивная речь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspressivnaya_rech.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему «Экспрессивная речь и ее расстройства»
(слайд1)
Экспрессивная речь и ее расстройство
(слайд 2)
Речь специфическая человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка, который представляет собой дифференцированную систему кодов, обозначающую объекты и их отношения.
(слайд 3)
Устная экспрессивная речь активно задействует органы артикуляции (язык, небо, зубы, губы). Но, по большому счету, физическое воспроизведение звуков является только следствием деятельности мозга. Любое слово, предложение или фраза вначале представляют собой идею или образ. После того как происходит их полное формирование, мозг посылает сигнал (приказ) речевому аппарату.
(слайд 4)
Нарушения речевой функции могут быть обнаружены как у детей с еще не сформировавшимся в полной мере речевым аппаратом, так и у взрослых людей, перенесших инсульт или страдающих другими заболеваниями. В последнем случае речь может полностью или частично восстановиться.
(слайд 5)
Всю совокупность физиологических механизмов, участвующие в формировании речи, можно разделить на 2 группы - механизмы восприятия и механизмы воспроизведения речи. В связи с этим выделяют 2 основных вида речи: импрессивную и экспрессивную.
Физиологические механизмы понимания речи проще механизмов произношения. Поэтому импрессивная речь развивается у детей раньше и лучше, чем экспрессивная.
(слайд 6)
Импрессивная речь
Это восприятие и понимание речи.
В 1874 г. немецкий психоневролог К. Вернике установил, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается глухим к словам.
(слайд 7)
Экспрессивная речь
Это произнесение звуков речи самим человеком.
В 1861г. французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев – в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.
(слайд 8)
Экспрессивная речь в свою очередь делится на устную и письменную экспрессивную речь.
(слайд 9)
Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевые схемы) и завершается развернутым речевым высказыванием.
(слайд 10)
Экспрессивная речь у детей формируется на основе подражания взрослым и желания активно с ними общаться. Начиная с первых месяцев жизни ребенок учится воспринимать обращенные к нему слова. Развитие экспрессивной речи проходит ряд этапов. От крика младенец переходит к гулению, лепету -мышечным сокращениям в органах речи- все это безусловные звуковые рефлексы (они включаются в первую сигнальную систему), а со второго года появляются слова, элементы речи, которые относятся ко второй сигнальной системе.
(слайд 11)
Позднее появление речи является признаком расстройства экспрессивной речи, общего недоразвития речи. По степени тяжести Р.Е Левина разделила ОНР на три уровня. Позже Т.Б. Филичева описала четвертый уровень.
(слайд 12)
Неполноценная речевая деятельность приводит к тому, что у детей страдают сенсорная, интеллектуальная и аффективно-волевая сферы.
Так же у них проявляется снижение вербальной памяти, внимание неустойчиво, возникают трудности при распределении внимания.
Дети не проявляют инициативы в общении, малоактивны.
(слайд 13)
Причины нарушения экспрессивной речи.
-Минимальная мозговая дисфункция выдвигается в качестве возможной причины.
-Генетическая предрасположенность. Наличие нарушений экспрессивной речи у кого-нибудь из близких родственников.
-Кинетический компонент тесно связан с нейропсихологическим механизмом расстройства.
-В преобладающем большинстве случаев нарушенная экспрессивная речь связана с недостаточным формированием пространственной речи (а именно, зоны теменного височно-затылочного перекрестка). Это становится возможным при левополушарной локализации речевых центров, а также при нарушениях функционирования именно в левом полушарии.
-Недостаточное развитие нейронных связей, сопутствующее органическому поражению зон коры, отвечающих за речь (как правило, у правшей).
-Неблагоприятное социальное окружение: люди, у которых уровень речевого развития очень низок. Экспрессивная речь у детей, находящихся в постоянном контакте с такими людьми, может иметь отклонения.
При установлении вероятных причин нарушений речи, не следует исключать возможность отклонений в работе слухового аппарата, различных расстройств психики, врожденных пороков органов артикуляции и других заболеваний. Как уже доказано, полноценная экспрессивная речь может быть развита только у тех детей, которые способны правильно имитировать услышанные звуки. Поэтому чрезвычайно важным является своевременное обследование органов слуха и речи.
