Для Вас, родители! Буклеты по артикуляциооной гимнастике. Формирование фонематического восприятия.
консультация по логопедии (средняя группа)
Буклеты для консультации родителям по артикуляциооной гимнастике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 252.32 КБ |
консультация для родителей | 186.5 КБ |
консультация для родителей | 892.46 КБ |
консультация для родителей | 950.05 КБ |
консультация для родителей | 1.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Заборчик улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы |
Чашечка Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка) |
Дудочка с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты) |
Маляр губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо |
Барабанщик улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..." |
Окошко широко открыть рот - "жарко" закрыть рот - "холодно" |
Чистим зубки улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы |
Грибочек улыбнуться, поцокатъ языком, будто едешь на лошадке, присосать широкий язык к нёбу |
Киска губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы |
Лошадка губы в улыбке, приоткрыть рот, поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки) |
Качели улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы |
Часики улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой |
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед -- Распопова Т.С.
Предварительный просмотр:
Подкрепился Язычок вкусным медом, поблагодарил Медвежонка и собрался домой.
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим круговым движением по верхней и нижней губе. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть.
Вышел Язычок на дорожку и вдруг услыхал, как стучат копыта и увидел Лошадку.
Я – веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий
Сел Язычок на Лошадку, крикнул «Но!» и поскакал домой. Давай покажем, как скакала лошадка: сначала медленно, потом быстрее.
Поцокать языком тише- громче, быстрее- медленнее.
Покатался Язычок, слез с лошади и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Надо причесаться.» Достал Язычок расческу и стал причесываться. Давай покажем, как он это делал.
Улыбнуться, прикусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.
Привел Язычок себя в порядок и подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать, который час. Покажи, как работают часики.
Тик-так, тик-так, Язычок качался так,
Словно маятник часов. Ты в часы играть готов?
Узнал Язычок, который час. Было уже поздно, пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать. Покажи, как Язычок надувал шарики.
Я надул воздушный шарик, Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я!
Язычок уже дома, наше путешествие подошло к концу. Язычок говорит нам : «До свидания, до новых встреч!»
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Учитель-логопед Распопова Т.С.
В одном сказочном городе на сказочной улице стоял маленький домик. Однажды солнечным утром к домику подлетела птичка.
Птичка так громко чирикала, что разбудила того, кто жил в домике. И вот в домике открылось окошко.
Упр-е «Окошко». На счет 1 – широко открыть рот, на счет 2 – закрыть. Артикуляционные движения можно сопровождать движениями рук)
Из окошка выглянул Язычок. Выглянул и спрятался. Выглянул и спрятался.
Рот открыт. На счет 1-высунуть язык изо рта, на счет 2 – спрятать.
Решил язычок посмотрел по сторонам, посмотрел направо, налево…
Рот открыт. На счет 1 – 2 движения языка вправо- влево.
Вышел язычок из своего домика на улицу. Какие красивые цветы растут на клумбе. Сорвал Язычок цветок и понюхал его.
Носом вдох – «нюхаем цветок», выдох через рот на цветок вертушку.
Язычок отправился на прогулку. На соседней улице Язычок встретил веселую Собачку.
Улыбается щенок, зубки напоказ.
Ты бы точно так же смог, покажи сейчас.
На счет 1- широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. На счет 2 - возвращаем губы в спокойное положение.
Поздоровался Язычок с Собачкой, а она его понюхала. «Попробуем нюхать воздух так, как это делают собаки – шумно и быстро. Нюхаем по два раза: "нюх-нюх" и отдыхаем. Сначала понюхаем воздух справа. (поворачивает голову направо, делает пару «быстрых вдохов»). Отдыхаем. (Возврат головы в исходное положение, выдох произвольный). Затем нюхаем воздух слева. (поворачивает голову налево и делает пару «быстрых вдохов»). Отдыхаем».
Упражнение показывать целиком, не останавливаясь на отдельных позициях.
Попрощался Язычок с Собачкой и пошел дальше.
