Содержание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда на логопункте в соответствии с направлениями речевого развития
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Содержание коррекцонно-образовательной деятельности по областям речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_korrektsionnoy_raboty.docx | 22.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда на логопункте в соответствии с направлениями речевого развития
В логопункте планирование работы осуществляется по пяти образовательным областям, изложенным в ФГОС ДО:
- физическое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности ребенка.
Коррекционно-развивающая работа в образовательной области Речевое развитие делится на разделы:
1.Развитие общих речевых навыков:
-дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной, воздушной струи для правильного произношения звуков).
-артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
-развитие других компонентов просодической стороны речи (интонация, темп, ритм, сила и высота голоса);
2. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков:
Постановка, звука
Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного звука.
Направления работы:
1.Развитие слухового восприятия.
Цель: уточнение слухового образа звука.
2.Развитие фонематического анализа.
Цель: выделение звука на фоне слова, уточнение слухопроизносительного образа звука.
3.Развитие речевой артикуляторной моторики.
Цель: уточнение артикуляции конкретного звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; отработка каждого элемента артикуляторного уклада.
4.Работа по непосредственной постановке звука.
Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.
Автоматизация звука
Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале, введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.
Направления работы:
1.Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь.
2.Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, элементарного фонематического анализа и синтеза).
3.Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи).
АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе(2-3 ребенка):
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ:
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах (2-3 ребенка).
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ:
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
Дифференциация звуков речи
(проводится, если ребёнок заменяет или смешивает звуки в речи)
Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование элементарного фонематического анализа и синтеза.
Подэтапы работы:
1.Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков (автоматизация в слогах, словах, фразах).
Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.
2.Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
3.Развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений:
- Формирование действия выделения звука на фоне звуков, слога, слова (есть данный звук в ряде звуков, слогов, слове или отсутствует).
- Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам:
Назови первый звук в слове? Назови последний в слове?)
- Определение места звука в слове (После какого звука слышится звук в слове? Перед каким?).
- Составление слова из 3-х, 4-х звуков на слух.
За это же время практически усваиваются термины: звук, слог, слово, предложение, гласные, согласные звуки, твердые, мягкие согласные звуки.
.
В работе по формированию звукового анализа и синтеза осуществляется принцип системности и постепенного усложнения:
1.Сначала анализируются слова, состоящие из закрытого слога, прямого открытого слога, обратного слога, (ум, ус, му, на, мак, дом, сын, кот, сук).
2.Слова, состоящие из одного слога (мак, бак, сук и т.д.).
3.Слова, состоящие из двух прямых открытых слогов (рама, лапа, луна, козы).
4.Слова, состоящие из прямого открытого и закрытого слогов (диван, сахар, пупок, топор, повар и т.д.).
5.Слова, состоящие из двух слогов со стечением согласных, на стыке слогов (кошка, лампа, парка, санки, ведро, утка, арбуз, ослик, карман).
6.Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, грач, шкаф, врач, крот и т.д.).
7.Односложные слова со стечением согласных в конце слова (волк, тигр).
8.Двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, слива).
9.Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крынка, плотник и т.д.).
10.Трехсложные слова (ромашка, кастрюля, мандарин).
4.Развитие лексики:
- расширение объема словаря;
- уточнение значения слова;
- формирование правильного употребления слова в связной речи;
- умение обобщать и классифицировать.
5. Развитие грамматики:
- знакомство с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- овладение навыками словообразования и словоизменения;
- дать начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;
- учить свободно строить простые и сложные по структуре предложения и
грамматически правильно оформлять их;
- умение использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
6.Развитие связной речи:
.Обучение связному высказыванию проходит последовательно, в порядке постепенного убывания наглядности и «свертывания» смоделированного плана:
Ответы на вопросы (построение ответа в полном соответствии с порядком слов в вопросе);
Составление рассказа по демонстрируемому действию и образцу логопеда;
Составление рассказа по выполненному действию и плану логопеда;
Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию;
Составление описательного рассказа по демонстрируемому объекту и плану из вопросов логопеда;
Составление рассказа по сюжетной картине и плану из вопросов логопеда;
Составление рассказа по сюжетной картине;
Составление рассказа по серии сюжетных картин;
Пересказ рассказа с помощью опорных картинок (картинный план), по плану из вопросов логопеда, по нарисованному ребенком плану, по плану-схеме;
Пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
Самостоятельное составление рассказа на заданную тему;
Самостоятельный пересказ рассказа.
7.Развитие общей и мелкой моторики:
- пальчиковые игры, упражнения и гимнастика;
- развитие конструктивного праксиса.
- использование мелкой мозаики, шнуровки, пазлов, разрезных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительного возраста с диагнозом ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи "Весёлое путешествие"
Актуализация словаря и формирование лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с общим недоразвитием речи на тему: "Животные жарких стран"....
План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР
Пояснительная записка У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движени...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"
Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста
Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАННИКАМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИАГНОЗОМ ОНP ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
Конспект логопедического занятия содержит материалы способствующие развитию фонематического слуха у детей с ОНР. Обучение звуко-буквенному анализу с использованием графических записей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
комплексная программа учителя-логопеда с детьми старшей группы ДОУ для детей с ТНР...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда для детей с ТНР (ОНР I уровень речевого развития)
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда для детей с ТНР (ОНР I уровень речевого развития) в условиях логопункта...