Кроме перечисленных, причинами могут стать инфекционные болезни, недостаточное развитие головного мозга, его травмы, опухолевые процессы (давление на структуры мозга), кровоизлияние в головную ткань.
(слайд 14)
Какие встречаются нарушения экспрессивной речи? Среди речевых нарушений чаще всего нарушение экспрессивной речи наблюдается при дизартрии, алалии, афазии, мутизме. Иногда психоневрологи ставят Диагноз F 80.1- нарушение экспрессивной речи.
(слайд 15)
Расстройство экспрессивной речи диагностируется:
-детским психологом
-неврологом
-логопедом.
Если отсутствует органическое поражение головного мозга, нарушение слуха, задержки психомоторного развития или умственной отсталости.
(слайд 16)
Исследование экспрессивной речи проводят для того, чтобы выявить у ребенка сформированное грамматическое строение речи, изучить словарный запас и звукопроизношение.
Благодаря правильной организации обследования за один прием можно выявить различные умения и навыки, путем изучения одного вида деятельности и заполнить более одного пункта речевой карты. В качестве примера можно привести просьбу логопеда рассказать сказку. Объектом его внимания становятся:
произношение звуков;
дикция;
навыки использования голосового аппарата;
вид и сложность предложений, использованных ребенком.
(слайд 17, 18, 19)
В речевой карте заполняются следующие разделы.
(слайд 20-24)
Примерные диагностические задания:
«Назови детенышей животных», «Назови части предметов», «Назвать прилагательные (по цвету, по форме)», «Назвать прилагательные (по качеству материала)», «Назвать действия с переносом на себя».
(слайд 25)
Н-Р Обследовать умение ребенка правильно употреблять в речи имя существительное единственного числа: в винительном, дательном, родительном, творительном падежах без предлога и с предлогом. Можно на игре «Кому что нужно». Обследовать можно сразу пять детей.
-Кого ты видишь? (Повара. Врача Милиционера)
-Что ты видишь? (краски, пистолет, курицу)
- На кого ты смотришь? ( На повара. На врача и т. д.)
На что ты смотришь? (На курицу. И т.д.)
Кому нужны эти орудия труда?
Кто чем работает? И т.д.
(слайд 26)
Этапы работы по развитию экспрессивной речи детей с ОНР
Первый этап
- формирование звуковой речевой активности детей,
развитие понимания речи,
стимуляции звукосочетаний и звукоподражаний,
дыхательные, голосовые, артикуляционные упражнения,
обучение называнию отдельных слов, предметных картинок и действия, изображённые на этих картинках
(слайд 27)
Третий, четвертый этап
(слайд 28)
Альтернативное толкование термина «экспрессивная речь» Само слово «экспрессия»- значит выразительность, сила проявления чувств и переживаний. В русском языке немало слов, у которых к их номинативному значению добавляется элемент экспрессии. (на пример: вместо нейтрального слова ХОРОШИЙ, можно подобрать несколько синонимов экспрессивной окраски, приходя в восторг мы говорим ПРЕКРАСНЫЙ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ, ЧУДЕСНЫЙ). Использование экспрессивно эмоциональной лексики должно быть уместным и грамотным. В противном случае смысл высказывания может быть искажен или получит комическое звучание.
(слайд 29)
Дети с расстройством экспрессивной речи нуждаются в длительных индивидуальных занятиях с логопедом, консультации психолога, а также, при наличии показаний, лечении у психоневролога.
Задачами логопедической коррекции являются: овладение основными фонемами, пополнение словарного запаса, практическое освоение грамматики, формирование навыков построения предложений.
Прогноз
Своевременно выявленная патология при условии регулярных занятий с логопедом и психологической коррекции позволяет ребёнку нормально развиваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»
Консультация для воспитателей "Речь воспитателя как средство развития речи детей»...
Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме: «Игротерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал в помощь родителям...
Консультация для педагогов " Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя".
Составила воспитатель ГБОУ СОШ №956 (дошкольное отделение): Смирнова Н.В.«Речь воспитателя. Требования к речи воспитателя»Ребёнок постоянно вращается среди взрослых: и дома, и в дошкольном учреждении....
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)
Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....