Создание эффективной образовательной среды для детей с нарушениями речи в ДОУ.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Данный материал рассматривает основные направления создания эффективной образовательной среды для детей с нарушениями речи.. Эффективная образовательная среда в соответствии с ФГОС ДО является необходимым условием реализации образовательной программы, обеспечивает коррекцию нарушений речевого развития, разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_sreda_dlya_detey_s_narusheniyami_rechi_v_dou.docx | 29.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Данный материал рассматривает основные направления создания эффективной образовательной среды для детей с нарушениями речи в условиях МБДОУ «Детский сад № 28». Эффективная образовательная среда в соответствии с ФГОС ДО является необходимым условием реализации образовательной программы, обеспечивает коррекцию нарушений речевого развития, разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Материал рекомендуется учителям-логопедам, педагогам, работающим с детьми с нарушениями речи для практического применения.
Создание эффективной образовательной среды для детей с нарушениями речи в условиях ДОО.
Актуальность
В соответствии с ФГОС ДО необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является создание образовательной среды.
Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.
Образовательная среда для детей с нарушениями речи должна обеспечивать:
- коррекцию нарушений речевого развития;
- освоение детьми Программы;
- разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Создание эффективной образовательной среды для повышения результативности коррекционно - образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО - актуальная задача, стоящая перед учителем-логопедом.
Теоретическое обоснование.
Во ФГОС ДО используется два сходных термина, которые, тем не менее, относятся к разному содержанию и которые следует различать: "развивающая предметно-пространственная среда" и "образовательная среда".
Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).
Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия.
Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:
- содержание дошкольного образования;
- взаимодействие участников педагогического процесса;
- развивающая предметно-пространственная среда;
Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
Речевое развитие определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе завершения дошкольного образования.
Речевая компетенция – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.
Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетико-фонематическую, диалогическую и монологическую составляющие.
Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.
Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.
Фонетико-фонематическая компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.
Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.
Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.
Задачи учителя-логопеда:
создать образовательную среду для детей с нарушениями речи, обеспечивающую
- коррекцию нарушений речевого развития;
- освоение детьми Программы;
- разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
Основные направления организации образовательной среды для детей с нарушениями речи.
- Содержание образования.
1.1.Разработка рабочей программы учителем-логопедом на учебный год.
1.2. Организация непосредственно образовательной деятельности в системе по рабочей программе по разделам.
1.3.Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов.
1.4.Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда и группы ДОУ.
- Активизация деятельности родителей, направленная на стимулирование развития речи детей, вооружение их практическими методами и приемами, способствующими коррекции и развитию речи.
3.1.Встречи с родителями, организованные в разной форме.
3.2.Речевой уголок для родителей в раздевалке.
3.3.Карточки с речевыми играми для закрепления дома с родителями.
3.4.Общение через персональный сайт педагога.
3.5.Раздаточный материал в электронном виде по конкретным актуальным темам.
3.6.Переписка по электронной почте. Рассылка иллюстраций, игр для развивающих занятий дома.
- Взаимодействие с педагогами ДОУ, участвующих в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации детей с нарушениями речи. Создание единой образовательной среды.
Все компоненты образовательной среды взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Условия для повышения эффективности образовательной среды –
- использование личностно-оринтированных образовательных технологий,
- здоровьесберегающих технологий.
Теоретическими предпосылками становления личностно-ориентированного подхода в педагогических исследованиях и практике служат идеи философской и педагогической антропологии (К.Д.Ушинский, Н.А.Бердяев, Н.И.Пирогов, Н.Г.Чернышевский, В.В.Зеньковский, B.C. Соловьев, В.В.Розанов, Н.Ф.Федоров, Б.М. Бим-Бад, В.П.Зинченко, О.Ф. Больнов, В. Дильтей, Г.Ноль, Г.Плеснер, М.Шелер и др.), работы ученых и практиков – представителей так называемого гуманистического движения в психологии и педагогике (А.Г.Маслоу, К.Роджерс, В.Сатир, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и другие). Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу учебно- дисциплинарной. Педагог в общении с детьми придерживается принципа: «не рядом, не над, а вместе с ребенком». Его цель - содействовать становлению ребенка - дошкольника как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье), формирование начал личности (базис личностной культуры), развитие индивидуальности ребенка. Личностно-ориентированная модель взаимодействия предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, общаться с дошкольником как с равным партнером.
Заключение
Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни ДОУ, которая определяется теми конкретными задачами, которые ДОУ и каждый педагог ставит и решает в своей деятельности;
– проявляется в программном сопровождении
- организации предметно-развивающей среды
- организации взаимодействия между участниками образовательного процесса
Создание эффективной образовательной среды для детей с нарушениями речевого развития способствует коррекции нарушений, освоению Программы детьми, разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Данный материал быд представлен на городской научно-практической конференции "Проблемы реализации инклюзивного образования в практике современного ДОУ" в декабре 20014г. в г. Новокузнецке...
Опыт работы на тему «Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи и детей, слабо владеющих русским языком»
Необходимость повышения эффективности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи и детей, слабо владеющих русским языком, требует организацию взаимоотношений семьи и образовательного учрежд...
Опыт работы «Создание эффективной образовательной среды в ходе реализации проекта по музейной педагогике»
Мини-музей - интерактивная среда, в корой дети не только собирают, создают коллекции и рассматривают их, но и могут использовать экспонаты мини-музея в разных видах деятельности. Для просмотра по...
СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...
Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи
laquo;Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи» В современном развитии дошкольного образования образовательная среда учреждения выступает в качестве...
"Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи"
laquo;Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи»Уровень речевого развития воспитанников определяет возможность получения ими образования, помогает актуализироват...
Круглый стол в рамках ГМО «Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ как основы системы условий социализации и индивидуализации» Доклад:«Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»
Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее...