Карточки для автоматизации звука Х
тренажёр по логопедии (старшая группа)

Макарова Ирина Владимировна

Подборка речевого материала на автоматизацию звука Х

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_18_zvuk_h.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

I .1                                     Звук [ х]

Закрепляем произношение звука [х] в прямых слогах.

1.        Многократно проговаривать слоги (3-4 раза), растягивая звук [х]:

Ха-ха-ха         хо-хо-хо       ху-ху-ху       хэ-хэ-хэ        хы-хы-хы

2.   Проговаривать слоги с изменением ритмического рисунка:

ха-ха – ха-ха-ха       хо-хо – хо-хо-хо       ху-ху – ху-ху-ху

хы-хы-хы – хы-хы               и т.п.

3.  «Запомни, повтори»:

   ха-хо-ху           хо-ха-хы          хэ-ха-ху               хэ-хо-ха

ха-хо-ху-хы         и  т.п.                      

I.2                                      Звук [х]

Закрепляем произношение звука [х] в словах с прямыми слогами.

«Один – много»

Проговаривать оба слова:

  муха - мухи                     кухня-

папаха -                              буханка-

помеха                               охота-

 пряха -                               лихач-

 рубаха -                             бухта-

 черепаха -                         вихрь-

I.3                                    Звук [х]

Закрепляем произношение звука [х] в словах с прямыми слогами.

В середине слова:

Уха, муха, папаха, эпоха, помеха, пряха, рубаха, ольха, черепаха, засуха, мачеха, охать, сахар, махал, знахарь, лихач, буханка, ухабы, пахнет, шахматы, сухо, охота, пехота, ухо, уход, тихоня, охотник, поход, ледоход, вездеход, тихоход, хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта, вихрь.

неряха, стряпуха

I.4                                     Звук [х]

Закрепляем произношение звука [х] в словах с прямыми слогами.

ха

Хаты, хан, халат, хаос, халва,

хо

хорёк, хомут, холод, ход, холм, хобот

ху

худой, худоба, хутор, хурма

I.5                                 Звук[х]

Закрепляем произношение звука [х] в словах с прямыми слогами.        

Замени первый звук в слове на звук [х] и произнеси новое слово:

                           «Сломанные слова»

Добавь звук [х] к слову и произнеси его полностью:

(х)…    аты                                       (х)… обот

(х)…    алат                                      (х)… олм

(х)…    алва                                      (х)… урма

(х)…    орёк                                           

(х)…      олод                                         

I.6                                      Звук [х]

Закрепляем произношение звука [х] в словах с прямыми слогами.

«Назови ласково»

Проговаривать оба слова:

пихта – пихточка                           сахар-            

 яхта –                                              ухо-

холод -                                             худой-

хутор -                                              холм-

хобот -                                              ход-

II.1                                       Звук [х]

Закрепляем произношение звука [х] в обратных слогах.

 Проговаривать слоги 2-3 раза:

а) ах-ах-ах – ах - ах

                 б) ах-ох-ух- их

ох-ох-ох - ох-ох

ох-ух- их-ах

Ух-ух-ух - ух-ух

ух -их- ах-ох

ых- ых- ых - ых- ых

их-ах-ох-ух

их-их-их - их-их

их-ух-ох-ах

 II.2                                         Звук [х]

Закрепляем правильное произношение звука [х] в словах с обратными слогами.

Упражнение в отгадывании слов:

ПХДОО - (поход)

ПТХЕУ - (петух)

ТАБУХ - (бухта)

НЯХКУ - (кухня)

ТАХАВ - (вахта)

ХЫДТО - (отдых)

АТХИП - (пихта)

II.3                                            Звук[х]

Закрепляем произношение звука [х] в словах с обратными слогами.

«Договори слово»

1. Добавь к слову звук [х] и произнеси слова целиком:

  Запа (х)

 Размах, впотьмах, мох, вдох, выдох, врасплох, скоморох, пух, дух, петух, лопух, воздух, пастух, вслух, олух, мех, орех, смех, грех, наспех, стих, верх.

2.                  Проговаривать слова и слоги 2-3 раза:

Ах-ах-ах – глаз               ух-ух-ух – вслух,   ох-ох-ох- скоморох,

Их-их - их – стих         ех-ех-ех – орех,         ех-ех-ех –  смех

III.1                                 Звук [х]

Закрепляем произношение звука [х] слогах со стечением согласных.

