Организация игровых проблемных сюжетов в обучении старших дошкольников, используя дидактическое пособие "Занимательный аэростат"
консультация по логопедии (старшая группа)
Для решения актуальных проблем связанных с обучением грамоте дошкольников, опираясь на ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игру, основываясь на принципе наглядности, в условиях реализации ФГОС на своих занятиях я использую авторские дидактические пособия по обучению грамоте детей, одно из них – это многофункциональное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Занимательный аэростат».
Проблемные ситуации и занимательные сюжеты связаны с полетом, путешествиями, экскурсиями, приключениями на воздушном шаре по сказочной стране Грамоте, по её городам (Звукограду, Слогограду, Ребусграду и др.) лесам, горам, озерам, полям и рекам. Динамичные сюжеты способствуют двигательной и мыслительной активности детей, поддерживают интерес детей на протяжении всего занятия.
Путешествуя, дети встречают сказочных героев, животных, птиц и многих других персонажей, которым помогают, с которыми вместе преодолевают разные испытания, познавая первоначальные основы обучения грамоте. Путешествия проходят под музыкальное сопровождение с использованием компьютерных презентаций и мультимедийных средств.
Далее представлены эпизоды путешествий с проблемными игровыми сюжетами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9» города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Консультация
Тема: Организация игровых проблемных сюжетов в обучении старших дошкольников элементам грамоты, используя дидактическое пособие
«Занимательный аэростат».
учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Шлюгина Надежда Владимировна
2017 год
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось бы речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с поступлением ребенка в школу. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Еще одна причина актуальности этой проблемы - возросшее требование школ к будущим первоклассникам. Одно из требований - готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым анализом и синтезом в дошкольном возрасте.
Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации у детей к школьной жизни. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Следует отметить, занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, инициативы и самостоятельности.
Исследования учёных позволили установить оптимальные сроки для начала обучения грамоте. Подготовка к обучению грамоте должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутье» к языку. Он обладает чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи. Игра — является одной из форм детской познавательной активности. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Систематическое применение игровых технологий в образовательной деятельности с детьми по обучению грамоте значительно повышает качество обучения, помогает эффективно решать задачи по формированию звукового анализа и синтеза, основываясь на ведущем виде деятельности дошкольника — игре.
Особую роль в обучении детей в дошкольном возрасте играет наглядность, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Использование различных видов наглядности: рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем, и т.д. – способствует осознанному восприятию того нового материала, с которым знакомит детей взрослый. Я. А. Коменский считал его «золотым правилом» дидактики. Принцип наглядности соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание.
Для решения актуальных проблем связанных с обучением грамоте дошкольников, опираясь на ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игру, основываясь на принципе наглядности, в условиях реализации ФГОС на своих занятиях я использую авторские дидактические пособия по обучению грамоте детей, одно из них – это многофункциональное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Занимательный аэростат». (см. Приложение)
Проблемные ситуации и занимательные сюжеты связаны с полетом, путешествиями, экскурсиями, приключениями на воздушном шаре по сказочной стране Грамоте, по её городам (Звукограду, Слогограду, Ребусграду и др.) лесам, горам, озерам, полям и рекам. Динамичные сюжеты способствуют двигательной и мыслительной активности детей, поддерживают интерес детей на протяжении всего занятия.
Путешествуя, дети встречают сказочных героев, животных, птиц и многих других персонажей, которым помогают, с которыми вместе преодолевают разные испытания, познавая первоначальные основы обучения грамоте. Путешествия проходят под музыкальное сопровождение с использованием компьютерных презентаций и мультимедийных средств.
Далее представлены эпизоды путешествий с проблемными игровыми сюжетами:
- «Подбери картинки для Звуковых гномов»;
Описание: Ребята, гномы никак не могут поделить картинки между собой и поэтому поссорились. Как нам помирить гномов? Правильно, поможем им поделить картинки. С какими звуками дружит красный звуковой гном? Правильно с гласными. Поэтому для него выберем картинки с предметами, названия которых начинаются…(на гласные звуки). Давайте поместим эти картинки в кармашки на красном секторе воздушного шара. С какими звуками дружит синий звуковой гном? Правильно с твердыми согласными звуками. Ему подарим картинки с предметами, названия которых начинаются…(на твердые согласные звуки). А пока эти картинки разместим на синем секторе. С какими звуками дружит зеленый звуковой гном? С мягкими согласными звуками. Ему подарим картинки с предметами, названия которых начинаются…(на мягкие согласные звуки). Их поместим на зеленом секторе шара.
