К грамматике через игру
статья по логопедии (старшая группа)
С каждым годом появляется все больше и больше детей, у которых отмечается общее недоразвитие речи, и это нарушение имеет тенденцию к значительному росту. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и с сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи, а так же наблюдаются нарушения грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К грамматике через игру | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К грамматике через игру.
С каждым годом появляется все больше и больше детей, у которых отмечается общее недоразвитие речи, и это нарушение имеет тенденцию к значительному росту. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и с сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи, а так же наблюдаются нарушения грамматического строя речи.
Грамматическая система русского языка сложна, ребенку с общим недоразвитием речи самостоятельно с ней не справится.
Усвоение дошкольниками грамматического строя происходит постепенно, путем подражания. Однако только речевого общения и образцов для подражания часто недостаточно для того, что бы ребенок научился правильно говорить, так как в русском языке существует множество невозможных грамматических форм. Нарушение грамматического строя речи - аграмматизмы – нередко занимают ведущее место, делая речь ребенка малопонятной.
В дошкольный период жизни ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в условиях школьного обучения приводит к дисграфии – нарушению письма.
Актуальность обусловлена тем, чтобы компенсировать речевое недоразвитие ребенка, подготовить его к дальнейшему обучению в школе, социально адаптировать.
Цель данной работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка: умение анализировать языковой материал, синтезировать языковое единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков.
На этой основе у детей формируются представления о различных грамматических формах и конструкциях, которые затем, в ходе выполнения специальных заданий, включаются в коммуникативные функции.
Задача: Совершенствование грамматического строя и синтаксической стороны речи.
Практическая значимость: Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, общедидактических принципов, использование многообразных дидактических игр и приемов в сочетании с многократностью и вариативностью предлагаемых речевых упражнений позволяет достичь эффективности в коррекционной работе по формированию грамматического строя речи и устранению аграмматизма у детей с общим недоразвитием речи. Так, при регулярном выполнении заданий, наиболее эффективно и качественно корригируется грамматический строй речи, что проявляется в полном устранении или, при тяжелой патологии, в значительном снижении количества аграмматизмов в речи детей; работа в тетрадях (рисовании) помогает осмыслению речевого материала; значительно расширяется и обогащается активный словарь детей, улучшаются слуховое внимание, память, развивается мышление; задания на составление самостоятельных высказываний способствуют формированию грамматических навыков и умений.
Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводятся, как правило, 5-10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи.
Дидактические игры помогут ребенку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, формировать словоизменение и словообразование. Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими речевые нарушения, следует проводить во всех видах деятельности. Детям следует предлагать различные задания, которые позволяют развивать внимание к слову, к его оттенкам и значениям.
В задании представлены авторские игры и занятия.
АВТОРСКИЕ ИГРЫ
Игра «Скотный двор»
Цель игры: Употребление глаголов в ед.ч.
Оборудование: игрушки: корова, свинья, петух, лошадь, овца, собака, курица.
Описание игры. Дети подходят к расставленным игрушкам. Это скотный двор. Педагог произносит слова:
Мы на скотный двор пришли,
И животных там нашли.
Они голос подают
И по-разному поют.
Вот мычит корова (педагог показывает на корову) «Му-му»
- Как мычит корова? (дети хором: Му-му»)
- А корова что делает? (мычит)
- Ржет лошадка снова: «Иго-го»
- Что делает лошадка? (ржет)
- Вот заблеяла овца: «Бе-бе»
- Как заблеяла овца? (бе-бе)
- Овца что сделала? (заблеяла)
- И захрюкала свинья: «Хрю-хрю»
- Как захрюкала свинья? (хрю-хрю)
- Что сделала свинья? (захрюкала)
- Звонко петушок поет: «Кукареку-кукареку»
- Что делает петушок? (кукарекает)
- Как собачка голос подает? «Гав-гав»
- Что собачка делает? (лает)
Животных всех не перечесть, у каждого свой голос есть.
Игра «Чей хвост краше»
Цель: употребление притяжательных прилагательных; развития словаря признаков.
Оборудование: маски и хвосты диких животных.
Описание игры: дети надевают маски, приделывают хвосты и становятся в круг.
- Выходи лесной народ,
- Становись-ка в хоровод!
- Хвостик нам свой покажи.
- И о нем нам расскажи.
Один ребенок (лисичка) выходит в круг. Показывает хвостик, выполняет движение хвостиком. Педагог: «У тебя чей хвостик?» (лисий)
- Какой у лисички хвост? Дети по очереди отвечают (пушистый, рыжий, мягкий, длинный).
Игра продолжается пока каждый персонаж не опишет хвост своего животного.
Игра «Коробейники»
Цель: учить употреблять существительные во множественном числе.
Вот идет к нам коробейник,
Предлагает свой товар:
- Вы ребята, подбегайте,
- Есть в корзинке у меня два хорошеньких мяча, много ручек и тетрадей, красок и карандашей.
Дети подходят, выбирают предметы и называют их во множественном числе. Предметы могут быть на любую тематику.
Тема: «Овощи. Труд взрослых в огороде»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений детей о труде людей в огороде. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, употребление глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связанной речи, памяти, мышления, зрительного внимания, мимики, общей моторики. Воспитательные цели. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.
Оборудование. Картины с изображением овощей, муляжи, резиновый мяч среднего размера, вертушки, ТСО, аудио кассета с записью песни Чайковского «Осенняя песня».
Предварительная работа. Продолжение во время прогулки наблюдений за осенними изменениями в природе. Участие в уборке урожая с опытного участка. Сюжетно-ролевая игра «Повара».
Ход занятия.
