Карточки для автоматизации звука Зь
тренажёр по логопедии (старшая группа)

Макарова Ирина Владимировна

Подборка речевого материала на автоматизацию звука Зь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_4_zvuk_z.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

I .1                                         Звук [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в прямых слогах.

Многократно проговаривать слоги (3-4 раза):

1.

Зя-зя-зя          зё-зё-зё        зи-зи-зи       зю-зю-зю          зе-зе-зе

2.          Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:

Зя-зя – зя-зя-зя                         зё-зё – зё-зё-зё

Зи-зи – зи-зи-зи                       зю-зю – зю-зю-зю

Зе-зе – зе-зе-зе                         зя-зя-зя – зя-зя   и т. п.

3.                                   «Запомни, повтори»

Зя-зё-зю                  зи-зе-зя              зе-зё-зю-зя

Зе-зю-зи                  зя-зю-зе             зи-зе-зя-зю

Зё-зи-зе                   зё-зи-зю             зё-зю-зи-зя

I .2                                Звук [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в словах с прямыми слогами.

зи

Зина, резина, низина, зимний, озимая, бензин, магазин, возить, грузить, зима, лазить, Тузик, дивизия, бузина, зимовать, морозить, корзина, Мурзик, лобзик, тазик, кизил, разиня

зя

озяб, зябь, зяблик, нельзя, изящный, грозят,  возят, лазят

зё

озёра, зёрна, козёл, призёр, везёт, позёмка, зёрнышко, ползёт

зе

зев, газета, музей, зебра, зелень, зеркало, зеркальный, газетный, земля, земляника, землянка, вазелин, лазейка, озеро

зю

изюм, изюбрь

I .3                                           Звук [ З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в словах с прямыми слогами.

Зи-зи-зи – Зина                            зя-зя-зя – зяблик

Зи-зи-зи – магазин                       зя-зя-зя – озяб

Зи-зи-зи – вези                             зя-зя-зя – нельзя

Зи-зи-зи – зима                            зя-зя-зя – зябь

                   

Зе-зе-зе – зев                                   зё-зё-зё – зёрна

Зе-зе-зе – газета                            зё-зё-зё – козёл

Зе-зе-зе – зебра                             зё-зё-зё – везёт

Зе-зе-зе – зелень                           зё-зё-зё – ползёт

Зю-зю-зю – изюм

   Зю-зю-зю – изюбрь

 

I  .4                                          Звук [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в словах с прямыми слогами.

1.        «Назови ласково»

Проговаривать оба слова:

Зина – Зиночка                                           корзина – корзиночка

Магазин – магазинчик                               низина – низинка

Бензин – бензинчик                                   зёрна – зёрнышки

Газета – газетка                                          зеркало – зеркальце

Земляника – земляничка                            вазелин – вазелинчик

Озеро – озерцо                                           зима – зимушка

2.        «Один – много»:

Магазин – магазины                             газета – газеты

Земляника – земляники                       земля – земли

Озеро – озёра                                       зерно – зёрна

Зеркало – зеркала                                 корзина – корзины

Зебра – зебры                                        зяблик – зяблики

I .5                                            Звук [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в словах с прямыми слогами.

Послушай, запомни и повтори только те слова, в которых есть звук [З’]:

Малина, земляника, смородина

Зефир, конфета, печенье

Коза, козёл, свинья

Зяблик, дрозд, синица

Бизон, зебра, заяц

Зина, лиса, лизать

Боксёр, козёл, осёл

Осина, бусина, бузина

Называть, посылать, зевать

Керосин, носил, бензин

Зимний, осина, синий

 

III .1                                      Звук [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в слогах со стечением согласных.

Зве-звя-зви                         звё-зви-звя-звю

Зле-зли-злю                        зли-злё-злю-зля

Зре-зри-зря                         зрю-зрё-зри-зре

Зде-зди-здя                         зди-зде-здю-здя

Зме-змя-зми                       змю-зме-змё-змя

Взе-взё-взя

Зья-зье-зьи

Зью-зье-зья

Зьма-зьми-зьме

Зьба-зьбе-зьбу  

II .1                                       Звук [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в обратных слогах.