- «Подари картинки Оле, Полине, Диме»;
Описание: Мы прилетели в гости к Оле, Полине и Диме. В гости принято ходить с подарками. Хотите подарить ребятам наши картинки?
Подумайте кому из кукол, какие картинки подарить. Подсказка: выделите первые звуки в именах ребят и дайте им характеристику. На какие звуки начинаются названия предметов на картинках. Догадались? (Оле – картинки, с предметами, начинающимися с гласных звуков, потому что имя «Оля» начинается с гласного звука. Полине – картинки с предметами, начинающимися с твердых согласных звуков,потому что имя «Полина» начинается с твердого согласного звука. Диме – картинкис предметами, начинающимися с мягких согласных звуков, потому что имя «Дима» начинается с мягкого согласного звука).
Дети размещают картинки на соответствующих секторах шара, вместе с куклами отправляются дальше в полет.
- «Цепочка слов»;
Описание: Без помощников нам сегодня не обойтись. Хотите узнать, кто нам поможет? Для этого сыграем в игру «Цепочка слов». Игра эта командная. Разделимся на три команды. У каждой команды на лестнице аэростата прикреплена картинка. Вам нужно в виде цепочки прикрепить остальные картинки. Название предмета на следующей картинке должно начинаться с того звука, на который заканчивается название предмета на предыдущей картинке. Те, кто изображены на последних картинках в цепочках команд и будут нашими помощниками. (Выделяя звуки можно предложить детям дать им характеристику).
- «Выбери пассажиров для полета в Звукоград» (лес, деревню, речку, остров, горы, море и т. д.);
Описание: Сегодня мы отправимся в Звукоград, а чтобы нам было веселее хотите кого-нибудь взять с собой? Слово «Звукоград» начинается на твердый согласный звук «з», давайте выберем пассажиров с именами, начинающимися на твердый согласный звук. Дети придумывают имена для пассажиров на заданный звук, называют их и размещают картинки с изображением детей и животныхна соответствующих секторах шара. Вместе отправляются в Звукоград за приключениями.
(пассажиры для полета в лес – начальный звук в их названии – это мягкий согласный звук) и т. д.
- «Собери багаж»;
Описание: Мы отправляемся в путешествие (какое, зависит от сюжета занятия). Нам необходимо собрать багаж. Собрать таким образом, чтобы вещи, названия которых начинаются на гласные звуки, были на красном секторе шара, на твердые согласные звуки – на синем, на мягкие согласные звуки – на зеленом секторе шара.
- «Четвертый лишний»;
Описание: Ребята, у нас звуковой привал. Можно поиграть со звуками. Хотите? Игра называется «Четвертый лишний». Я буду предлагать вам по четыре картинки, а вы выберите только три для каждого сектора воздушного шара, объясняя свой выбор.
Пр.: На картинках - кошка, овца, лошадь, баран. Четвертая лишняя картинка - это та, на которой нарисована овца. Потому что названия всех остальных домашних животных начинаются с твердых согласных звуков, а слово «овца» начинается с гласного звука.
- «Размести детенышей и птенцов»;
Описание: Ребята, детеныши и птенцы разлучены с мамами. Мы сможем помочь им вернуться к мамам, но сначала правильно разместите их на секторах нашего шара. Если названия детенышей или птенцов начинаются на гласные звуки, картинки с этими детенышами помещаем на… красный сектор шара, на твердые согласные на… синий, на мягкие согласные на… зеленый сектор шара. Как только вы правильно разместите детенышей и птенцов, их мамы сразу появятся тут.
