Карточки для автоматизации звука Рь
тренажёр по логопедии (старшая группа)
Подборка речевого материала на автоматизацию звука Рь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_13_zvuk_r.docx | 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
I. В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ И СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р'].
ря-ри-ре-рю-рё бря-гря-кря-пря
ри-ре-рю-рё-ря бри-гри-кри-при
ре-рю-рё-ря-ри бре-гре-кре-пре
брю-крю-трю-хрю брё-крё-трё-прё
II.В СЛОВАХ:
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р'].
Рябчик, ряд, рядом, горят, заряд, зарядка, ковырять, коряга, моряк, наряд, нырять, порядок, поварята.
Рябина, Боря, Варя, варят, дарят, жарят.
Брякать, грядка, грязь, грязный, крякать, пряжка, прялка, пряник, тряпка.
Рим, рис, Борис, варить, горит, дарить, корить, коричневый, Ирина, Карина, Марина, перина, пескари, словари, сухари, снегири, фонари, цари.
Варит, верит, двери, звери, курица, коридор, комарик, топорик.
Бритва, гриб, грива, зритель, криво, крик, природа, трикотаж.
Ребус, редко, редька, резать, рейка, репа, речь, речка.
Борец, варенье, гореть, деревня, деревья, коренья, ларец, сирень, тарелка, царевна, черешня.
Бремя, время, греть, грелка, гречка, дрель, зрение, крем, преть, трение, хрен.
Рёва, берёза, варёный, верёвка, дарёный, ларёк, Серёжа, серёжки, хорёк.
Брёвна, крёстный.
Рюмка, рюкзак, бирюза, урюк, Андрюша, брюки, крюк, крючок, трюк, трюм, хрюкать.
II.В ПРЕЛОЖЕНИИ:
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р'].
Моряки уходят в море. Рита режет огурец. На рябине снегири. Арина варит варенье из черешни. Марина варит уху из пескарей. Серёжа нарезал букет черёмухи. Ирина жарит грибы. У Андрюши шарики. У Гриши нарядные брюки. У Карины серёжки с бирюзой. Борис идёт по грибы. Бурёнку привязали под берёзой. Римме подарили букет ирисов.
Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Р?].
СНЕГИРИ
Потому снегирь зовётся снегирём,
Что к нам в гости прилетает с январём.
I.В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ:
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р'].
арь-ярь ярь-арь арь-ярь-арь
ирь-ырь ёрь-орь ырь-ирь-ырь
юрь-урь ерь-эрь урь-юрь-урь
ырь-ирь орь-ёрь орь-ёрь-орь
урь-юрь эрь-ерь эрь-ерь-эрь
ра-ря ря-ра ра-ря-ра
ры-ри ри-ры ры-ри-ры
II.В СЛОВАХ:
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р'].
Букварь, вратарь, главарь, глухарь, декабрь, дикарь, дверь, календарь, ноябрь, октябрь, пекарь, сентябрь, словарь, токарь, фонарь, царь, январь, янтарь. Борьба, Борька, горький, зорька, корь, хорь. Богатырь, гирька, снегирь, ширь. Дверь, зверь, поверь, теперь.
II.В ПРЕДЛОЖЕНИИ:
Проговаривать словосочетания и предложения, чётко произнося звук [Р'].
Интересный букварь. Коричневая дверь. Старинный фонарь. Серебристый пескарь. Горький перец. Утренняя зорька. Царь с царицей. Глухарь на рябине. На секретере календарь. На фабрике токарь. На берегу моря янтарь. Хорь унёс курицу.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'].
НА МОРЕ
Марина и Андрюша отдыхают на море. Они резвятся на берегу, ищут кусочки янтаря, рисуют на песке. Мама угощает их мандариновым соком и черешней. Вечером Андрюша подарил Марине янтарик.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р]-[Р']
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Р'].
рэ-ре ре-рэ рэ-ре-рэ
ро-рё рё-ро ро-рё-ро
ру-рю рю-ру ру-рю-ру
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Р'].
рад — ряд гора — заря
ров — рёв розы — берёзы
круг — крюк хор — хорь
рысь — рис Егор — Игорь
III.В ПРЕЛОЖЕНИИ:
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Р'].
У Маруси корова Бурёнка. Боря собирает грибы. Игорь играет на трубе. Ветки берёзы в снежной бахроме. На крючке краб. На рынке продают мандарины и абрикосы. В огороде зреют помидоры. Роман дремлет в кресле. Дверь в коридор открыта. У Марины нарядный сарафан.
Выучить поговорки, отработав произношение звуков [Р], [Р'].
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Ноябрь — сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат. Осенью серенькое утро, красненький денёк.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'].