Многократно проговариваем слоги (2-3) раза:

а) ах-ах-ах - ах-ах

                   б) ах-ох-ух-их

ох-ох-ох - ох-ох

ох-ух-их-ах

Ух-ух-ух - ух-ух

ух-их-ах-ох

ых-ых-ых - ых-ых

их-ах-ох-ух

их-их-их - их-их

их-ух-ох-ах

III.2                                  Звук [х]

Закрепляем звук [х] в словах со стечением согласных.

«Весёлый счёт»(1-2-5)

Многократно  проговариваем словосочетания:

Один хвост - два хвоста - пять хвостов  

Одно ухо - два уха - пять ушей

Один хлыст – два хлыста – пять хлыстов

Одина халва– две халвы

Одна хлопушка – две хлопушки – пять хлопушек

III.3                                      Звук[х]

Закрепляем произношение звука [х] в словах со стечением согласных.

хват, хватать,  хватка, хвоя, хвойный, хна, хмыкать, хмыкнуть,

 хныкать, хныканье, хвоя, хвост, хворост, хлам, хлопья,

 хлопоты, хлопушка, хлыст, хлеб, хрен, хруст, хищный,

 хирург

IV.1                                  Звук [х]

Закрепляем произношение звука [х] в предложениях преобразование деформированной фразы:

хомяк духовка под пыхтеть -

хомяк охота выходить на -

охота охотник отдых для -

дети хоккей ходить на -

петух пуху нет -

гага пух у тонкий -

медведь мех у густой -

IV.2                                 Звук [х]

Закрепляем произношение звука [х] в предложениях.

        

    Договаривание с использованием слов со звуком X:

Витя находит хомяка под (пол, крыша, духовка).

На обед подают (суп, каша, уха, салат).

Михай едет на (гимнастика, плавание, хоккей).

На окне отдыхает (кот, петух).

На окне сидит (кот, муха).

Охотник едет на (гора, охота, водопад).

IV.3                                  Звук [х]

Закрепляем произношение звука [х] в предложениях.

        

Я отдыхать на юге

худеть в походе

нюхать пионы

пухнуть от выпитой воды

ахать от удивления

ходить в походы

охать от боли

ходить на охоту

ухать, как филин

махнуть папахой

1. Повторяем используя местоимения:

Я отдыхаю на юге. Ты отдыхаешь на юге. Они отдыхают на юге

IV.4                                 Звук[х]

Закрепляем звук [х] в предложениях.

Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.

В бухту вошёл (пароход).

На болоте растёт (мох)

На грядках сеют (горох)

По утрам поет (петух)

В воздухе летает тополиный (пух)

В квартире большая, уютная (кухня)

Машина дала обратный (ход)

Дети перестали шуметь, стало (тихо)

Стадо пасёт (пастух). 

IV.5                                      Звук [х]

Закрепляем произношение звука [х] в предложениях.

1.Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох. Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту. Я ел ореховую халву. Муха – горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба. Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка готовить уху.

2. Выучи загадки.

Полон хлевец белых овец. (подушка)

Ходит, ходит, а в избу не заходит. (дверь) 

Не пух, не всех, а оденет всех. (хлопок) 

 Слаще мёда, легче пуха.

Отдохни! – все шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить, 

Будет очень плохо жить. (лень) 

IV.6                                  Звук [х]

Закрепляем произношение звука  [х] в предложениях.

Объяснить дошкольнику пословицы, поговорки и выучить.

У страха глаза велики. 

Хорошую речь хорошо и выслушать.

Хороший человек хорошо и работает.

На словах тих, а на деле лих.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хлеб за брюхом не ходит.

Хорош заяц белый, а охотник смелый.

Снег на полях – хлеб в закромах.

Хорошо того учить, кто хочет все знать.

Вкусная халва – мастеру хвала.

V.1                                         Звук[х]

Закрепляем произношение звука [х] в связной речи.

        Выучить стихотворение:

Хорь охотник

На охоту хорь в курятник ходил,

Да хохлаток впопыхах разбудил.

Да проснулся Петух,

На Хоря сверху бух!

Хорь со страху еле ноги унёс.

Ох, и больно, и обидно до слёз!

И сидит он, и ворчит под ольхой:

— Нехороший тот курятник, плохой!.. (В. Суслов)

V.2   Звук [х]

Закрепляем произношение звука [х].

Выучить стихотворения, отработав произношение звука [х]:

1.Хомячок охрип от крика:

- Разве хорь болеет гриппом?

Ой, хорёк, какой ты врун,

Я от хохота умру

2. Хвастливый хамелеон.

Хвастался хамелеон своим хвостом

Хвостатым хищникам. Потом…

 Ни хамелеона, ни хвоста.

Ведь нет у хищников поста.

История, увы, проста.  