- «1,2,3»;
Описание: Звукарик предлагает нам поиграть в игру «1,2,3». Хотите? Разделимся на три команды. Для каждой команды свой сектор на шаре. Посмотрите, на секторах шара по три кармана. Первые карманы - это верхние. В них будем помещать картинки с предметами, в названиях которых заданный звук находится в начале слова, вторые карманы, посередине, в них будем помещать картинки с предметами, в названиях которых заданный звук находится в середине слова. Третьи карманы, нижние. В них будем помещать картинки с предметами, в названиях которых заданный звук находится в конце слова. Слушайте правила игры: каждой команде дается по три картинки. В названиях каждого предмета и объекта на картинках первой команды повторяется один и тот же гласный звук, на картинках второй команды повторяется один и тот же твердый согласный звук, на картинках третьей команды повторяется один и тот же мягкий согласный звук. Вам нужно выделить повторяющийся звук, определить его место в слове и поместить в соответствующий кармашек на своем секторе шара. Победит та команда, которая правильно справится с заданием.
- «Исправь ошибки»;
Описание: Шар не взлетает, значит, в корзине заданий есть задание, выполненное с ошибками. Посмотрите, в корзине картинка, а под ней звуковая схема. Проверьте, верно, ли она составлена. Дети находят и исправляют ошибки.
- «Выбери правильную звуковую схему»;
Описание: Звуковая фея предлагает нам поиграть с ней. Посмотрите, в трех нижних кармашках каждого сектора шара находятся картинки. Фея предлагает подобрать звуковые схемы к картинкам. Ребята подбирают схемы к картинкам, помещая их в кармашки соответствующих по цвету флажков.
По тому же принципу играют в игру:
- «Выбери правильную звукослоговую схему»; (герой с заданием - Звукослоговичок)
- «Составь слово из слогов (из букв)»;
Описание: 1 вариант: Хотите отправиться в полет? А куда (к кому) вы узнаете, составив из слогов (букв) и прочитав получившееся слово. Из слогов (букв), находящихся в кармашках флажков, дети выкладывают слово на полотне корзины.
2 вариант: Я предлагаю нам вместе отправиться сегодня в Буквоград. Хотите? Но для начала давайте поупражняемся в составлении и чтении слов.
3 вариант: Мы прилетели в Буквоград. Сегодня здесь, на поляне «Составления и чтения слов», проводится соревнование по правильному чтению слов из слогов (букв). Хотите поучаствовать? Разделимся на две команды. Каждый участник команды по очереди будет составлять слово из слогов (букв) и читать его. За каждое правильно составленное и прочитанное слово участник получает жетон. Та команда, в которой окажется больше жетонов – победитель соревнования.
- «Составь схему предложения и придумай к ней предложение»;
Описание: Мудрый кот Фразолюб не отпустит нас, если мы не поиграем с ним в его любимую игру «Составление фраз» или, по – другому, составление предложений. Из частей предложения прикрепленных к лесенкам, дети составляют схему предложения. Выкладывают её на полотне корзины. Придумывают предложение к схеме.
- «Определи место звука в слове»;
Описание: В Звукограде сегодня беспорядки. Посмотрите: всюду перепутанные картинки, схемы. Ребята, что определяют с помощью этих схем? Давайте наведем порядок: поместим схемы для определения места звука в слове в мешочки, а к схемам подберем и прикрепим соответствующие картинки на лесенки.
Аналогичным способом проводятся игры:
- «Подбери картинки к слоговым схемам»;
(Дети прилетели в Слогоград, задание от Слоговичка)
«Подбери картинки к звукослоговым схемам»;
(Дети прилетели в Звукослогоград, задание от Звукослоговичка)
- «Зашифрованное слово»;
Описание: В Словограде объявлен конкурс «Расшифровщики». Хотите поучаствовать? Конкурс проводится между тремя командами. Каждая команда должна расшифровать свое слово, используя картинки – подсказки на лесенках аэростата. Ребята, вам нужно выделить первые звуки в названиях предметов на картинках, обозначить их буквами, а из букв составить слово на наборном полотне и прочитать. (Например: спрятанное слово - жук.Картинки: жаба, утка, коза.) Победит та команда, которая правильно справится с заданием.
- «Найди неправильные буквы»;
(задание выполняется на оборотной стороне шара)
Описание: Ребята, сегодня в Буквограде Букварик устраивает соревнование под названием «Найди правильные буквы». Хотите поучаствовать? Полетим?