Многократно проговаривать слоги, растягивая и озвончая звук [З’]:

Азь-азь-азь                   озь-озь-озь                      язь-язь-язь

Узь-узь-узь                   изь-изь-изь                     юзь-юзь-юзь

Азь-язь                         язь-азь                    азь-язь-азь

Озь-ёзь                         ёзь-озь                              озь-ёзь-озь

Узь-юзь                        юзь-узь                             узь-юзь-узь

Ызь-изь                        изь-ызь                             ызь-изь-ызь

Эзь-езь                         езь-эзь                              эзь-езь-эзь

Язь-азь-язь                 ёзь-озь-ёзь                         юзь-узь-юзь    

Изь-ызь-изь                езь-эзь-езь

     

III .2                             Звук  [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в словах со стечением согласных.

1.                         Произносим слоги и слова:

Зве-зве-зве – зверь                               зме-зме-зме – змеи

Зве-зве-зве – звезда                              зме-зме-зме – змейка

Зве-зве-зве – зверёк                              зме-зме-зме – змей

Зве-зве-зве – звено                               зме-зме-зме – змеевик

Звя-звя-звя – звякать                            зде-зде-зде – здесь

Зде-зде-зде – здешний                          зли-зли-зли – злить  

Зли-зли-зли – злиться                           зре-зре-зре – зреть

Зре-зре-зре – зрелище                           зря-зря-зря –  не зря

2.                           Произносим слова:

Возьми, полозья, Кузьма, Кузьмич, друзья, резьба, ползи, обезьяна, козье, грязью, взятка, нельзя, бензин.

III .3                                       Звук  [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в словах со стечением согласных.

«Весёлый счёт»(1-2-5):

Произносим словосочетания:

Один зверь – два зверя - пять зверей

Одна звезда – две звезды – пять звёзд

Одно звено – два звена – пять звеньев

Слова: обезьяна, зверёк, змейка, зрелище.

Одно звякающее звено – два звякающих звена – пять звякающих звеньев

Один злящийся зверь – два злящихся зверя – пять злящихся зверей

Одна здешняя звезда - две здешних звезды – пять здешних звёзд

IV .1                                 Звук [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в предложениях.

«Чей, чья, чьё, чьи?»

у козы молоко  – это козье молоко

у козы голова – это козья голова

у козы рога – это козьи рога

 у козы хвост – это козий хвост

Обезьяна: хвост, лапы, голова

Это обезьяний хвост…

Змея: кожа, хвост, тело

Это змеиная кожа…

Зверь: голова, лапы, хвост

Это звериная голова…

IV .2                                    Звук  [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в предложениях.

«Какой, какая, какое, какие?»

Согласовываем существительные воздух, костюм, пальто, одежда, день, погода, небо, позёмка, солнце, шапка, вечер, развлечение, холод, утро  с прилагательными зимний (-яя, -ее,  -ие) и проговариваем словосочетания:

Костюм для зимы – зимний костюм

Пальто для зимы –

Одежда для зимы –

Зимой воздух (день) какой? – зимний воздух (зимний день)

Зимой погода (позёмка)  какая? -  

Зимой небо (солнце) какое? –  и т.п.

 

IV .3                              Звук [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в предложениях.

Изменяем предложения по образцу:

1.                                   Лазить в низину

Я лазил в низину

Ты лазил в низину

Мы лазили в низину

Он лазил в низину

Она лазила в низину

Вы лазили в низину

Они лазили в низину

2.     Грозить Кузьме

3.    Грузить зерно

4.    Взять зеркало       

 IV .4                                 Звук [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в предложениях.

Зина и Кузя – друзья. Лизе дали землянику. У Зины зеркало. Зина была в магазине. Кузьма взял корзину. Зинаида была в музее. Кузьмич возит зерно. Козёл гоняет Тузика. На озере зелёная травка. Мурзик убегает от Тузика. Кузя лазил на дерево и занозил ногу. Ёжик ползёт, иголки везёт. Зимой озимые зимуют под снегом. Змейкой мчится по земле лёгкая позёмка. Кузьма читает газету. В зоопарке зебры, обезьяны, змеи и разные звери. Зинаида помазала руки вазелином. В магазине запах бензина. Зина собрала корзину земляники. Зимующие звери ждут конца зимы. Кузя и папа запускают зелёного змея. Вот ползёт по земле змея.

V .1                                        Звук [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в связной речи.

Проговариваем чистоговорки:

Зи-зи-зи – обезьянку привези!

Зя-зя-зя – обезьянкам здесь нельзя.

Зи-зи-зи – раз нельзя – не привози.

Проговариваем скороговорки:

У маленькой Зины бузина в корзине.

