"Настольно- печатные игры в развитии речи детей с ОНР"
статья по логопедии (подготовительная группа)
Использование авторской игры "Фифекты- фикции" в развитии речи детей сОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastolno-pechatnye_igry.docx | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Настольно-печатные игры, как приём развития речи у детей с ОНР.
Настольно печатные игры – одно из средств развития речи детей с ОНР. Особенностью этих игр является то, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Но ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация. А играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Анализ работ З.М. Богуславской, А.Н. Усовой, Д.Б. Эльконина, занимающихся проблемой игры показал, что главной целью любой игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. В игре осуществляется развитие речи,познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности мышления. Большинство игр носит коллективный характер, что способствует формированию у детей навыков общения.
Настольно - печатная игра является игровым методом обучения дошкольников, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством воспитания ребенка.
Игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Выделяются следующие структурные составляющие игры:
1)дидактическая задача;
2)игровые действия;
3)правила игры;
4)результат.
Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей.
Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия способствуют познавательной активности я, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В настольно- печатной игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
.
Настольно- печатные игры используются при решении задач образовательных областей «Познание», «Труд», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», в развитии сенсорной культуры воспитанников как часть занятия - и для знакомства с новым материалом, и для закрепления пройденного.
Настольно-печатные игры так же разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать речь развивать мыслительные процессы, , развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. К настольным играм относятся разнообразные игры:
- предметного лото, домино, тематические игры («Где что растет?», «Когда это бывает?», «Кому это нужно» и др.);
- игры типа мозаики;
- настольно-двигательные игры («Бильярд», «Хоккей»);
- интеллектуальные - шашки, шахматы, игры-головоломки.
Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнеров.
В нашей группе для развития речи детей мы используем авторскую игру « Фифекты –фикции»
Основная цель игры — развитие речи у ребенка. Однако, игра будет чрезвычайно полезна и интересна и детям не имеющим проблем с произношением звуков. В игре много заданий, отвечающих за развитие мелкой моторики, воображения, интеллекта и даже ловкости.
В центре игрового поля располагается замок богатырей, который окружают четыре сказочные страны. В этих странах живут Баба Яга, Леший, Водяной и Змей Горыныч. Цель игры — обойти всех злодеев на карте, выполняя их задания, и вернуться в родной замок.
У игры очень богатая комплектация, а картон и пластик очень качественные и безопасные. Игровое поле, 3 игровые фигурки богатырей, 120 карточек с заданиями, 24 счетные палочки, набор из шнурков, 2 пакетика для карточек, 1 игровой кубик и правила игры.
В игре есть 2 вида заданий, каждый из которых разделен на 4 группы. Каждая группа направлена на работу с определенным звуком или группой звуков: свистящие ([с], [з], [ц]), шипящие ([ш], [ж], [ч]), [р] и [л]. Перед началом игры следует определиться, какие звуки будут «прорабатываться» в игре.
.
В комплекте с игрой идут правила, в которых подробно описано каждое упражнение. Однако проще всего освоить правильную технику выполнения заданий с помощью записанных автором игры видеороликов. Это просто — запустите видео на телефоне или планшете и повторяйте за логопедом!
В игре может принимать участие до 9 игроков — при условии разделения детей на команды
Игроки отправляются в путешествие, выполняют задания сказочных персонажей. Ребята активно используют воображение, развивают речь, мелкую моторику, память, внимание и творческое мышление.
Все задания проходят в игровой форме и участники помогают друг другу выполнять выпавшие задания. Проигравших в игре нет! Это здорово, ведь юные игроки очень не любят проигрывать.
Вас ждут 26 видов игровых заданий!
- Артикуляционная гимнастика.
- Выложи узор из палочек и шнурков.
- Повтори стишок.
- Дорисуй половинку узора.
- Исправь ошибку во фразе.
- Придумай предложение, используя заданные слова.
- Развитие ловкости.
- И многое другое.
Термина «логопедические игры» в классификации игр дошкольной педагогики не существует, поэтому правильнее говорить об использовании общеизвестных игр в логопедической работе с детьми. Дидактические игры, направленные на формирование грамматических категорий и навыков словообразования у детей с ОНР, тесно связаны. Поэтому большинство игр имеют не одну, а несколько целей. Кроме того, они направлены на развитие высших психических функций.
Дидактическая игра оказывает большое влияние на развитие познавательной деятельности дошкольников с нарушениями речи. В результате систематического ее использования в коррекционном процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т. д. При рациональном подборе игр можно добиться постепенного, прочного формирования лексико-грамматического строя речи. Игра при использовании в НОД является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей, повышает их работоспособность, но и воспитывает человеческие качества: чувство коллективизма и взаимовыручки.
Представленный материал способствует формированию лексико-грамматических категорий речи и навыков словообразования у детей с ОНР III уровня.
Используемая литература:
1.Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Настольно-печатные игры по развитию речи детей 5 - 7 лет
Игры по развитию речи помогут подготовить детей 5 - 7 лет к обучению в школе....
Консультация для родителей "Роль настольно-печатных игр в развитии речи детей
Материал полезен для воспитателей детских садов, родителей. Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей....
Конспект к настольно - печатной игре "Разрезные картинки" для детей средней группы
Знакомство с настольно - печатной игрой "Разрезные картинки" в совместной деятельности....
Настольно печатная игра по развитию речи дошкольников "Кто что делает"
Цель игры: формировать умение детей правильно использовать в речи глаголы третьего лица, в единственном числе, настоящего времени....
Рекомендации по использованию настольно – печатных игр по развитию речи на примере русских народных сказок, потешек, пестушек и т.п.
Рекомендации по использованию настольно – печатных игр по развитию речи на примере русских народных сказок, потешек, пестушек и т.п.Современный мир достаточно богат всевозможными играми, на...
"Настольно-печатные игры в развитии детей дошкольного возраста»
В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен и...
Настольно – печатная игра «Экологическая тропа» для детей 4-7 лет
Структура настольно – печатной дидактической игры Настольно – печатная игра «Экологическая тропа» сделана по принципу игры – «ходилки» и состоит и...