Создание эффективной образовательной среды для детей с нарушениями речи в ДОУ.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Данный материал  рассматривает основные направления  создания  эффективной образовательной среды для детей с нарушениями речи..  Эффективная образовательная среда в соответствии с ФГОС ДО является необходимым условием реализации образовательной программы, обеспечивает коррекцию нарушений речевого развития, разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

Данный материал  рассматривает основные направления  создания  эффективной образовательной среды для детей с нарушениями речи в условиях МБДОУ «Детский сад № 28».  Эффективная образовательная среда в соответствии с ФГОС ДО является необходимым условием реализации образовательной программы, обеспечивает коррекцию нарушений речевого развития, разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Материал рекомендуется учителям-логопедам, педагогам, работающим с детьми с нарушениями речи для практического применения.

Создание эффективной образовательной среды для детей с нарушениями речи в условиях ДОО.

Актуальность

В соответствии с ФГОС ДО необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования является создание образовательной среды.

Образовательная среда — это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

Образовательная среда для детей с нарушениями речи должна обеспечивать:

  • коррекцию нарушений речевого развития;
  • освоение детьми Программы;
  •  разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Создание эффективной образовательной среды для повышения результативности коррекционно - образовательного процесса в условиях  реализации ФГОС ДО - актуальная задача, стоящая перед учителем-логопедом.

Теоретическое обоснование.

Во ФГОС ДО используется два сходных термина, которые, тем не менее, относятся к разному содержанию и которые следует различать: "развивающая предметно-пространственная среда" и "образовательная среда".

Развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы).

Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия.

Развивающая образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов:

  • содержание дошкольного образования;
  • взаимодействие участников педагогического процесса;
  • развивающая предметно-пространственная среда;

Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

 Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и результатов.
Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.

Речевое  развитие определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе завершения дошкольного образования. 

Речевая компетенция – это умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретной ситуации общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.

Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетико-фонематическую, диалогическую и монологическую составляющие.

Лексическая компетенция – предполагает наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, умение ребёнка употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологизмы. Её содержательную линию составляет активный и пассивный словарь в пределах возраста: синонимы, антонимы, омонимы, антонимы, родственные и многозначные слова, основное и переносное значение слова, однокоренные слова, образные выражения. По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка таков, что позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.

Грамматическая компетенция – предполагает приобретения навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм. Её содержательную линию составляет морфологический строй речи, включающий почти все грамматические формы, синтаксис и словообразование. У детей закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.

Фонетико-фонематическая  компетенция – предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; воспитание фонетической и орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи.

Диалогическая компетенция – предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими людьми. Её содержательная сторона – диалог между взрослым и ребёнком, между двумя детьми, разговорная речь.

Монологическая компетенция – предполагает сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Это умение формируется на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри него.

Задачи учителя-логопеда:

создать  образовательную среду для детей с нарушениями речи, обеспечивающую

  • коррекцию нарушений речевого развития;
  • освоение детьми Программы;
  •  разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.

Основные направления организации образовательной среды для детей с нарушениями речи.

  1. Содержание образования.

1.1.Разработка рабочей программы учителем-логопедом  на учебный год.

1.2. Организация непосредственно образовательной деятельности в системе по рабочей  программе по разделам.

1.3.Организация образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

1.4.Грамотная, педагогически целесообразная речь педагога.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды кабинета учителя-логопеда и группы ДОУ.

  1. Активизация деятельности родителей, направленная на стимулирование развития речи детей, вооружение их практическими методами и приемами, способствующими коррекции и развитию речи.

3.1.Встречи с родителями, организованные в разной форме.

3.2.Речевой уголок  для родителей в раздевалке.

3.3.Карточки с речевыми играми для закрепления дома с родителями.

3.4.Общение через персональный сайт педагога.

3.5.Раздаточный материал в электронном виде по конкретным актуальным темам.

3.6.Переписка по электронной почте. Рассылка иллюстраций, игр для развивающих занятий дома.

  1. Взаимодействие с педагогами ДОУ, участвующих в процессе обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации детей  с нарушениями речи. Создание единой образовательной среды.

                 

Все компоненты образовательной среды взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Условия для повышения эффективности образовательной среды –

  • использование личностно-оринтированных образовательных технологий,
  • здоровьесберегающих технологий.

Теоретическими предпосылками становления личностно-ориентированного подхода в педагогических исследованиях и практике служат идеи философской и педагогической антропологии (К.Д.Ушинский, Н.А.Бердяев, Н.И.Пирогов, Н.Г.Чернышевский, В.В.Зеньковский, B.C. Соловьев, В.В.Розанов, Н.Ф.Федоров, Б.М. Бим-Бад, В.П.Зинченко, О.Ф. Больнов, В. Дильтей, Г.Ноль, Г.Плеснер, М.Шелер и др.), работы ученых и практиков – представителей так называемого гуманистического движения в психологии и педагогике (А.Г.Маслоу, К.Роджерс, В.Сатир, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский и другие). Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу учебно- дисциплинарной. Педагог в общении с детьми придерживается принципа: «не рядом, не над, а вместе с ребенком». Его цель - содействовать становлению ребенка - дошкольника как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье), формирование начал личности (базис личностной культуры), развитие индивидуальности ребенка. Личностно-ориентированная модель взаимодействия предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, общаться с дошкольником как с равным партнером.

Заключение

Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни ДОУ, которая определяется теми конкретными задачами, которые ДОУ и каждый педагог  ставит и решает в своей деятельности;

– проявляется в программном сопровождении

- организации предметно-развивающей среды

- организации взаимодействия между участниками образовательного процесса

Создание эффективной образовательной среды для детей с нарушениями  речевого развития способствует коррекции нарушений, освоению Программы детьми, разностороннее развитие  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Данный материал быд представлен на городской научно-практической конференции "Проблемы реализации инклюзивного образования в практике современного  ДОУ" в декабре 20014г. в г. Новокузнецке...

Опыт работы на тему «Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи и детей, слабо владеющих русским языком»

Необходимость повышения эффективности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи и детей, слабо владеющих русским языком, требует организацию взаимоотношений семьи и образовательного учрежд...

Опыт работы «Создание эффективной образовательной среды в ходе реализации проекта по музейной педагогике»

Мини-музей - интерактивная среда, в корой дети не только собирают, создают коллекции и рассматривают их, но и могут использовать экспонаты мини-музея в разных видах деятельности. Для просмотра по...

СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...

Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи

laquo;Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи»   В современном развитии дошкольного образования образовательная среда учреждения выступает в качестве...

"Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи"

laquo;Организация специальной образовательной среды для детей с нарушением речи»Уровень речевого развития воспитанников определяет возможность получения ими образования, помогает актуализироват...

Круглый стол в рамках ГМО «Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ как основы системы условий социализации и индивидуализации» Доклад:«Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»

Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее...