Консультация для педагогов"" Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
консультация по логопедии
Консультация для педагогов «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»
Учитель-логопед: Бочагова Е.А.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Работа по формированию правильного звукопроизношения всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования чёткой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. Произношение твёрдых и мягких согласных звуков – м, б, п,т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц – готовят органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.
В формировании произношения, в уточнении артикуляции звуков, в вызывании их по подражанию и в постановке – огромную роль играет артикуляционная гимнастика. Чем раньше начата артикуляционная гимнастика, чем больше проводится она в игровой форме, чем чаще и систематичнее проводятся игры звукоподражания с движениями и с использованием наглядного материала, чем больше артикуляционная гимнастика связана с движением рук, пальцев – тем быстрее исправляются звуки, тем подвижнее и податливее становится артикуляционный аппарат, тем быстрее развиваются самоконтроль за произношением.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.
Рекомендации к занятиям
Сначала познакомьте детей с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами) с помощью весёлой истории о язычке. На этом этапе дети должны повторять упражнения 2-3 раза.
Рекомендации к проведению упражнений:
1. Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?
2. Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
3. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
4. Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
5. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
6. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений.
Рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики
В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа - координирована.
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.
I. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.
П. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков.
III. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения шипящих звуков.
IV. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [л], [л'].
V. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [р], [р'].
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.
С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик.
Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.
В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков воспитатель может включить в артикуляционную гимнастику звукоподражания на этот звук.
В подготовительной к школе группе для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков:
а) гласных;
б) взрывных согласных;
в) носовых и сонорных;
г) губных и язычных;
д) взрывных и щелевых;
с) переднеязычных и заднеязычных.
Эта работа проводится с использованием игровых приемов и способствует развитию у ребенка не только органов артикуляционного аппарата, но и фонематического слуха.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
Занятия дадут наилучший результат, если:
- они проводятся в форме игры и интересны для ребенка;
- на одном занятии не следует давать больше двух-трех упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие;
- все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются);
- некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка;
- при затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу;
- выполнять все упражнения надо поэтапно, в последовательности, указанной логопедом;
- инструкции следует давать дробно, например: «Улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком [д-д-д]». Проверять выполнение ребенком упражнения следует также поэтапно. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение;
- если логопед поставил ребенку звуки, надо их постепенно вводить в речь, т. е. учить правильно употреблять звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить в начале занятия, в течение трех - пяти минут.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным.
Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.
Артикуляционную гимнастику можно проводить, только видя, как выполняет упражнение каждый ребенок. Воспитатель организует работу следующим образом:
а) рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы;
б) показывает его выполнение;
в) упражнение выполняют все дети;
г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).
Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»). Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с этими последними дополнительно индивидуальную работу или дает задание родителям отработать движения дома (по одной-две минуты 2 раза в день - утром и вечером).
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры или гимнастика положительно воздействует на речевые функции и на здоровье ребенка.
Цель пальчиковых игр – развитие тонких движений пальцев рук.
Задачи:
1. Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2. Совершенствовать зрительно–двигательную координацию.
3. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Друзья - садоводы
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_i_palchikovaya.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика»
Учитель-логопед: Бочагова Е.А.
Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Работа по формированию правильного звукопроизношения всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Работа над правильным произношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формирования чёткой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую систему родного языка. Произношение твёрдых и мягких согласных звуков – м, б, п,т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц – готовят органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.
В формировании произношения, в уточнении артикуляции звуков, в вызывании их по подражанию и в постановке – огромную роль играет артикуляционная гимнастика. Чем раньше начата артикуляционная гимнастика, чем больше проводится она в игровой форме, чем чаще и систематичнее проводятся игры звукоподражания с движениями и с использованием наглядного материала, чем больше артикуляционная гимнастика связана с движением рук, пальцев – тем быстрее исправляются звуки, тем подвижнее и податливее становится артикуляционный аппарат, тем быстрее развиваются самоконтроль за произношением.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.
Рекомендации к занятиям
Сначала познакомьте детей с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами) с помощью весёлой истории о язычке. На этом этапе дети должны повторять упражнения 2-3 раза.
Рекомендации к проведению упражнений:
1. Сначала упражнение надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?
2. Затем темп упражнения можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
3. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
4. Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
5. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
6. В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычка некоторое время без изменений.
Рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики
В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа - координирована.
Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.
I. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.
П. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков.
III. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения шипящих звуков.
IV. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [л], [л'].
V. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [р], [р'].
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.
С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик.
Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.
В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков воспитатель может включить в артикуляционную гимнастику звукоподражания на этот звук.
В подготовительной к школе группе для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков:
а) гласных;
б) взрывных согласных;
в) носовых и сонорных;
г) губных и язычных;
д) взрывных и щелевых;
с) переднеязычных и заднеязычных.
Эта работа проводится с использованием игровых приемов и способствует развитию у ребенка не только органов артикуляционного аппарата, но и фонематического слуха.
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
Занятия дадут наилучший результат, если:
- они проводятся в форме игры и интересны для ребенка;
- на одном занятии не следует давать больше двух-трех упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие;
- все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются);
- некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка;
- при затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу;
- выполнять все упражнения надо поэтапно, в последовательности, указанной логопедом;
- инструкции следует давать дробно, например: «Улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком [д-д-д]». Проверять выполнение ребенком упражнения следует также поэтапно. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение;
- если логопед поставил ребенку звуки, надо их постепенно вводить в речь, т. е. учить правильно употреблять звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить в начале занятия, в течение трех - пяти минут.
При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным.
Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено.
Артикуляционную гимнастику можно проводить, только видя, как выполняет упражнение каждый ребенок. Воспитатель организует работу следующим образом:
а) рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы;
б) показывает его выполнение;
в) упражнение выполняют все дети;
г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).
Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»). Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с этими последними дополнительно индивидуальную работу или дает задание родителям отработать движения дома (по одной-две минуты 2 раза в день - утром и вечером).
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры или гимнастика положительно воздействует на речевые функции и на здоровье ребенка.
Цель пальчиковых игр – развитие тонких движений пальцев рук.
Задачи:
1. Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2. Совершенствовать зрительно–двигательную координацию.
3. Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Друзья - садоводы
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)
Кораблик
По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца)
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам)
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика»
Мастер-класс «Нетрадиционная пальчиковая гимнастика»Цель мастер-класса:• Расширить представления участников с методами и приемами проведения нетрадиционной пальчиковой гимна...
Консультация для педагогов «ПРОВЕДЕНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ С ЦЕЛЬЮ ВКЛЮЧЕНИЯ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ В УТРЕННЮЮ ГИМНАСТИКУ».
Консультация для педагогов«ПРОВЕДЕНИЕ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ С ЦЕЛЬЮ ВКЛЮЧЕНИЯ ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ В УТРЕННЮЮ ГИМНАСТИКУ»....
Консультация для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи»
Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи...
Консультация для педагогов «Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: ...
Консультация для педагогов "«Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство, развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста»
Данная консультация предназначена для педагогов ДОУ...
Консультация для педагогов "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста"
О пальчиковых играх можно говорить как об универсальном, дидактическом и развивающем материале. Метод и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозгов...
консультация для педагогов "Использование пальчиковой гимнастики и игр, как средство , развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возроста"
laquo;Рука – это инструмент всех инструментов»Аристотель.«Рука – это своего рода внешний мозг»Кант.«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев»В. А. Сухом...