Карточки для автоматизации звука СЬ
тренажёр по логопедии (старшая группа)
Подборка речевого материала на автоматизацию звука Сь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_2_zvuk_s.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
I .5 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в словах с прямыми слогами «Назови ласково»: пёс - пёсик кокос – кокосик нос - насос - овёс - колесо – колесико ананас - пылесос - песня - коса - сосна - лиса – | I .6 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в словах с прямыми слогами «Один – много»: ( проговаривать оба слова) Пёсик – пёсики кокосик - Носик – насосик- овёсик – колёсико - ананасик – пылесосик - песенка – косичка - сосёнка - лисичка -
|
I.7 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в словах с прямыми слогами «Наоборот» 1.Замени [С] на [С’]: Са –СЯ Со -СЁ Су – СЮ Сы – СИ 2. косы – коси Носы – носи Осы – оси 3. Добавь слог СЯ в конце слова и произнеси целиком: Проснул…(ся), потянул.., поднял.., умыл.., вытер.., одел.., причесал.., обул.., застегнул.., спустил.., пробежал.., помчал.., Облил.., почистил.., поздоровал.., попрощал.., раздел.., улёг.., | I.8 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в словах с прямыми слогами «Назови лишнее слово»: Послушай слова, запомни и повтори только те, в которых есть звук СЬ Оса, сад, сядь Десятый, полосатый, усатый Сом, Сёма, сон Косынка, посылка, носилки Весы, висит, носы Ось, нос, вес, лис Васёк, осока, высокий, сок Фасоль, осёл, сор, мусор Колбаса, вся, коса, лиса
|
I.1 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в прямых слогах. Проговаривать слоги, растягивая звук в каждом слоге. 1.Повторять слоги 3-4 раза: Ся – ся – ся сё – сё – сё си – си – си сю – сю – сю Се – се се 2.Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка: Ся–ся – ся-ся-ся сё-сё-сё – сё-сё си – си-си-си Сю-сю – сю-сю-сю се-се-се – се-се и т. п. 3. «Запомни и повтори»: Ся-сё-сю сю-ся-сё ся-си-се се-си-сю си-сё-си и т. п. | I.2 Звук [С’] Закрепляем звук [С’] в словах с прямыми слогами. Повтори слова с ударением на слогах: ся Сядь, гусята, косяк, лисята, висят, десяток сё Сёма, сёла, весёлый, гусёнок, лисёнок, посёлок, новосёл, тесёмка си Сима, сила, сито, синий, ситец, синька, сильный, осина,, косилка, носилки, висит, лисичка, укусил, погасил се сел, сев, семь, сено, Сеня, север, серый, сетка, серьги, семечки, кисель, посев, песец, осенний, весенний | ||
I.3 Звук [С’] Закрепляем звук [С’] в словах с прямыми слогами. Повтори слова без ударения на слогах: ся Ася, Вася, Люся, Муся, месяц, десять, косят, носят, бросят сю Асю, Васю, Люсю, Мусю, сюда си гуси, синица, сидеть, сигнал, силач, сироп, сирень, ситро, лисий, носит, бросит, просит, персик, босиком, василёк се осень, село, себя, седло, седой, седок, сезон, секрет, Серёжа, семена, секунда, селёдка, плесень | I.4 Звук [С’] Закрепляем звук [С’] в словах с прямыми слогами. «Какой, какая, какие?» Осень – осенний (день), осенняя (погода), осенние (сапоги) Весна – весенний (день), … Осина – осиновый (ствол),… Апельсин – апельсиновый (сок), … Персик – персиковый (сироп), … «Чей, чья, чьи?» Лиса – лисий (хвост), лисья (лапка), лисьи (ушки) Гусь – гусиный (хвост), … Люся – Люсин (платок), … Вася – Васин (шарф), … | ||
