Использование мнемотехники для развития речи детей
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОБОДА И.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
АКТУАЛЬНОСТЬ Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами стоит задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. МЕТОДОЛОГИЯ При экспериментальном обследовании дошкольников (П. Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова, Д.Б. Эльконин) выяснилось, что многие знания, которые ребёнок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы: Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;
Задачи:
В настоящее время создано множество методик рационального запоминания, однако по прежнему суть их одна — вначале запоминается какой-либо опорный ряд (фон), к которому подобраны ассоциации.Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан". Или аналогичная ей "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь". Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и так далее.Тот же принцип лежит в использовании фразы "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" в качестве прекрасного средства для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный... Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс, используется прием мнемотехники. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. В дидактике выделены три вида моделей:
В настоящее время существуют различные приемы и методы развития речемыслительной деятельности детей. Хочу поделиться с коллегами эффективными приемами работы на основе наглядного моделирования. Последовательность работы с мнемотаблицами:
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа вграфическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Это теория для того чтобы освежить вашу память, так как мнемотехнику в той или иной мере Вы все используете в своей работе. Я же хочу поделиться с вами некоторыми интересными, на мой взгляд приёмами мнемотехники, которые мы используем и которые приносят замечательные результаты: «Загадки». С использованием приемов мнемотехники я учу детей составлять описательные загадки. Из схем убираю первую карточку , которая обозначает название предмета. Благодаря этому достигаю сразу нескольких положительных моментов:
Предлагаю коллегам попробовать составить описательную загадку и самим убедиться в моих наблюдениях. Игра «Шифровальщики» - очень любима детьми, с её помощью:
Например: книга, умный, интересный, вместе, полезно и т.д. «Заучивание стихов по таблицам». Заучиваем следующим образом:
Предлагаю коллегам в преддверии новогоднего праздника составить самостоятельно таблицы стихов, в соответствии с возрастом детей с которыми они работают. Подведение итогов: Положительные эффекты от занятий мнемотехникой следующие:
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удалось достичь следующих результатов:
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в развитии речи детей на материале загадок и скороговорок в группе с трудными детьми
Работа в группе с ОНР, составление загадок....
Использование мнемотехники для развития речи детей
В презентации предложены различные виды использования мнемотаблиц и мнемодорожек для развития речи детей. Из практики могу сказать, что данный вид деятельности очень нравится детям и помогает в работе...
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...
Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста
Материал для воспитателей дошкольных учреждений...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошкольном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошедший с ними. Ребята начинают заикаться, повторять одни и тоже слова. ...
«Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста» Что такое мнемотехника?
В дошльном возрасте часто дети затрудняются рассказать или пересказать сказку, описать какой – то момент из жизни, произошед...
Проект по развитию речи «Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» 2020-21г
Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...