Подошел Язычок к реке и увидел семью лягушек. Папа-лягушка квакал низким голосом: ква-ква! Мама-лягушка квакала обычным голосом, а лягушонок квакал тоненьким голоском. Покажи, как они квакали
Дети повторяют, изменяя высоту голоса и интонацию
Подошел Язычок поближе, чтобы познакомиться с лягушками: Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
На счет 1-2 широко разводим уголки плотно сжатых губ и возвращаем губы в спокойное положение.
Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, и рот широко открывает. Это был бегемот. Давай покажем, как бегемот широко открывал рот.
Широко открываем и закрываем рот.
Попрощался Язычок с лягушками и отправился
дальше в лес. Под большим деревом увидел большой-пребольшой гриб. Покажите, какой большой гриб нашел Язычок.
Присосать широкий плоский язык к верхнему небу, широко открыть рот.
Вдруг сверху раздался шорох и поздороваться с Язычком спустилась Белочка.
Белка щелкает орешки, обстоятельно, без спешки.
Упираем язычок, влево-вправо, на бочок.
Язычок угостил Белочку грибами и она ускакала.
При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то в левую, то в правую щеку.
Тут из леса появился Медвежонок.
Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Губы язычком оближет
И подсядет к меду ближе.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Н есформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование всех компонентов речи
Влияние развития фонематического восприятия на формирование речи
С оздание системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через речевые игры и игровые упражнения. Цель
Изучить этапы развития фонематического восприятия у дошкольников с ТНР Подобрать и сгруппировать методы и приемы коррекционных занятий по формированию фонематического восприятия П ополнить копилку речевых игр и упражнений по развитию и коррекции фонематического восприятия у дошкольников в соответствии с этапом и возрастом детей Задачи
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - ЭТО: фонематический слух фонематическое восприятие слуховое восприятие
Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а значит, правильно говорить. Умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издающим его предметом, что и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки, которые человек воспринимает и анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти . Фонематический слух - э то способность выделять, воспроизводить и различать звуки речи (речевой слух), т.е правильно слышать и узнавать и различать звуки, чувствовать интонацию и оттенки сказанного. Фонематическое восприятие - Способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Четыре ступени формирования фонематического восприятия: первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова; вторая – выделять первый и последний звук в слове; третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове; четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам. Фонематическое восприятие рассматривается как «умение». Поэтому оно формируется только в ходе специального обучения.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия I этап – узнавать неречевые звуки; II этап - различение одинаковых звуков и звукокомплексов , слов и фраз по высоте, силе, тембру голоса; III этап - различение слов, близких звуковому составу; IV этап - дифференциация слогов; V этап - дифференциация фонем; VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
I этап – узнавать неречевые звуки; Игры на р азвитие способности узнавать и различать неречевые звуки. На развитие слухового внимания и слуховой памяти.
«Угадай, что делают» Необходимы следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек, бумага, карандаш. Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.
«Угадай, кто кричит» Подготовить игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др. Педагог достает игрушки, обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.
«Угадай, на чем играю» Педагог подготавливает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, дудочку и др. Затем знакомит детей с музыкальными игрушками. Убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем. Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов.
«ГДЕ ЗВУЧАЛО?» Дети садятся в кружок. Педагог выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
«Угадай, кто идет» Необходимо две картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья. Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли. Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.
«Солнце или дождик?» Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Дети выполняют действия согласно различному звучанию бубна.
«ХЛОПНИ, КАК Я!» «ДЯТЕЛ» Педагог отстукивает карандашом или ладонями различные ритмы ( I II III , II I II и т.д.), а дети повторяют за ним.
II этап - различение одинаковых звуков и звукокомплексов , слов и фраз по высоте, силе, тембру голоса; Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса
«ДАЛЕКО – БЛИЗКО» Используются 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее, провожающие машут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда. Педагог произносит звук у с разной силой голоса, а дети указывают соответствующую картинку. Можно использовать мычание коровы – «муууу», гудение самолета и т.д.
«БОЛЬШОЙ – СРЕДНИЙ – МАЛЕНЬКИЙ» Подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михаила Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки). На каждый персонаж - по 8-9 картинок. Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей. Педагог произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а дети поднимают соответствующие картинки. Для того чтобы активизировать внимание детей, педагог нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.