II .1 Звук [С’] Закрепляем звук [С’] в обратных слогах. Проговариваем слоги, растягивая звук [С’] в каждом слоге: 1.ась-ась-ась ось-ось-ось усь-усь-усь ись-ись-ись есь-есь-есь ёсь-ёсь-ёсь юсь-юсь-юсь ясь-ясь-ясь ысь-ысь-ысь эсь-эсь-эсь 2. ась – ясь ясь – ась ась-ясь-ась Ось – ёсь ёсь – ось ось-ёсь-ось Усь – юсь юсь – усь усь-юсь-усь Ысь – ись ись – ысь ысь-ись-ысь Эсь – есь есь – эсь эсь-есь-эсь | II.2 Звук [С’] Закрепляем звук [С’] в обратных слогах. Проговариваем слова и слоги 2 – 3 раза: Ась-ась-ась – квась ись-ись-ись – опись Ось-ось-ось – ось юсь-юсь-юсь – злюсь Усь-усь-усь – дерусь есь-есь-есь – весь Ысь-ысь-ысь – брысь ысь-ысь-ысь – рысь 2. «Наоборот»: Замени [С] на [С’] в обратных слогах: ас-ась ос-ось ус-усь ыс-ысь эс-эсь яс-ясь ес-есь юс-юсь ис-ись ёс-ёсь | ||
II.3 Звук [С’] Закрепляем звук [С’] в словах с обратными слогами. 1. «Договори слово» Взрослый начинает, ребенок добавляет звук [С’] и повторяет слово целиком: Ло…(СЬ) – лось ве…(СЬ) – весь Ры…(СЬ) – рысь вы…(СЬ) – высь Гу…(СЬ) – гусь зде…(СЬ) – здесь Бры…(СЬ) – брысь сме…(СЬ) – смесь Лосо…(СЬ) – лосось 2. «Запомни и повтори»: Ось – весь – рысь весь – ось – навесь Злюсь – плююсь – дерусь рысь – гусь – брысь | II .4 звук [С’] Закрепляем звук [С’] в словах с обратными слогами. «Упрямец и послушный» | ||
За упрямца и послушного отвечает ребенок: - Просыпайся! - Просыпаюсь! - Поднимайся! - Поднимаюсь! - Умывайся! - Умываюсь! - Вытирайся! - Вытираюсь! - Одевайся! - Одеваюсь! - Собирайся! - Собираюсь! - И прощайся! - Я прощаюсь! | - Просыпайся! - Не проснусь! - Поднимись! - Не поднимусь! - Умывайся! - Не умоюсь! - Одевайся! - Не оденусь! - Причешись! - Не причешусь! - Застегнись! - Не застегнусь! - Сядь за стол! - За стол? Сажусь!!! | ||
III №1 Звук СЬ Закрепляем звук СЬ в слогах со стечением согласных. 1. «Запомни и повтори» Сми-сме-смя-смё спи-спе-спя-спё Сти-сте-стю-смё сне-сни-сня-снё Сли-сле-слю-слё сви-све-свя-свё Ость-усть-есть усть-исть-асть Асть-исть-ысть есть-ысть-ость 2. Проговаривать слоги и слова 2-3 раза:
Асть-асть-асть – масть усть-усть-усть – грусть Ость-ость-ость – кость есть-есть-есть – месть Ысть-ыссть-ысть – грысть исть-исть-исть – кисть
| III№2 Звук СЬ Закрепляем звук СЬ в словах со стечением согласных 1. «Запомни и повтори» Кость-гость-злость смелый-спелый Весть-месть-есть смёл-слёзы Злость-смелость свинка-снимок Лесть-доблесть снег-смех 2. Добавь частицу СТЬ к слову и повтори слово целиком: Ко…(СТЬ) ме… ма… Го… ве… упа… Ново.. ле… выпа… Зло.. е… напа… | ||
III .3 Звук [С’] Закрепляем звук [С’] в словах со стечением согласных. 1. «Один – много» Слеза – слёзы снимок – снимки Стекло – стёкла стих – стихи Кость – кости спица – спицы Новость – новости снег – снега Гость – гости стена – стены
2. Образуем однокоренные слова: Снег – снегирь, снеговик, Снегурочка, снежный | III .4 Звук [С’] Закрепляем звук [С’] в словах со стечением согласных. Добавь к слову звук [С] и произнеси слово целиком: (С)…мелый (С)…витер (С)…мех (С)…винка (С)…пелый (С)…нимок (С)…петь (С)…нимать (С)…пица (С)…текло (С)…пина (С)…тена (С)…нег (С)…вет (С)…неговик (С)…ветлый | ||
IV .1 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в словосочетаниях. Четко произносить звук в каждом слове: Осенние листья сильный лось Синий свитер весенний месяц Семь гусят Люсины серёжки Персиковый сироп десять поросят Спелая слива светлые стены Весёлый смех степной посёлок Смелый Вася последняя секунда Свежая сметана Васин секрет Красивый василёк северный песец Велосипедная спица серебряный снег | IV .3 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в предложениях. 1. У Люси свитер. Это Люсин свитер. У Васи письмо. Это Васино письмо. У Стёпы кисель. Это Стёпин кисель. У Сёмы семечки. Это Сёмины семечки. У Серёжи свёрток. Это Серёжин свёрток. У Аси серёжки. Это Асины серёжки. У Дуси персики. Это Дусины персики. У Сени сеть. Это Сенина сеть. 2. «Весёлый счёт» (1-2-5) Слова: гусь, синица, село, василёк, слива, письмо. Один гусь - два гуся - пять гусей Одна синица – две синицы – пять синиц Одно село – два села – пять сёл | ||
