Буклет "Игры со словами"
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Трофимова  Ольга Валентиновна

Игры и упражнени со словами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_igry_so_slovami.docx141.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВАРИК:

Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление.

Фонема – звук, умение различать каждый звук в слове.

Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах (д, о, м), понимать

смысл слов.

Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова: кит – к` - мяг., согл. звук, и – глас. звук, т – твёр., согл. звук; первый звук – к`, второй – и, третий – т.

Дети 5-7 лет могут:

1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).

2. Делить слова по слогам.

3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).

4. Придумывать слова на заданный звук, слог.

5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).

6.Анализировать звуковой состав слова.

7. Давать характеристику звуков:

– гласный звук, обозначаем красной фишкой;

–  твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;

– мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.

8.Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова.

Первое слово – карандаш;

Второе слово – упал;

Третье слово – под (короткое слово);

Четвёртое слово – стол.

9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».

Что даёт в развитии фонематического слуха и восприятия у ребёнка дошкольного возраста:

* Помогает ребёнка к подготовительной к школе группе подготовит «базу» к непосредственно –образовательной деятельности «Подготовка детей к обучению грамоте».

*  Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников:

–  Замены звонких согласных  парными глухими и наоборот («томик»  вместо «домик»,

«удюг» вместо «утюг»).

– Замены мягких согласных соответствующими  твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

– Замена свистящих звуков [С],[З],[Ц]  шипящими [Ш],[Ж],[Щ],[Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).

–  Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р],[Р`],[Л],[Л`],[Й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).

* Недостаточно сформирована грамматическая сторона речи (неправильное написание суффиксов, приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование).

* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтения целыми словами.

Игра «Будь внимательным!».

Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

   Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р]:

л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.

                Игра «Назови картинки».

Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.

   Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш].  Например, картинки (можно игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.

               Игра «Придумай слово».

Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог.

   Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т.д. на заданный звук [С], слог МА и т.д.

         Игра «Назови первый звук в слове».

Цель: Учить выделять первый звук в слове.

   Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К], иголка – [И].

         Игра «Назови последний звук в слове».

Цель: Учить выделять последний звук в слове.

   Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [М], слон – [н].

           Игра «Прохлопай слово».

Цель: Учить делить слова на слоги.

   Прохлопай слово и назови количество слогов в слове

(можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например: собака – 3 слога.

Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.

                     Игра «Найди пару».

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.  

    Ребёнку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и т.д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.

                         Игра «Найди слово».

Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

    Взрослый предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ), где есть слова со звуком [С]. Ребёнку нужно назвать слова со звуком [С].

Игра «Разложить картинки».

Цель: Учить дифференцировать звуки в словах.

    Ребёнку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] – [Ш], [З] –  [З`].

                             Игра «Добавлялки».

Цель: Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

   Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар) и т. д.

                    Игра «Определи место звука в слове».

Цель: Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

    Определить, где «живёт»  заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

Игра «Кому подойдёт квартира?».

Цель: Научить определять количество звуков в слове.

   У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик

 Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное), затем – назвать каждый звук отдельно.

                                Игра «Цепочка слов».

Цель:  Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.

   Взрослый называет слово,  ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например: сыр – рыба – арбуз – зонт и т.д.

                                   Игра «Отгадай слово».

Цель:  Учить составлять слова по первым звукам предметов,  изображённых на картинках.

    Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

                                  Игра «Назови слово».

Цель:  Учить называть слова с определённым количеством слогов.

  Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама, каша), с 3 (молоко, булочка).

    Путь дошкольника к грамоте лежит   через  игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.

МКДОУ «Мещовский детский сад»

        

   

 ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

     СО  ЗВУКАМИ

               И  СЛОВАМИ

https://st34.stblizko.ru/images/product/265/978/597_original.jpg

Подготовила  учитель – логопед:  

                 Трофимова Ольга Валентиновна

2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов. Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами.

Материал содержит конспект занятия Буквы Г, К. Чтение слов. Различение Г/К. Чтение слов.  Представление о звонкости-глухости согласных звуков. Печатание слов с пройденными буквами. Может применят...

Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"

Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...

Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...