(Прилетев на шаре в Буквоград, дети обнаруживают повсюду буквы. Ребята делятся на две команды. Выбирают правильные буквы и прикрепляют их на магнитные ленты. Каждая на свою ленту. Побеждает та команда, которая найдет, назовет и прикрепит больше правильных букв к своей ленте.)
- «Допиши буквы»;
(задание выполняется на оборотной стороне шара)
Описание: Дети, сегодня в Буквоград наведывался Буквоед. Посмотрите, что после него осталось. (Детям демонстрируются буквы с недописанными элементами). Вы сможете это исправить?
2 вариант: Ребята, сегодня на Буквоград обрушился ливень. А наш знакомый Букварик забыл на поляне «Составления и чтения слов» карточки с буквами. Посмотрите, что от них осталось. Вы сможете помочь Букварику восстановить буквы на карточках?
(Недописанные буквы либо помещены в прозрачные карманы, либо прикреплены к магнитной ленте и дописываются маркером).
Решение проблемных игровых ситуаций:
- Шар взлетит, если мы выполним звуковой анализ слова: «шар», «полет» и т. п.
- Следующий в маршруте пункт – это лес (река, пруд, горы, город и т. п.), но отправиться мы туда сможем, выполнив звуковой анализ слова «лес» (река, пруд, горы, город и т. п.)
- Поможет нам в нашей беде Звуковой гном, если мы выполним звуковой анализ слова его имени. А зовут его Динь и т. п.
Примечание: проблемная ситуация и герой выбирается в зависимости от сюжета.
- Мы на острове загадок. Чтобы выбраться отсюда, необходимо отгадать все загадки и выполнить звуковой анализ последнего слова-отгадки;
Примечание: загадки должны быть связаны с закреплением понятий программного материала по обучению грамоте.
Пр.: Что мы слышим, можем произнести, но не можем увидеть? - звуки
Что состоит из одного или нескольких слогов и имеет значение? – слово
Что состоит из слов и имеет смысл? – предложение
Как называются значки для записи звуков? - буквы и т. д.
- Посмотрите, на наш шар опустились бабочки. У каждой бабочки есть свое имя: «Лина», «Дана», «Майя». Давайте выполним звуковой анализ их имен, им будет очень приятно;
- Мы приземлились у озера. Предлагаю порыбачить. Но прежде давайте выполним звуковой анализ слова «рыба». (окунь, рак, щука и т. д.)
- Мы оказались в горах. Нас здесь уже ждут. Хотите узнать кто? Разделитесь на две команды. Каждая команда составьте из предложенных букв слово, выполните звукобуквенный анализ этого слова и назовите того, кто нас ждет.
Приложение
Цель пособия:
Формирование первоначальных основ обучения грамоте.
Пособие «Аэростат» - это плоскостная модель воздушного шара с корзиной. Изготовлен из цельного полотна пластик – ПВХ, декорирован цветной пленкой. Верхняя часть пособия – это воздушный шар диаметром 50 см. Он разделен на три вертикальных сектора: красный, синий, зеленый. На каждом секторе размещены кармашки из прозрачного пластика форматом А6. Между воздушным шаром и корзиной прозрачный карман форматом А4. С правой стороны у шара друг над другом расположены флажки (красный, синий, зеленый), каждый флажок имеет также прозрачный карман. Нижняя часть пособия – это корзина. Её размер 30х40. По всей ширине корзины размещено наборное полотно из трех прозрачных отделений. Вверху на корзине симметрично расположены три крючка, на которые прикрепляются плоскостные мешочки из пластика и веревочные лестницы. На каждом мешочке прозрачный карман. На каждой веревочной лестнице по четыре перекладины из цветных деревянных палочек. К каждой лестнице прилагаются четыре прищепки. Мешочки и лестницы могут прикрепляться к крючкам либо одновременно (сначала лестница, сверху мешочек), либо по отдельности, в зависимости от сюжета и цели задания.Отдельно на крючки можно повесить наборное полотно размером 70х50 см.
Пособие съемное, крепится на вертикальной подставке, которая имеет два положения крепления:
1. воздушный шар на уровне детей;
2. корзина на уровне детей.