ЦЫПЛЯТА
Во дворе пёстрая курица с цыплятами. Курица учит цыплят искать червей. Четыре цыплёнка слушают курицу, а два непослушных удирают на поиски приключений. Смотрите, цыплята, не попасть бы вам в беду!
СНЕГИРИ
На дереве во дворе красногрудые снегири. Прыгают с ветки на ветку. Хочется снегирям отведать ярко-красной рябины. Нравится им эта горькая ягода. Но не откажутся снегири и от другого корма в кормушке: зёрен, крошек, семян репейника. Покормите птиц зимой!
В ОГОРОДЕ
У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветёт сахарный горох, растёт кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!
Отработав произношение звуков [Р], [Р'] в словах, провести подвижную игру.
ЗИМА ПРОШЛА
Воробей с берёзы Ритмично прыгают по кругу, хлопая
На дорогу прыг! руками по бокам.
Больше нет мороза, Чик-чирик!
Вот журчит В канаве Бегут по кругу, взявшись за руки.
Быстрый ручеёк,
И не зябнут НОЖКИ Прыгают по кругу
Скок,скок,скок! сначала по часовой стрелке,
Высохнут овражки! потом — против.
Прыг, прыг, прыг! Побегут букашки — Чик-чирик!
дверь — ель пескарь — педаль
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р']-[Л']
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].
ря-ля | арь-аль | ярь-яль |
ри-ли | ырь-ыль | ирь-иль |
ре-ле | эрь-эль | ерь-ель |
рё-лё | орь-оль | ёрь-ёль |
рю-лю | урь-уль | юрь-юль |
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].
рис — лис Марина — малина
Рита — липа Арина — Алина
Римма — Лима Карина — калина Рина — Лина
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].
Акварель, бирюльки, гриль, дрель, жарили, зрители, календарь, рисовали, приносили, прилежный, смотрели, форель, электричество.
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].
Ребята поймали форель. Карина и Алина собирали малину. Марина и Лина рисовали акварелью. Зрители смотрели балет. У Коли электрический фонарик. У Бориса вельветовые брюки. Мама жарила курицу-гриль. Валя и Серёжа принесли календарь. Повар варит варенье из клюквы. Мы купили мандарины и лимоны.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р]-[Л]-[Р']-[Л']
I.В СЛОГАХ:
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [Л], [Л'].
ра-ла-ря-ля ар-ал-арь-аль ер-ел-ерь-ель
ро-ло-рё-лё ор-ол-орь-оль ёр-ёл-ёрь-ёль
ру-лу-рю-лю ур-ул-урь-уль юр-юл-юрь-юль
ры-лы-ри-ли ыр-ыл-ырь-ыль яр-ял-ярь-яль
II.В СЛОВАХ:
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Р], [Л'], [Л'].
Брил, бриллиант, боролись, бормотали, Валера, вертолёт, вырубали, вертели, Гаврила, грел, глухарь, жерлица, играли, карусель, Кирилл, клевер, Лариса, ларёк, проверяли, превратили, рояль, словарь, требовали, уварили, фотографировали.
III.В ПРЕЛОЖЕНИИ:
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [Л], [Л'].
Валера красил вертолёт. У белки в дупле грибы и орехи. Кирилл принёс кроликам морковку. На клумбе расцвели тюльпаны и нарциссы. Лариса вертелась перед зеркалом. В апреле на орешнике распустились серёжки. С бархана на бархан перебирался караван верблюдов. Марина разбила фарфоровую тарелку. Врач прописал Карине горькое лекарство. Борцы тренировались в спортзале.
Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Р], [Р'], [JI], [Л'].
СЕЛЬСКАЯ ПЕСНЯ
Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей...
Прощебечь с дороги Нам привет скорей. Дам тебе я зёрен, А ты песню спой, Что из стран далёких Принесла с собой...
(А. Плещеев )
ПЕТРОДВОРЕЦ
Ура! Мы едем наконец! Ура! Ура! В Петродворец! Мы гурьбой побродим в парке. Там деревья, словно арки. Там шумит волна морская, И у моря нету края. Там «Самсон», фонтан могучий, Бьёт до солнца, бьёт до тучи. Там зелёные драконы Вход в пещеру стерегут. Там пионы на газонах И настурции цветут. Там фонтаны — пирамиды. А какой Большой дворец! Поезжайте поскорее Посмотреть Петродворец.
ЛЕТНИЙ САД
В Летнем саду листопад.
Листья в саду шелестят.
В канавке Лебяжьей
купаются листья,
Газоны от листьев
дворники чистят.
Грустные статуи
в тихих аллеях.
В тихих аллеях осенью веет»
ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ В ЛЕСУ
Декабрь, январь, февраль Проходят чередой С морозом, со снежком, С Рождественской звездой.