IV .2 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в словосочетаниях. 1. «Весёлый счёт»(1-2-5) Слова: силач, лисичка, седло, лось, секунда, снимок, гусёнок, месяц. Образец: один силач – два силача – пять силачей Одна лисичка – две лисички – пять лисичек и т. п. 2.Словосочетания: Васино письмо, спелый апельсин, красивый снегирь Одно Васино письмо – два Васиных письма – пять Васиных писем Один спелый апельсин – два спелых апельсина – пять спелых апельсинов Один красивый снегирь – два красивых снегиря – пять красивых снегирей | IV .4 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в предложениях. Спрягаем в настоящем времени по образцу: Сидеть на сене. Бояться гусей. Я сижу на сене. Я боюсь гусей. Ты сидишь на сене. Ты боишься гусей. Он (она) сидит на сене. Он (она) боится гусей. Мы сидим на сене. Мы … Вы сидите на сене. Вы … Они сидят на сене. Они … Спрягать: Носить синий свитер. | ||
IV .5 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в предложениях. Вася косит. У Симы десять слив. Люся сидит на сене. Сёма бегает босиком. Вася умылся и оделся. Симу укусила оса. Мусе восьмой месяц. Сева слабее Сени. Муська следит за синицей. Началась осень. Люся всегда боялась гусей. Стёпа забросил сеть. В сети попались осётры. Сёма сидит в седле. Василий и Степан носили носилки. На осинке сидит синица. Люся и Сима слепили снеговика из снега. Смелый гусь укусил лисицу. Свет осветил стены. Красивый снегирь сидит на снегу.
| IV .6 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в предложениях. Поселилась лиса с лисятами у просеки. Ты не бойся – это гусь. Я сама его боюсь. Под осиной подосиновик сидит, на осину подосиновик сердит. Встало солнце на рассвете, осветило всё на свете. Гусь плывёт на середину, чистит лапки, моет спину. Песок носили на носилках. В сети попались осётры. Вася косит серпом сено. У Симы синий василёк. Всюду на ветках снегири. Васька сидит и следит за сорокой. Люся пьёт сливовый кисель. Семён весело смеётся. | ||
V .1 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в связной речи. Проговариваем 2-3 раза каждое предложение в тексте, затем весь текст полностью. Лисица. Гуси паслись на лугу. Их стерегла Асия. Бежала лисица и увидела гусей. У лисицы лисята. Лисята голодные. Видит лисица: один гусь пасётся в стороне от стада. Подкралась лисица к гусю. Гусь не видел лисицы. Схватила лисица гуся. Закричали гуси. Кинулась за лисицей Асия, а лисица с гусём в лес. Не догнала её Асия. Принесла лисица гуся лисятам. Наелись лисята и стали весёлыми. | V .2 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в связной речи. Проговариваем каждое предложение 2-3 раза, затем весь текст. «Встреча в лесу» Вася и Сеня гуляли в лесу. Вдруг они заметили лосиху. Рядом с ней был лосёнок. Они паслись на поляне. Лосиха ела ветки осины и ясеня. А лосёнок жевал сено. Вася сказал: «Стой спокойно, а то лоси испугаются и убегут. Они даже сделали снимки. Потом громко засвистела синица. Лоси испугались и убежали. |
