Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по укреплению здоровья детей».
консультация по логопедии

Снитко Татьяна Николаевна

Одной из приоритетных задач системы образования является сбережение и укрепление здоровья воспитанников.  Одним из средств решения  такой задачи являются  здоровьесберегающие  технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современенного детского сада. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по укреплению здоровья детей».

Одной из приоритетных задач системы образования является сбережение и укрепление здоровья воспитанников.  Одним из средств решения  такой задачи являются  здоровьесберегающие  технологии, без которых не мыслим педагогический процесс современенного детского сада. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются совместными усилиями специалистов, педагогов и родителей,  направленных на укрепление и развитие   здоровья ребенка.   Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Использование учителем-логопедом здоровьесберегающих технологий
является неотъемлемой частью логопедической работы.

В своей работе учитель-логопед использует следующие технологии   здоровьесбережения:
-
артикуляционная  гимнастика, которая направлена на укрепление мышечной системы, улучшению кровоснабжения и иннервации органов артикуляционного аппарата, что необходимо для профилактики речевых нарушений или  устранения уже имеющихся дефектов звукопроизношения;

- большие возможности в здоровьесбережении детей предоставляет дыхательная гимнастика, способствующая формированию речевого дыхания для овладения  правильным произношением и построением плавного, слитного речевого высказывания. Применяемые в логопедической работе упражнения дыхательной гимнастики, в целом улучшает функциональную деятельность всех органов и систем организма и является профилактикой простудных заболевани; 
- биоэнергопластика - содружественное взаимодействие руки и языка.

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ.  Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка;

- кинезиологические упражнения (н-р, "Ухо - нос", «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь»)  стимулируют  интеллектуальное развитие и моторику ребёнка. Упражнения улучшают мыслительную деятельность; синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма;

-  пальчиковая гимнастика, применяемая логопедом,  одна из разновидностей технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Пальчиковая гимнастика  – это пассивные или активные движения пальцами рук. Выполнение упражнений и ритмических  движений пальцами   стимулирует формирование речи, умственную деятельность и чувствительность кончиков пальцев. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями);

 - Су - Джок терапия – это самомассаж колючим резиновым мячиком (колечком) кистей, пальцев рук, стоп. Приемы Су - Джок терапии используются учителем-логопедом в качестве массажа при дизартрических расстройствах речи, с целью развития мелкой моторики пальцев рук, и  укрепления организма. 

- аппликатор Кузнецова  ( «Поиграем пальчиками на «пианино»» ). Игольчатый пластмассовый аппликатор оказывает нормализующее влияние на нервную систему, снижает перенапряжение в мышцах, усиливает кровообращение, активизирует обменные процессы, оказывает рефлекторное влияние на соответствующие органы, в силу чего может эффективно использоваться в лечебных и профилактических целях;
 - «Сухой и песочный бассейны» с цветными шариками (песком, крупами, камешками и т.д.)   развивают тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук,  совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности, способствуют расширению словарного запаса. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро -, сказко -, изо-, глина-, воско -, кристаллотерапия- и др.);

- Логоритмика - это система физических упражнений, которая призвана ускорить становление двигательных и речевых функций. Речь, музыка и движение – вот три компонента, помогающих речевому развитию. Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.  

 -алфавит телодвижений – это показ букв с помощью движения рук, ног, наклонов туловища и головы, полуприседаний, приседаний. Улучшаются показатели двигательной сферы, осанка, возрастают показатели двигательной памяти и фонематических процессов;

-гимнастика для глаз развивает  глазодвигательные навыки,  укрепляет глазные мышцы и совершенствует  координацию  (н-р,  дошкольнику предлагается отправиться в путешествие. Правила: глаза работают, голова остаётся на месте.

Логопед: «Следи глазками, куда двигается стрелочка и называй картинки, которые встречаются у неё на пути»);

Использование учителем-логопедом здоровьесберегающих технологий является одним из важнейших средств, как для профилактики речевых нарушений,  так и в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющих нарушения речи. Также очень важным моментом является просвещение родителей. Информационные стенды, папки – передвижки, памятки, буклеты  используются  для того, чтобы рассказать родителям, каким образом можно укрепить здоровье детей и одновременно помочь в развитии речи детей.   На родительских собраниях и индивидуальных консультациях логопед рассказывает и показывает   различные виды гимнастики (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая), массажа, игр и упражнений,  доступные для занятий  дома с детьми.  

В процессе взаимодействия учителя-логопеда с семьей создается атмосфера партнерских отношений, общности интересов, профессиональной и эмоциональной поддержки в длительной работе  устранения   нарушений речи у детей. Правильно организованная современная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, позволит им стать более осознанно и действенно участвовать в процессе сохранении и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, коррекции речи и их воспитании.

Очень важно донести до родителей, что Здоровьесберегающие технологии оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Разнообразные методики позволяют укрепить здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни, стабилизировать психоэмоциональный фон, чтобы они могли полноценно усваивать коммуникативные навыки, развивать и активизировать познавательную деятельность. 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическое пособие на тему "Взаимодействие с семьями воспитанников в группе раннего возраста"

Взаимодействие с семьями воспитанников тоесть с родителями детей.этот план составляется воспитателями на учебный год....

Презентация на тему: "Взаимодействие с семьями воспитанников средней группы "Непоседы" по проектной творческой деятельности"

Семья и дети - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую им не хватает взаимопонимания, такта и терпения, чтобы услышать друг друга....

"Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни"

В докладе рассказывается от принципах взаимодействия с семьями воспитанников и практическом опыте....

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»

В консультации говорится о взаимодествии педагогов и родителей по сохранению здоровья детей....

Выступление на методическом объединении по теме: «Работа с семьями воспитанников по охране здоровья детей»

laquo;Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым».Жан-Жак Руссо...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»

Консультация для педагогов«Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»...

Система взаимодействия с семьей в процессе укрепления здоровья детей с 1 года до 2 лет в рамках адаптации к дошкольной образовательной организации

Ранний возраст является решающим этапом в формировании физического и психического здоровья детей, поэтому в адаптационный период важно обеспечить максимально комфо...