«Взрослый или детёныш?» Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, лошади и жеребёнка, свиньи и поросёнка и др. Педагог произносит звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.
«ТЕЛЕФОН» Педагог тихо «на ушко» говорит слово (можно брать по лексической теме) первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т.д. Последний ребёнок говорит слово вслух.
III этап - различение слов, близких звуковому составу; Игры на различение слов, близких по звуковому составу
«КРАСНЫЙ - ЗЕЛЁНЫЙ» Педагог показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания:«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ». Если дети услышали правильное название того, что изображено на картинке, то должны поднять зелёный флажок, а если нет – красный. Вариант: хлопнуть в ладоши.
«ЦЕПОЧКА» Ребёнку предлагается повторить похожие слова в названном порядке (вначале по два, затем - по три). Примечание : При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность подбора слов в том, что они аналогичны по звуковому составу и не содержат труднопроизносимых звуков. МАК – БАК ТОК – ТУК БЫК – БОК ДОМ – ДЫМ КОМ – СОМ МОТОК – КАТОК – ПОТОК БАТОН – БУТОН – БЕТОН ВАТКА – ВЕТКА – КЕПКА
«ПОДБЕРИ КАРТИНКУ» Педагог выставляет следующие картинки: сом, мак, жук, сетка, моток. Ребенок подходит к полотну, ему дается картинка, которую он должен поместить под той картинкой, название которой близко по звучанию. «СОМ» дом, ком, лом; «МАК» рак, бак, лак; «ЖУК» лук, сук, тук; «СЕТКА» клетка, ветка, пятка; «МОТОК» платок, листок, каток.
«Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых педагогом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: КОМ – КОМ – КОТ – КОМ ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА КАНАВА – КАНАВА – КАКАО –КАНАВА
«САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО» Педагог произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое. СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА
«САМОЕ ДЛИННОЕ СЛОВО» Педагог произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово. ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» Педагог произносит четверостишие по лексической теме, не договаривая последнее слово. Дети должны сказать это слово. «Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полёт Винтокрылый … (вертолёт)».
IV этап - дифференциация слогов; V этап - дифференциация фонем; Игры на дифференциацию слогов и фонем
Предлагается использовать следующие виды упражнений: «Назови лишний» Воспроизвести ряд слогов с изменением ударного слога: ДА-ДА-ДА; Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ; Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА; Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по глухости — звонкости: а) по два слога: па-ба , б) по три слога: ПА-БА-ПА; Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по твёрдости-мягкости: МА-МЯ;
«Чей звук» Детям раздаются картинки с изображением самолета, малыша, ослика, и объясняется: «Самолет гудит: у-у-у», «Малыш плачет: а-а-а», «Ослик кричит: и-и-и». Далее педагог произносит звукоподражания, а дети выбирают нужные картинки. Затем проводится такая же работа по дифференциации согласных звуков. Например, « ф — воздушный шарик, с – водичка из крана, ш – шипит змея».
«Назови по порядку слоги» Педагог произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.
«БАБОЧКИ» Педагог предлагает ребёнку усадить красных бабочек на ромашку. Красные бабочки – это гласные звуки: [а, о, у, и, ы , э]. Педагог произносит разные звуки, а ребёнок усаживает бабочку на ромашку только тогда, когда услышит гласный звук.
«ДЕВОЧКИ – ГЛАСНЫЕ» Перед ребёнком лежат картинки с изображением девочек в красных платьях, губы каждой девочки имеют определённую артикуляцию, над головой – графическое изображение гласного звука. Педагог произносит гласные звуки, а ребёнок показывает соответствующую девочку.
«Мальчики – согласные» Твёрдые звуки носят одежду синего цвета и живут в синем домике, а мягкие – одежду зелёного цвета и живут в зелёном домике. Звонкие звуки «носят» на голове колокольчик, когда мы их произносим – горлышко «звенит». Глухие звуки «носят» наушники, они ничего не слышат. Педагог произносит согласные звуки, а ребёнок показывает соответствующего мальчика.
«ФЛАЖКИ» Педагог называет звук. Дети, определяют, какой это звук и поднимают флажок соответствующего цвета : гласный – красный флажок, согласный твёрдый – синий флажок.
