Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Нетребко Светлана Николаевна

Конспект мастер-класса  по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания предназначен для родителей логопедических групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания

Разработал: воспитатель группы компенсирующей направленности

С.Н. Нетребко

Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская.

Назначение: для развития у детей речевого дыхания.

Содержательное направление: мастер – класс

Цель: формирование  у ребенка правильного  дыхание.

Задачи:

1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.

2. Рассказать родителям о необходимости развития у детей речевого дыхания.

3. Мотивировать родителей к занятиям с ребенком. 

Методические приёмы: встреча, приветствие, творческое самовыражение, формирует способность к сотрудничеству в коллективе.

Предшедствующая работа:

- оформление выставки «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»;

- создание презентации «Дышим правильно, говорим красиво!»

Ход мастер – класса:

Воспитатель: - Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня я хочу рассказать вам, что такое речевое дыхание и зачем нужно его развивать.

Дыхание — одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека.  Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное (физиологическое) дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох - источник образования звуков. Правильное дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний.Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом.

Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение, конечно же, проводится в игровой форме.

Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль над правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.

Условия проведения:

1. Не заниматься в пыльном, не проветренном, или сыром помещении;

2. Температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

3. Одежда не должна стеснять движений;

4. Не заниматься сразу после приема пищи (не раньше, чем через 30 минут после еды, или на голодный желудок, при недомогании;

5. Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

6. ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями

II. Практическая часть.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила.

1. Перед выдохом ребенок делает вдох, глубокий и сильный, как говорят, «набирает воздуха полную грудь».

2. Совершает выдох плавно, не толчками. Во время выдоха губы не сжимает, а складывает их трубочкой и не надувает щеки.

3. Во время выдоха нельзя допускать, чтобы воздух у ребенка выходил через нос, только через рот! В качестве эксперимента попробуйте зажать ноздри малышу пальцами, чтобы он сам почувствовал, как должен выходить воздух.

4. Выдыхать надо до тех пор, пока не закончится воздух.

5. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Я предлагаю вам посмотреть подготовленную мной презентацию «Дышим правильно, говорим красиво!» и вспомнить условия и правила выполнения упражнений для развития речевого дыхания.

Воспитатель: - А теперь я хочу познакомить Вас с играми, представленными на экране, которые помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

1.«Накорми животных». Ребенку предлагается подуть на вату, направив её в «открытый» рот животного. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

2.«Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Или организовать путешествие кораблика за сокровищем, или в гости к сказочному герою, прикрепив на края тазика соответствующие картинки.

3 Упражнение «Бабочка-лети»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха.

Оборудование: цветки с прикрепленными к ним бабочкой, божьей коровкой и пчелкой.

Инструкция к проведению: «Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Подуй на бабочку так, чтобы она слетела с цветка плавно, а не резко или рывками»

4.«Сдуй снежинку». Расскажите ребенку, что если снежинка будет долго лежать на ладошка, она растает. Поэтому, нужно сдуть ее с ладошки.

5.«Бабочка». Бабочка сидит на цветке инее может взлететь, потому что промочила крылышки под дождем. Предложите ребенку подуть на бабочку, чтобы ее крылышки высохли, и она смогла улететь.

6.«Сюжетные картинки». Расскажите ребенку сюжет, изображенный на картинке, и предложите подуть на детали картинки (в зависимости от сюжета).

7.«Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

8. «Горячий чай»

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.

9. «Бабочка, лети! »

Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на бабочку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

10. «Сдуй снежинку»

Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.

Чтоб не таяли снежинки

На ладошках у Маринки,

Подсказали ей синички

Спрятать ручки в рукавички.

11. «Кораблики».

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Наполните тазик водой, предложите ребенку поиграть: давай пустим в плавание кораблики. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш, корабль. А теперь ты попробуй.  Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов.

Так же для развития плавного выдоха можно использовать детские игрушки: 2-3 яркие бумажные бабочки, подвешенные на палочку; бумажные султанчики; игрушку-вертушки; свистки; детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных; различные духовые музыкальные инструменты: дудочки, свирели, рожки; разноцветные птички, сложенные из бумаги мыльные пузыри.

Практическое выполнение упражнений родителями под контролем воспитателя.

Воспитатель: - Я предлагаю вам совместное изготовление пособия (аквариум с рыбками) для развития речевого дыхания в домашних условиях. Для этого нам понадобиться материал: картон цветной, ленточки цветные, картинки – рыбки, ножницы, линейка, простой карандаш, клеящий карандаш.

1.Вырезала разных рыбок по две, чтобы получились двухсторонние. 2.Приклеила их друг к другу, предварительно вставив в серединку нитку.

3.Затем будем делать основу пособия в виде аквариума. Нарисуем трафарет.

По нему сделала вторую заготовку.

4.Склеила их между собой, между ними приклеив ниточку с рыбкой. Дидактическое пособие «Аквариум с рыбками» готово к использованию в работе с детьми. Можно заниматься индивидуально.

Работу над дыханием я провожу  ежедневно. Таким образом, дети научатся правильно дышать, и будут меньше болеть. Рекомендую всем воспитателям чаще проводить такую дыхательную гимнастику, используя яркий разнообразный материал. 

Раздача буклетов «Игры для развития речевого дыхания».

Воспитатель: - А закончить мастер- класс хотелось бы словами ирландского драматурга Джорджа Бернада Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остаётся по одному яблоку. А если у Вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».  Я благодарю вас за внимание и вашу активность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для родителей "Изготовление дидактического пособия для развития мелкой моторики".

Пособие предназначено для развития мелкой моторики пальцев. Необходимые материалы: лист фетра формата А4,с нанесенным силуэтом ежика, лента-липучка, готовые фетровые вырубки (яблоки,грибы), клей ...

Мастер-класс для педагогов "Изготовление дидактического пособия «Машины» из нестандартного материала (коробок) для проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста"

Педагогический опыт по теме: Мастер-классИзготовление дидактического пособия «Машины» из нестандартного материала (коробок)для проведения развивающих игр с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Мастер -класс для детей "ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ "РИТМИЧЕСКОЕ ЛОТО"

Данный мастер-класс был раработан с целью обогащения музыкальной развивающей пространственной среды группы и проводился с детьми старшего дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов "Изготовление дидактического пособия "Цветок безопасности"

Дидактическое пособие поможет сформировать у детей основы безопасной жизнедеятельности[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20013323","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»

Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для развития речевого дыхания «Забавный щенок»

Очень большое значение в коррекции речи имеет развитие речевого дыхания . Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять во...