Методическая разработка "Логопедический массаж с речевым сопровождением"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приёмов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создаёт положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massazh.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Массаж
Это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приёмов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создаёт положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.
Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, объём, сила и сократительная функция, работоспособность мышц.
Логопедический массаж язычной мускулатуры
с речевым сопровождением
Массаж языка сопровождаем прочтением потешки, скороговорки, стихотворения. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребёнка от возможных неприятных ощущений.
«Дождик»
Точечные постукивания указательным пальцем по краям языка по часовой стрелке, затем против неё.
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще.
«Дорога»
Большим и указательным пальцами одной руки придерживать кончик языка, большим и указательным пальцами второй руки скользить вверх-вниз по боковым краям языка.
От города дорога в гору,
А из города — с горы.
Из деревни дорога с горы,
А в деревню — в гору.
«Ноги и ножки»
Точечные нажатия указательным пальцем (слегка вибрирующие) на язык от корня языка к кончику, затем от кончика к корню.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
«Дрова»
Горизонтально лежащим указательным пальцем выполнять поперечные рубящепохлопывающие движения.
На дворе — трава,
На траве — дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Не руби дрова
На траве двора!
«Волк»
Язык приподнят на верхнюю губу. Большими пальцами рук массировать (разминать, надавливать) подъязычную область.
Хлещет, хлещет дождь.
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощом,
А сам под дождём.
«Щенок»
Перетирать боковые края языка продольно между указательным и большим пальцами одной руки.
Щёткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.
«Мыло»
Перетирать язык между большим и указательным пальцами — круговые движения.
Милая Мила
Мылилась мылом.
Намылилась, смыла —
Так мылилась Мила.
«Болтунья»
Выполнять спиралевидные движения указательным пальцем из середины языка к краям по часовой стрелке, затем против неё; далее те же движения от края языка к его середине в разных направлениях.
Маленькая болтунья
Молоко болтала, болтала,
Болтала, болтала,
Да не выболтала.
«Баран»
Большими и указательными пальцами рук держать передний край языка. Выполнять повороты (выкручивание) языка влево — вправо.
У барана рога
Скручены — перекручены,
Вверчены — переверчены.
«Гармошка»
Указательными и большими пальцами рук держать боковые края языка. Растягивать (распластывать) язык одновременно в разные стороны, затем сжимать к середине — имитация игры на гармошке.
Весёлый Парамошка
Играет на гармошке.
«Оса»
Надавливать указательным пальцем на середину языка 8 — 10 раз.
Ужа оса ужалила.
Ежу ужасно жаль его.
«Змея»
Выполнять змеевидные движения указательным пальцем от корня языка к его кончику, затем от кончика к корню.
Змея ползёт по травке,
Змея везёт подарки:
Змеёнку и змеючке
Зелёненькие брючки.
«Барабан»
Выполнять продольные похлопывающие движения горизонтально лежащими указательными пальцами.
Обрадован баран —
У барана барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.
И баран гремел, стучал —
Вдруг порвался барабан!
«Молния»
Двигать указательным пальцем из стороны в сторону продольно и зигзагообразно от корня языка к кончику, и наоборот, от кончика языка к корню.
Ярко молнии сверкают,
Тучи стрелы посылают.
Небо светится огнём,
Искры сыплются дождём.
«Виноград»
Большим и указательным пальцами рук выполнять соскальзывающие движения по краям языка от корня к кончику и обратно.
На горе Арарат
Рвёт Варвара виноград.
«Веник»
Указательным пальцем выполнять «сметающие» движения вправо, затем влево.
Валя веником метёт,
Валя песенку поёт: —
Я мету, мету, мету,
Быть неряхой не хочу!
«Пироги»
Ребёнок улыбается, просовывает широкий плоский кончик языка между передними зубами, слегка прикусывает язык от кончика к середине.
Съел молодец
Тридцать три Пирога,
Да всё с творогом.
«Ёлочка»
Большими и указательными пальцами рук выполнять соскальзывающие движения «ёлочкой» от центра языка к краям сверху вниз.
В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная
Зелёная была.
«Гуси»
Большим и указательным пальцами пощипывать язык.
Шлёпают гуськом
Гусак за гусаком.
Смотрят свысока
Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока
Гусак у гусака.
Совмещение нескольких массажных движений
«Курочка»
Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать. Точечное покалывание языка указательным пальцем.
А за ней цыплятки -
Малые ребятки. —
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите. Соскальзывающие скребущие движения от середины языка к краям.
«Борщ»
Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.
Боря борщ варил, варил
Да не доварил. Круговые движении указательным пальцем по центру языка.
Боря борщ солил, солил
Да недосолил. Пощипывание языка указательным и большим пальцами одной руки.
Толя борщ варил, варил
Да переварил. Круговые движения пальцем.
Толя борщ солил, солил
Да пересолил. Пощипывание языка.
Массаж, направленный на растягивание подъязычной уздечки
«Крот»
Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.
Во дворе горка, Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз.
Под горой норка. Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх.
В этой норке
Крот стережёт норку. Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх
подъязычную уздечку, растягивая её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка релаксаций с речевым сопровождением, игр - массажей, дыхательных упражнений
Данный материал можно использовать в 3 части физкультурных занятий, а так же включать в динамические паузы во время занятий...
Логопедический массаж с речевым сопровождением
Логопедический массаж проводится для ряда положительных изменений, которые станут заметны не только близкому окружению ребенка, но и другим....
Буклет "Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением"
Логопедический массаж - это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Логопедический массаж способствует нормализации произносител...
Консультация для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Подвижные речевые игры для детей с ОНР
Консультация для педагогов...
Методическая разработка "Массаж и упражнения для профилактики плоскостопия дошкольников"
Плоскостопие – это заболевание опорно-двигательного аппарата, которое характеризуется уплощением сводов стопы и понижением её амортизирующих свойств. Данная болезнь является наиболее распростран...
Методическая разработка "Подвижные игры с речевым сопровождением"
Подвижные игры с речевым сопровождением воспитывают у детей: самостоятельность, инициативу, выдержку, решительность, чувство товарищества; развитие фразовой речи, автоматизацию звуков в тексте,...
Методическая разработка "Подвижные игры с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам"
Представленная разработка будет полезна для инструкторов по физической культуре, логопедов и воспитателей групп комбинированной направленности для детей с ОНР....
- Мне нравится (5)
Комментарии
Ирина Владимировна!
Ирина Владимировна! Интересный, содержательный материал! Возьму себе на заметку. Кстати, активизирует и восстанавливает деятельность артикуляционных органов, развивает речь, память, все, что необходимо для ребенка.
Спасибо Татьяна Леонидовна!
Спасибо Татьяна Леонидовна!
Ирина Владимировна, очень
Ирина Владимировна, очень полезная информация, спасибо.
Спасибо! Много ценных советов
Спасибо! Много ценных советов! Логопедия и массаж тесно связаны между собой, нужно только уметь правильно использовать!
Очень интересно, спасибо!
Очень интересно, спасибо!