«Наушник – колокольчик» Ребёнок, называя картинку, определяет звонкий или глухой первый согласный звук. Если первый звук – глухой, то картинку нужно положить под «наушником», а если – звонкий, то – под колокольчиком».
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа. Игры на развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов Цели: Определение количества слогов; Выделение первого и последнего звука в слове; Определение места, количества и последовательность звуков в слове (с учетом возраста и индивидуальных особенностей развития детей); Развитие фонематических представлений.
Игры на определение количества слогов в словах разной сложности: «Отбей слоги мячом» Педагог говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок , отбивая мячом об пол, делит слово на части. «Паровоз и вагончики» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов. «ГУСЕНИЦА» Педагог показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д. «ТУЧКА И ЗОНТИК» На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове.
Игры на выделение первого и последнего звука в слове: «РЫБАЛКА» С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию педагога нужно выделить из слова первый, последний звук. Картинки: лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп. «ЗВУКОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» Педагог ставит на стол 3 звука - у каждого на голове – кепка синего, зелёного или красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки по первому или последнему звуку в названии. «ТАРЕЛОЧКИ» На столе – три тарелочки: зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова. «КЕПКИ» Ребёнок в зелёной кепке обозначает согласный мягкий звук, в синей кепке – согласный твёрдый, а в красной – гласный звук. Педагог показывает детям картинки, спрашивая: «Чья это картинка?» Ребёнок в зелёной кепке отвечает: «Это моя картинка, потому что слове «велосипед» - первый звук [ в ’] ». «ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ» Педагог даёт ребёнку 4 картинки и просит правильно их распределить по окошкам в доме. На каждом этаже по два окна: синее и зелёное. Если в слове первый согласный мягкий звук, то картинку нужно положить на зелёное окошко, а если первый согласный твёрдый звук – на синее окошко.
Игры на определение примерного места звука в слове: «В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ЗВУК?» Педагог показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце? «Застегни пуговицу на рубашке» На рубашке с тремя пуговицами появляется карман – картинка. Педагог просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы. «Грибочек» В траве, под грибочком – картинка. Педагог просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т.е. показать где слышится звук. «Клумба» Педагог показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.
Игры на определение количества и последовательности звуков в слове «ФИШКИ» С помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове. «СХЕМА СЛОВА» С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова. «Экран телевизора» На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова. «Звёздное небо» С помощью звезд синего, зеленого и красного цвета ребенок выкладывает на «небе» схему слова.
Упражнения и игры на развитие фонематических представлений «Стаканчики» Ребёнок распределяет картинки (бочка, бабочка, берёза, бегемот) между белкой и божьей коровкой. (твердый мягкий) «Цветик – семицветик » В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика-звука в синей рубашке, с колокольчиком на голове (согласный твёрдый звонкий звук [ З ] ). Дети, обосновывая своё решение, выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с этого звука. «Подбери и раскрась картинки на заданный звук» Раскрасить синим цветом картинки , названия которых начинаются со звука [Ш]: шапка, шарф, санки, стакан, жук, кошка.
Проведение специальных игр и упражнений способствует успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Использование дидактических игр для формирования фонематического восприятия у детей с ОНР."
Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умению различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы....
Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки детей к школе
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...
Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру»
Круглый стол совместно с родителями старшей группы компенсирующей направленности. «Формирование фонематического восприятия через игру» Данный материал поможет учителям-лого...
Логопедический тренинг для родителей детей имеющих речевые нарушения «Формирование фонематического восприятия через игру»
Логопедический тренинг для родителей детей имеющих речевые нарушения «Формирование фонематического восприятия через игру»...
Буклет для родителей. Занимаемся дома. Игры по развитию фонематического восприятия с.1.
Буклет для родителей "Занимаемся дома! Игры по развитию фонематического восприятия" содержит краткую и полезную информацию о том, какую роль фонематическое восприятие играет в становлении ре...
Буклет для родителей "Занимаемся дома! Игры по развитию фонематического восприятия" с.2
Продолжение первой части буклета для родителей "Занимаемся дома! Игры по развитию фонематического восприятия"...
Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»
Консультация для родителей «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе»...