V.3                                            Звук[х]

Закрепляем произношение звука [х] в связной речи.

Проговариваем чистоговорки:

Ха - ха – ха – вкусная уха!

Ху – ху – ху – мы едим уху.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.

Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.

Кудах-тах-тах —

Хохлатка с детками в кустах.

 Ох, ох, ох, ох! — Так заохал горох.

 Ха-ха-ха, ха-ха-ха! Потерялась чепуха.

Мы искали чепуху И в подвале, и в шкафу.

Ха -ха-ха - будет на обед уха,

ха-ха-ха - очень вкусная уха,

ху-ху-ху - на обед едим уху,

хи-хи-хи – дети не хотят ухи.

Ха-ха-ха - дают детям петуха,

ха-ха-ха - не хотим мы петуха,

аха-ха-ха - нам не надо петуха.

V.4                                      Звук[х]

Закрепляем произношение звука [х] в связной речи.

Проговариваем предложения,  пересказываем.

Рассказ "Хомяк – хвастун"

 Жил был хомяк-хвастун.

 Каждый вечер на холме собирались множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.

- Хотите, верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод – хуже нашего. Только я вылез, смотрю – стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался? Хомяков не видел, что ли?" А он: "хрю-хрю", да "хрю-хрю". Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил и забросил на самую верхушку дерева.

- Ух ты! – восхитились хомяки.

- Иду себе дальше. Снег под ногами – хрустит. Смотрю – лежат две большие змеи, спят. Храпят на всю Африку. Я тихонечко подкрался и связал из хвосты узлом! А потом…я…

- Что, что потом!? – хором спросили хомяки.

 Я… потом…

- Да не тяни же ты! – взмолились хомяки.- Хорошенькое дело! – обиделся хвастунишка. – Вы думаете, так легко придумывать про то, чего никогда не видел?

V.5                                  Звук[х]

Закрепляем произношение звука [х] в связной речи.

Проговариваем предложения, отвечаем на вопросы, пересказываем текст.

Кот-хапуга

В хате нет никого. Тихо тикают ходики. По кухне ходит худой кот. Он находит окуня, нюхает находку. Кот- хапуга хватает находку в охапку и убегает

V.6                             Звук [х]

Закрепляем произношение звука [х] в связной речи.        Выучить стихотворение:

На лужайке ослик пел, Но сказала муха:

— Ох, как всем ты надоел! У тебя нет слуха.

Ослик крикнул ей в ответ:

— Ты молчи да слушай. Как же это слуха нет? Вон какие уши!

V.7                                  Звук [х]

Закрепляем произношение звука [х] в связной речи.

                        Выучить стихотворения:

1.Хохотушка буква Х

Хохотала: «ха-ха-ха!»

Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

2. Мы хотим идти в поход –

Нам помеха - тихоход.

Хвоей пахнет хвойный лес –

Запах хвои до небес.

3. Ходики ходят - они на ходу,

Ходики станут - попали в беду.

V.8                   Звук [х]

Закрепляем произношение звука [х] в связной речи.

                        Выучить стихотворение:

ШУМНЫЙ БА-БАХ

В очень громких сапогах

Ходит по лесу Ба-бах!

Чик-чиришка в листья — порх!

Шебуршонок в норку — шорх!

Тихо-тихо все сидят И,

хихикая, следят,

Как шумит в лесу Ба-бах

 В очень громких сапогах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки по автоматизации звука К

Вы можете использовать предложенный материал на своих занятиях, а также дать эту карточку домой для закрепления правильного произношения звука....

Карточки по автоматизации звука Т

Матпериал карточек может быть использован логопедом на занятии, а также предложен в качестве домашнего задания....

Копилка логопеда (карточки по автоматизации звуков С,З,Ц,Ш,Ж,Ч,Щ,Л,Р)

подбор речевого материала в виде карточек 10х15  см  по автоматизации трудных звуков с,з,ш,ц,ч,щ,ж,р,л, можно использовать в качестве домашних заданий на логопункте ДОУ и речевых  групп...

Карточки для автоматизации звуков

Карточки для автоматизации звуков - это наши палочки - выручалочки для воспитателей и родителей, очень удобно использовать: вложил в домашнюю тетрадь или папку, воспитателям - в журнал для вечерних за...

Карточки для автоматизации звуков в словах

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь ребенку....

Карточки для автоматизации звуков в предложениях

Речевой материал удобно скомпанован в карточках, которые можно раздавать родителям или разрезать и вклеивать в тетрадь детям....

Карточки для автоматизации звуков

Картотека заданий для автоматизации звуков [С],[Ш], [Л\'], [Л], [Р]...