Купила Зина в магазине зелёную корзину.

 Не любит Зина запах бензина.

        Заучиваем стихотворение:

Зина и Зоя не знают покоя:

И на коньках, и на санках скользят.

Знакомых зимою они удивляют-

Позёмка и вьюга их не пугают.

V .2                                        Звук [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в связной речи.

Проговариваем предложения, пересказываем текст.

Зяблик Кузя.

Зимний день. Метёт позёмка. Зяблик Кузя совсем озяб. Он сидит на берёзе возле окна и заглядывает в комнату. На окне висит клетка с попугаями. Кузя вздыхает:

- Везёт попугаям, не знают они забот!

Кузя подлетает к окну. Воздух возле окна теплее и здесь не так зябко. Кузя засыпает. Он знает – обязательно кончится зима, зазвенят капели. Тогда он взлетит на берёзу и запоёт звонкие песни. И вот тогда попугаи позавидуют Кузе.

V .3                                     Звук [З’]

Закрепляем произношение звука [З’]в связной речи.

Проговариваем предложения, отвечаем на вопросы по содержанию текста и пересказываем.

Зелёная корзинка

Мама купила в магазине Зине корзинку для ягод. Корзинка красивая, зелёная. Взяла Зина один раз корзинку и пошла в лес. Много земляники в траве. Ползает Зина по земле, рвёт землянику. Набрала почти полную корзинку. Вдруг заметила, ползёт змея. Испугалась Зина, побежала домой, корзину оставила. А где – не помнит. Так и явилась домой в слезах и без корзинки. Мама взяла Тузика, Зину и пошли искать корзинку. Нюхал землю Тузик и нашёл в кустах Зинину корзинку. Дома мама и Зина ели вкусную землянику.  

V .4                                        Звук [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в связной речи.

Друзья

Зина и Кузя – друзья. Летом друзья ходят с корзинами за земляникой и грибами. Лазят за орехами. Загорают и купаются на озере. Пасут коз и козлят на зелёной траве. Возят на возах арбузы. Грузят зерно в грузовики. Зимой Зина и Кузя на улице. Они придумывают много зимних забав. Морозец их не пугает. Зимними морозными вечерами они смотрят телевизор, разукрашивают, читают сказки, играют с Мурзиком.

V .5                                  Звук [З’]

Закрепляем произношение звука [З’] в связной речи.

«Подскажи словечко»

Добавляем слова, учим стихотворения:

Пестрой лентой притворяясь,

В зелени травы скользя,

Извиваясь, изгибаясь

По земле ползёт (змея).

        С визгом прыгают по веткам

                                           И резвятся, словно детки,

                                           На качелях из лианы

                                           Ввысь взлетают (обезьяны).

Попрошу тогда я Зину

Бузину сложить в (корзину)

V .6                                            Звук [З’]

Закрепляемпроизношение звука [З’] в связной речи.

Учим стихотворения:

Дана Козявке справка

О том, что не Козявка.

Неправильная справка.

Козявка есть Козявка.   (А. Кондратьев)

                                           Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

                                       Змей в облаках, а Змея на земле.

                                         Надо бы Змею спуститься к Змее.

В звезде найдёшь ты букву «З»,

И в золоте, и в розе,

В земле, в алмазе, в бирюзе,

В заре, в зиме, в морозе.  (С. Маршак)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по автоматизации звука К

Вы можете использовать предложенный материал на своих занятиях, а также дать эту карточку домой для закрепления правильного произношения звука....

Карточки по автоматизации звука Т

Матпериал карточек может быть использован логопедом на занятии, а также предложен в качестве домашнего задания....

Копилка логопеда (карточки по автоматизации звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р)

подбор речевого материала в виде карточек 10х15  см  по автоматизации трудных звуков с,з,ш,ц,ч,щ,ж,р,л, можно использовать в качестве домашних заданий на логопункте ДОУ и речевых  групп...

Карточки для автоматизации звуков

Карточки для автоматизации звуков - это наши палочки - выручалочки для воспитателей и родителей, очень удобно использовать: вложил в домашнюю тетрадь или папку, воспитателям - в журнал для вечерних за...

Карточки для автоматизации звуков в словах

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь ребенку....

Карточки для автоматизации звуков в предложениях

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь детям....

Карточки для автоматизации звуков

Картотека заданий для автоматизации звуков [С],[Ш], [Л\'], [Л], [Р]...