V .3 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в связной речи. Проговариваем каждое предложение 2-3 раза и отвечаем на вопрос текста. Догадайся сам. Вася с папой идут в лес. В лесу спокойно. Вася и папа идут по лесной просеке и беседуют. - А в этом лесу лисицы есть? - Нет. А медведи встречаются. - Есть, есть медведи! Мне Стёпа рассказывал, что видел зимой одного. Был сильный мороз. А медведь не замерз. Сидит на снегу у осины и лапу сосёт. - Сочинил всё Стёпа, - смеётся папа.- Не мог он медведя видеть. А почему не мог – догадайся сам. Но Вася не догадался. Помоги ему. | V .4 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в связной речи. Проговариваем каждое предложение 2-3 раза и пересказываем текст. Вот так свистнул. Подарили Серёже свисток. Носит его Серёжа с собой повсюду и всё свистит да свистит. Один раз Серёжа как свистнет! У самого уха кота Васьки. Испугался Васька и скок на стол. А там миска со сметаной. Миска перевернулась и вся сметана вылилась на стол. Да и Васька испачкался сметаной. Вот так свистнул! |
V .5 Звук [С’] Проговариваем звук [С’] в связной речи. Выучить стихотворения: Снег да снег. Снег да снег кругом ложится, Снег на солнце серебрится. Только сосенка стоит, Вовсе летняя на вид. Склевали гуси. Купила Марусе бусы бабуся. На рынке споткнулась бабуся о гуся… Не будет подарка у внучки Маруси: Все бусы склевали по бусинке гуси. | V .6 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в связной речи. Проговаривать чистоговорки: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня. Непоседа Васенька не сидит на месте. Непоседа Васенька всюду с нами вместе. На скамейке семь котят, все котята есть хотят. В миску мы кисель нальём – вот вам миска с киселём. Под скамейкой семь котят есть из миски не хотят. Га-га-га – гогочет гусь, - Я своей семьёй горжусь! На гусят и на гусыню всё гляжу – не нагляжусь! |
V .7 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в связной речи. «Запомни и расскажи» Сеня и ослик. Сеня гулял по селу. Вдруг Сеня увидел серого ослика. Ослик стоял у осины и жевал сено. Сено ослику очень нравилось. Смелый гусь. За гусыней шли гуськом семь гусят. Позади них шел гусь. Седьмой гусёнок отстал. Из-за дерева выскочила лисица и кинулась к гусёнку. Гусь кинулся к лисице и стал клевать её. Лисица испугалась и убежала. Гуси пошли на полянку и стали пастись. Смелый гусь охранял гусят.
| V.8 Звук [С’] Закрепляем произношение звука [С’] в связной речи. Добавь слова в стихотворении и выучи. Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю…(снег). В небе кружатся пушинки- Серебристые …(снежинки). Каруселью снеговою На пролески, на лужок Всё снижается …(снежок). Землю белой, чистой, нежной Застелил простынкой …(снежной). Вот веселье для ребят – Всё сильнее …(снегопад). Все бегут вперегонки, Все хотят играть в …(снежки) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки по автоматизации звука К
Вы можете использовать предложенный материал на своих занятиях, а также дать эту карточку домой для закрепления правильного произношения звука....
Карточки по автоматизации звука Т
Матпериал карточек может быть использован логопедом на занятии, а также предложен в качестве домашнего задания....
Копилка логопеда (карточки по автоматизации звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р)
подбор речевого материала в виде карточек 10х15 см по автоматизации трудных звуков с,з,ш,ц,ч,щ,ж,р,л, можно использовать в качестве домашних заданий на логопункте ДОУ и речевых групп...
Карточки для автоматизации звуков
Карточки для автоматизации звуков - это наши палочки - выручалочки для воспитателей и родителей, очень удобно использовать: вложил в домашнюю тетрадь или папку, воспитателям - в журнал для вечерних за...
Карточки для автоматизации звуков в словах
Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь ребенку....
Карточки для автоматизации звуков в предложениях
Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь детям....
Карточки для автоматизации звуков
Картотека заданий для автоматизации звуков [С],[Ш], [Л\'], [Л], [Р]...