Март, апрель и май зелёный Дарят листья липам, клёнам. Просыпаются сады, Распускаются цветыИюнь, июль и август загорелый С росой, цветами, мёдом, хлебом спелым, С купаньем в речке утром, на рассвете. Как любят это время года дети!
Сентябрь, октябрь, ноябрь С дождём и листопадом. И птицы улетают, И детям в школу надо.
В ЛЕСУ
Здесь, в лесу, царит прохлада, Здесь кричать, шуметь не надо. По лесной тенистой стёжке Мы до просеки дойдём, На полянках вдоль дорожки Земляники наберём И под пенье разных птичек Россыпи найдём лисичек.
РЫБКА
Рыбка, словно мотылёк, Над водой взлетела. Глазик — чёрный уголёк И, как льдинка, тело. Плавнички дрожат, трепещут, Спинка выгнулась дугой, Чешуинки так и блещут У красавицы такой. Я собрался на рыбалку, Только вот рыбёшку жалко...
ЗИМА
Белый снег покрыл поля и сёла, В серебре деревья и дома. Я качу с горы такой весёлый! Здравствуй, раскрасавица-зима!
ЛЕТО В ГОРОДЕ
Вот жара! Вот солнцепёк! От жары асфальт потёк. На улице прохожие Спасаются мороженым. В лужах плещутся скворцы, А мальчишки-сорванцы Под струю фонтана встали, И прогонишь их едва ли.
НА ПЛЯЖЕ
А на пляже, а на пляже Есть катамараны даже, Мотоциклы, катера. Веселится детвора! Приходите, не ленитесь, Покатайтесь, окунитесь, Поваляйтесь на песке И поплавайте в реке!
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р']
КУРОЧКА РЯБА
Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.
МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА
Муравей пришёл к ручью пить. Волна набежала и чуть его не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть и хотел поймать голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнули и улетела.
ЗАБЫВЧИВАЯ ЛАДА
Мама подарила Ладе шёлковый платок. Лада берегла подарок. Один раз она хотела надеть платок на прогулку и решила его прогладить.
Вдруг Лада вспомнила, что оставила на плите молоко. Лада побежала на кухню, а утюг оставила на платке. Когда она вернулась в комнату, то поняла, что молоко спасла, а платок потеряла.
ПРОСТУПОК
Кирилл порвал на прогулке рубашку. Испугался Кирилл, что мама будет его ругать. Пришёл он домой и бросил рубашку в корзину с грязным бельём. Мама скоро обнаружила рубашку и сказала: «Ты меня огорчил, Кирилл, не тем, что рубашку порвал, а тем, что хотел скрыть свой проступок».
ЛЕБЕДИ
Пролетело лето. Выросли у лебедей лебедята. Собрались лебеди в тёплые края. Замахали лебеди крыльями. Поднялись лебеди над родными полями, над зелёными лесами. Полетели лебеди над реками, над озёрами. «Прощай, родная земля! — закричали лебеди.— Весной мы вернёмся назад!»
ДОБРЫЙ ЛЕОПАРД
У входа в цирк жалобно плакал заяц. К зайцу подошёл леопард и спросил: «Что ты плачешь?» — «Хочу в цирк, но контролёр-волк не пускает меня». «Ладно,— сказал леопард,— купи две булочки и возьми их под мышки». Так заяц и сделал. Волк пропустил леопарда, но, увидев зайца, закричал: «Этого не пущу!»
— «Как это не пущу? Разве я не могу взять с собой бутерброд?» Волку нечего было сказать. Так добрый леопард помог зайцу попасть на представление.
Проговаривать скороговорку, отработав произношение звуков [Р] [Р'], [Л] [Л'].
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки по автоматизации звука К
Вы можете использовать предложенный материал на своих занятиях, а также дать эту карточку домой для закрепления правильного произношения звука....
Карточки по автоматизации звука Т
Матпериал карточек может быть использован логопедом на занятии, а также предложен в качестве домашнего задания....
Копилка логопеда (карточки по автоматизации звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р)
подбор речевого материала в виде карточек 10х15 см по автоматизации трудных звуков с,з,ш,ц,ч,щ,ж,р,л, можно использовать в качестве домашних заданий на логопункте ДОУ и речевых групп...
Карточки для автоматизации звуков
Карточки для автоматизации звуков - это наши палочки - выручалочки для воспитателей и родителей, очень удобно использовать: вложил в домашнюю тетрадь или папку, воспитателям - в журнал для вечерних за...
Карточки для автоматизации звуков в словах
Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь ребенку....
Карточки для автоматизации звуков в предложениях
Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь детям....
Карточки для автоматизации звуков
Картотека заданий для автоматизации звуков [С],[Ш], [Л\'], [Л], [Р]...