Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.
методическая разработка по логопедии

Крактое описание правильного выполнения артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей:

1. Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин.

2. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-10 раз.

3. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.

4. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть ненапрягаемыми.

5. Во время выполнения упражнения целесообразно использовать свою ладонь и ладонь ребенка для имитации движений языка.

6. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.

7. Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление.

Упражнения для развития подвижности языка, губ, щек, мягкого неба и нижней челюсти:

Упражнение «БЕГЕМОТИК» («Окошко»)https://pandia.ru/text/80/371/images/image006_94.jpghttps://pandia.ru/text/80/371/images/image007_81.jpg

Цель: научить удерживать рот широко открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.

Краткое описание упражнения: Улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать позицию на счет до 5.

Следить, чтобы губы были растянуты, зубы должны быть видны, корень языка опущен, язык располагается в полости рта симметрично. Повторить 5-10 раз.

Упражнение «БЛИНЧИК» («Лопаточка»)https://pandia.ru/text/80/371/images/image008_75.jpghttps://pandia.ru/text/80/371/images/image009_84.jpg

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении

Краткое описание упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до десяти. Если язычок не становится широким и распластанным, предложите ребенку пошлепать язык губами, произнося звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ…

Упражнение «КАЧЕЛИ»

https://pandia.ru/text/80/371/images/image023_33.jpghttps://pandia.ru/text/80/371/images/image024_31.jpgЦель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, вырабатывать умение удерживать широкий распластанный язык за верхними и нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать язык в таком положении под счет от одного до пяти. Затем поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Упражнение «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Цель: Укреплять мышцы передней части языка, вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

https://pandia.ru/text/80/371/images/image025_29.jpghttps://pandia.ru/text/80/371/images/image026_29.jpg        Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Обязательно следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, а боковые края его должны касаться углов рта.

Упражнение «МАЛЯР»https://pandia.ru/text/80/371/images/image035_16.jpg

Цель: Отрабатывать движения языка вверх, вырабатывать его подвижность.https://pandia.ru/text/80/371/images/image036_16.jpg

Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком широкого языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад (от горлышка к зубкам и обратно). Следить за тем, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны. Кончик языка должен доходить до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, а не высовываться изо рта. Повторить упражнение 10-15 раз.

Упражнение «ЛОШАДКА»

https://pandia.ru/text/80/371/images/image037_19.jpghttps://pandia.ru/text/80/371/images/image038_17.jpgЦель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к небу, а затем падал вниз. Цокать с переменным темпом (то медленно, то быстро).

Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна – работает только язык.

Упражнение «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»

https://pandia.ru/text/80/371/images/image039_17.jpghttps://pandia.ru/text/80/371/images/image040_15.jpgЦель: Укреплять мышцы кончика языка, учить детей удерживать кончик языка за зубами.

Описание:

А) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу-вверх.

Б) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, а потом делая движения снизу-вверх.

В) Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубки с внешней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Следить за тем, чтобы губы были неподвижны, находились в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу-вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Упражнение «ГРИБОК»

https://pandia.ru/text/80/371/images/image044_17.jpgЦель: Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).https://pandia.ru/text/80/371/images/image043_17.jpg

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к твердому небу, широко открыть рот (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

Следить за тем, чтобы губы были в положении улыбки. Это упражнение повторять 5-10 раз.

Упражнение «ГАРМОШКА»

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку.https://pandia.ru/text/80/371/images/image045_13.jpghttps://pandia.ru/text/80/371/images/image046_14.jpg

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается уздечка). Губы находятся в положении улыбки.

Следить за тем, чтобы губы, при открывании рта, были неподвижны.

Также при открывании рта не должна провисать одна из сторон языка.

Выполнять это упражнение нужно медленно 5 -10 раз.

Упражнение «ЧАСИКИ»

Цель: Развивать мышцы языка, развивать умение владеть языком.https://pandia.ru/text/80/371/images/image050_12.jpg

Описание: Рот приоткрыть, улыбнуться. Кончиком узкого языка попеременно тянуться то к правому, то к левому уголкам рта.

Следить за тем, чтобы работал только язык – нижняя челюсть и губы должны быть неподвижны. Повторить 10-15 раз.

Упражнение «ЧАШЕЧКА» https://pandia.ru/text/80/371/images/image063_15.jpg

 Цель: Укреплять боковые мышцы языка и мышцы передней части языка, вырабатывать умение удерживать язык в форме чашечки.https://pandia.ru/text/80/371/images/image062_11.jpg

Описание: Широко открыть рот. Широкий, распластанный язык положить на нижнюю губу (как описано в упражнении «Блинчик»). Передним и боковыми краями широкого языка потянуться к верхним зубам, но не дотрагиваться до них. Язык приобретает форму углубления – «чашечки». Удерживать язык в таком положении под счет от 1 до 10. Следить за тем, чтобы язык не дрожал.

Упражнение «ЖУК ЖУЖЖИТ»

https://pandia.ru/text/80/371/images/image070_12.jpgЦель: Вырабатывать умение удерживать язык в форме «чашечки» за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Вырабатывать воздушную струю, идущую посередине языка.

https://pandia.ru/text/80/371/images/image071_10.jpg

Описание: Рот открыть. Язык в форме «чашечки» поднять вверх. Боковые края языка прижать к боковым зубам. Передний край языка должен оставаться свободен.

А) В таком положении языка длительно произносить звук Ж-Ж-Ж…

Б) Произнося звук Ж-Ж-Ж, производить колебательные движения (поглаживания) из стороны в сторону по нижней поверхности языка чистым(!) пальцем, или соской, надетой на палец ребенка, или черенком чайной ложки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для родителей

Многие родители сталкиваются с трудностями выполнения артикуляторной гимнастики с детьми дома. Данные рекомендации направлены на обогащение знаний родителей о строении речевого аппарата, о возможностя...

Рекомендации для выполнения артикуляционной гимнастики.

Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие правила: не принуждать, выполнять без напряжения, выполнять последовательно....

Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей.

Советы и методические рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики с детьми....

Фронтальная консультация учителя-логопеда для воспитателей "Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики"

Представлены методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики начиная с раннего возраста и заканчивая подготовительной к школе группы....

Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей:

Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей...

Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если ...