Оборотная сторона аэростата имеет две магнитные ленты и четыре прозрачных кармана форматом А6 и предназначена для ознакомления детей с графическим образом буквы.
Дидактический наглядный материал к воздушному шару:
- картинки с иллюстрациями предметов или объектов, названия которых начинаются с гласных звуков (с твердых согласных звуков, с мягких согласных звуков);
- картинки с иллюстрациями предметов или объектов, в названии которых гласный звук, (твердый согласный звук, мягкий согласный звук) находится в середине слова;
- картинки с иллюстрациями предметов или объектов, в названии которых гласный звук, (твердый согласный звук, мягкий согласный звук) находится в конце слова;
- картинки с иллюстрациями предметов или объектов к звуковым схемам;
- картинки с иллюстрациями предметов или объектов к звукослоговым схемам для определения количества слогов в слове и первого звука в слове;
- картинки с изображением звуковых гномов.
Дидактический наглядный материал к корзине:
- звуковые фишки (красные, синие, зеленые);
- касса букв;
- слоговые схемы;
- звукослоговые схемы;
- предметные картинки;
- схемы предложений.
Дидактический наглядный материал к мешочкам :
- схемы для определения
места звука в слове;
- слоговые схемы;
- звукослоговые схемы.
Дидактический наглядный материал к лестницам:
- предметные картинки для определения места звука в слове;
- предметные картинки к слоговым схемам для определения количества слогов в слове;
- предметные картинки к звукослоговым схемам для определения количества слогов в слове и первого звука в слове;
- схемы частей предложения.
Дидактический наглядный материал к флажкам:
- звукослоговые схемы;
- карточки с буквами;
- карточки со слогами;
- смайлики.
Дидактический наглядный материал к оборотной стороне шара:
- картинки с буквами;
- картинки с правильными и неправильными буквами;
- картинки с недописанными буквами;
- предметные картинки.
Задачи:
1. Закреплять понятия программного материала по обучению грамоте;
2.Формировать умение выделять из слова и дифференцировать гласные,
твердые согласные и мягкие согласные звуки, давать звукам характеристику, обозначать их определенным цветом;
3.Закреплять умение определять место заданного звука в словах;
4.Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов;
5.Упражнять в определении количества слогов в слове и начального звука в слове;
6. Закреплять умение определять количество слов в предложении, составлять схему предложений, придумывать предложение по схеме;
7. Закреплять навык обозначения звука буквой;
8. Совершенствовать навыки графического изображения букв и навыки чтения. Профилактика дисграфии и дислексии;
9. Развивать логическое мышление, память, произвольное внимание;
10.Воспитывать самостоятельность, инициативу, творческий дух, интерес к познанию нового, экспериментирование, дружеские отношения.
Литература:
| 1. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – СПб: «Детство Пресс». 2007. 2. Варенцова Н. С., Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. – М.:1994. 3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: «Новая школа». 1994. 4. Дурова Н.В. От звука к букве – М., Школьная пресса, 2006. |
5. Дурова Н.В. От слова к звуку – М., Школьная пресса, 2006. | |
6. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей – С-Пб., 1995. | |
7.Хрестоматия по логопедии / под ред. Волковой Л.С. Т2 – М., 1991. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация:« Игровых технологии, как одна из форм развивающего обучении старших дошкольников»
Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворя...
Проблемное обучение старших дошкольников в ходе познавательно-исследовательской деятельности
Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Организация проблемного обучения происходит по законам проведе...
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников посредством дидактических игр и развивающих упражнений как условие успешной адаптации к обучению в школе.
Обобщение опыта работы...
Организация игровой деятельности в разновозрастной группе старших дошкольников
Организация игровой деятельности в разновозрастной группе старших дошкольников...
Творческий отчет по проблеме: «Использование дидактических игр и проблемных ситуаций в ознакомлении старших дошкольников с правилами безопасности жизнедеятельности».
Творческий отчет по проблеме: «Использование дидактических игр и проблемных...
Картотека дидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна
В данной картотеке представлен практический материал в виде систематизациидидактических игр по обучению старших дошкольников составлению дидактического синквейна....
Технология проблемного обучения старших дошкольников
Даны примеры работы со старшими дошкольниками с помощью технологии проблемного обучения...