- Орг. момент:
- Развитие мелкой моторики. Координации движений в сочетании с речью «Сколько грядок в огороде?»- поочередно загибать пальцы.
- Мимические упражнения.
Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались. Изобразить веселое огородное пугало.
- Вводная беседа. Оживление личного опыта (развитие связной речи, памяти).
Дети смотрят в окно и рассказывают о том, что произошло в природе за прошлые дни.
Логопед. В выходные дни многие из вас ездили на дачу, расскажите, что вы там делали.
- Психогимнастика. Изобразить капусту на грядке; кабачок, подставивши к солнышку бочок, соленые огурцы в банке.
Физминутка. Сажаем огород.
- Игра с мячом. Правильно называть один овощ и много овощей, и наоборот. Например: огурец - огурцы, тыква-тыквы и т.д.
- Детям раздаются картинки с изображением овощей. Ответь: Как называется сок?
Игра «Маленькие повара». Закрепление относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Детям бросается мяч и задается вопрос «Что можно приготовить из картофеля? Что можно приготовить из капусты? и т.д.»
- Штриховка. На схеме нарисованы овощи и фрукты. Заштриховать только овощи.
- Подведение итога занятия. О чем мы сегодня говорили? Что вам запомнилось?
Тема: «Перелетные птицы»
Коррекционно-образовательные. Обобщение представление о периоде осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, уточнение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы». Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связанной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления и памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координация движения.
Воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Предметные картинки с изображениями птиц, схема, вертушки, лазерная указка, аудиопроигрыватель с записью криков улетающих журавлей, резиновый мяч среднего размера.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами во время прогулок. Просмотр слайдов с изображениями перелетных птиц. Чтение сказки Андерсена «Дикие лебеди» и сказки Гаршина «Лягушка-путешественница».
Ход занятия.
- Орг. момент. Отгадывание загадки:
Птицы стаями летят.
Грустно. Дождь и листопад.
Ветер тучи в небе носит,
Потому что это ………..
Продолжим разговор об осени, поговорим о том, что происходит осенью в жизни птиц, рассмотрим картину «Отлет птиц».
- Предварительная беседа. Развитие диалогической речи. Создание эмоционального фона восприятия картины. Прослушивание записи криков улетающих журавлей. Что вы услышали? Какими были крики? Почему?
- Рассматривание картины «Отлет птиц» и беседа по ней. Кого вы видите на картине? Что они делают? Где птицы собираются в стаи? Каких птиц вы видите на переднем плане? Какие птицы собрались у самой воды? Кого вы видите вдалеке на воде? Стаи каких птиц поднялись высоко в осеннее небо? Какая природа окружает птиц? Какое настроение вызывает картина?
- Подвижная игра - «Лебеди учатся летать».
- Игра с мячом. Чей? Чья? Чье? Образование притяжательных прилагательных. Например: шея лебедя - чья шея? – лебединая и т.д.
- Составь схему (совершенствование навыка анализа предложения). Птицы улетают на юг. Анализ предложения.
- Обведение птиц по контуру.
- Итог. Дети рассказывают о том, что они делали на занятии.
Тема: «Домашние животные»
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний и домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме домашние животные, формирование целостного представления, совершенствование составления рассказа по картине. Образование и употребление притяжательного прилагательного.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительно внимания, мышления, тонкой и общей моторики.
Воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, активности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Альбом «Животные». Запись голосов домашних животных, предметные картинки домашних животных, маленький резиновый мяч.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий с изображениями домашних животных, просмотр слайдов, разучивание подвижной игры «Кони». Чтение рассказа Паустовского «Кот - ворюга»
Ход занятия.
- Орг. момент. включение записи голосов домашних животных. Как вы думаете, где мы сейчас оказались? Чьи голоса мы услышали?
Сегодня мы будем говорить о домашних животных, об их внешнем виде, о том, как они живут у человека. Как человек ухаживает за ними.
- Игра «Кто, что делает?» (расширение глагольного словаря). Я качу вам мяч, вы заканчиваете предложение. Корова мычит. Как мычит корова? Что она делает?
- Рассматривание картину «Лошади и жеребята» и беседа по ней.
- Подвижная игра «Кони» (координация речи с движением, развитие общей моторики).
- Игра с мячом «Чей? Чья? Чье? Чьи?», образование притяжательных прилагательных. Например: рога быка - чьи рога? Голова собака - чья голова? И т.п.
- Составление плана рассказа по картине. С чего нужно начать рассказ по картине (описание природы), о ком или о чем будете рассказывать дальше. Чем вы закончите рассказ.
- Рассказ по картине.
- Окончание занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика в играх и картинках. Для детей 2-7 лет
Эта книга поможет провести занятие и по развитию речи (коммуникация) и при обучении грамоте в более старших группах доу....
Грамматика в играх (по лексическим темам)
Грамматика русского языка достаточно сложна и при её усвоении у детей бывает немало трудностей, особенно у детей с речевыми нарушениями. Они нередко путают предлоги, ...
Грамматика в играх. Зима.
Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. В ней предложено 50 дидактических игр, посвященных лексическ...
Семинар-практикум для родителей "Грамматика в играх"
Показать родителям необходимость систематического контроля за грамматической правильностью речи у детей в домашних условиях....
ГРАММАТИКА В ИГРАХ И КАРТИНКАХ М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. В ней предложено 50 дидактических игр, посвященных лексическ...
Грамматика в играх и упражнениях
Игры и упражнения направлены на формирование морфологической и синтаксической системы языка у старших дошкольников....
Грамматика в играх и картинках
В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи). ...