Статьи
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Харлампиева Светлана Яковлевна

В данном разделе представлены мои статьи и публикации

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Логопедический массаж как часть комплексного коррекционного воздействия по преодолению речевых растройств.256.83 КБ
Microsoft Office document icon Адаптация детей с особыми возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности38 КБ
PDF icon Саморазвитие детей старшего дошкольного возраста и взрослых по средствам игры в журналистику"289.3 КБ
Microsoft Office document icon Внедрение инклюзивного воспитания детей в группе компенсирующей направленности (индивидуальная работа с детьми)56.5 КБ
Microsoft Office document icon Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста46 КБ
Microsoft Office document icon Использование современных методов моделирования и развития фонематического слуха, звукового анализа и синтеза52.5 КБ
Microsoft Office document icon Социализация детей дошкольного возраста с туберкулезной интоксикацией63.5 КБ
PDF icon Использование театрально-игровой деятельности в коррекции речевых нарушений175.3 КБ
PDF icon Элементы логопедического массажа270.79 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Адаптация детей с особыми возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности ДОУ.

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Всего в мире насчитывается 200 миллионов детей с ОВЗ.

Рост численности детей с ОВЗ  в России  сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Вместе с тем ожидания этой группы детей не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может удовлетворить все потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи, в которой он проживает.

ОВЗ у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Содействие успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья,  создание для этого соответствующих условий являются предметом заботы и практической деятельности не только педагогов и медицинских работников, но и значительного числа других специалистов социальных работников, психологов, юристов.

Опыт адаптации детей  с ОВЗ реализуется на базе МБДОУ «Детский сад № 312 комбинированного вида» г. Красноярска. Данное учреждение ориентировано на лечение и реабилитацию детей с малыми затихающими формами туберкулёза. В МБДОУ существуют группы оздоровительной и компенсирующей направленности. Воспитанники  групп  компенсирующей направленности  помимо туберкулезной интоксикации имеют тяжелую речевую патологию. К тому же в группе есть дети с  задержкой интеллектуального и  психического развития, дети – инвалиды, дети с синдромом двигательной расторможенности, со стрессом аутического спектра.

               Большинству детей с ОВЗ необходим длительный адаптационный период. Адаптация – это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.) В этот период педагоги должны снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно – развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. У детей с ОВЗ, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. Наша задача – помочь семье, воспитывающей такого ребенка. Необходимо предусмотреть не только коррекционные проблемы, направленные на предупреждение и преодоление недостатков речи, но и использовать другие приемы и методы воздействия. Необходим комплексный подход к нормализации речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для более успешной адаптации детей с ОВЗ используем следующие методы:

1. Сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок учится решать проблемы. Мы тактично направляем мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Здоровая идея, что все можно исправить, изменить, становится главной установкой.

2. Смехотерапия – метод, способствующий коррекции настроения. Дети с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.

3. Куклотерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств, автоматизации звуков в речи, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи. Мы с детьми выяснили, что замысел игрушки мастер может взять из жизни, из сказки. Игрушки могут отражать лексические темы, а могут отсутствовать в реальной жизни. Есть у нас игрушки, помогающие снять агрессию. Это игрушки, которые надевают на руку. Игрушки диких животных мы используем для выражения гнева, страха, хитрости. От имени кукол мы проводим развивающие игры, занятия. Таким образом, осуществляется связь состояния ребенка с ситуациями, которые могут встречаться ему в жизни. В группе у каждого ребенка имеется любимая игрушка, с которой он не расстается даже во время сна. Возможности куклотерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи, как развитие всех компонентов речи, самовыражение дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости. Дети с ОВЗ с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.

4. Пескотерапия – метод, способствующий уравновешиванию эмоционального состояния детей с ОВЗ. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными.

5. Арттерапия вызывает у детей и взрослых положительные эмоции. Очень удобно использование этого метода на логопедических и логоритмических занятиях. Мы используем музыку, танец, движения, драматическое искусство. Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе.

6. Игротерапия помогает исследовать отношения детей. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.

Для оказания всесторонней квалифицированной помощи детям с ОВЗ в  штате МБДОУ, кроме педагогического персонала, представлены: врач – педиатр, медицинская сестра, инструктор по физическому воспитанию, психолог, учитель-логопед и др. специалисты.

Совместно со всеми специалистами для каждого ребенка разрабатывается и осуществляется индивидуальная программа развития.

Таким образом, в результате комплексной работы учителей-логопедов и других специалистов МБДОУ дети с ОВЗ успешно адаптируются  в ДОУ, восстанавливается функция общения, контролируется  поведение, достигается компенсация утраченных способностей, реализуется возможность получения общего образования.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Внедрение инклюзивного воспитания детей в группе компенсирующей направленности МДОУ. Индивидуальная работа с детьми с особыми

возможностями здоровья».

МДОУ « Детский сад № 312 комбинированного вида», г. Красноярск

учитель-логопед С.Я. Харлампиева

Ребенок, каким бы он ни был –  прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. На Западе идеи инклюзивного образования появились, и стали активно развиваться в конце 60-х годов ХХ века. В нашей стране внедрению инклюзивного образования способствовали демократические преобразования начала 90-х годов.

Первый термин, принятый в России для обозначения идеи включения детей с особенностями развития в сообщество обычных сверстников, был «интеграция». В последние годы в работах зарубежных ученых термин «интеграция» стал применяться для обозначения попыток механистического объединения детей, без учета всей специфики сопровождения этого процесса. Сейчас все чаще стали употреблять термин «инклюзия».

Инклюзивное образование дает возможность всем детям с особенностями развития в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива, а также направлено на развитие у вех детей способностей, необходимых для общения.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах (Образование инвалидов. Материалы по инклюзивному образованию.mht):

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый человек способен чувствовать и думать.
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В настоящее время в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с особыми возможностями здоровья чрезвычайно ограничен. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специализированные (коррекционные) образовательные учреждения. Особенно остро стоит вопрос о внедрении инклюзивного воспитания детей дошкольного возраста. Это связано с дефицитом мест в системе дошкольного образования, низкой оплатой труда педагогов, низкой социальной культурой и терпимостью населения к лицам, имеющим особенности в развитии. Следовательно, инклюзия ребенка с особыми  возможностями здоровья в  образовательное учреждение должна основываться на совместных усилиях педагогов, родителей, работников управления образования и социальной защиты.

Такой опыт совместной деятельности реализуется на базе МДОУ «Детский сад № 312 комбинированного вида» г. Красноярска. Данное учреждение ориентировано на лечение и реабилитацию детей с малыми затихающими формами туберкулёза. В МДОУ существуют группы оздоровительной и компенсирующей направленности. Воспитанники  группы  компенсирующей направленности № 7 «Фиалки» помимо туберкулезной интоксикации имеют тяжелую речевую патологию. К тому же в группе есть дети с  задержкой интеллектуального и нередко психического развития (8 детей), дети – инвалиды (3 ребенка), дети с синдромом двигательной расторможенности (2 ребенка), один ребенок со стрессом аутического спектра (1 ребенок).

Анализ результатов диагностики детей данной группы и практический опыт, основанный на реализации программ,  показывают, что у детей не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Мои воспитанники  соматически ослаблены, часто болеют, имеют хронические заболевания. В таких условиях необходим комплексный подход к коррекции речи, укреплению здоровья и развитию детей.

Для достижения  коррекции речи и развития всех языковых систем у детей с тяжелой речевой патологией используем следующие направления обучения:

-  практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- коррекция и развитие правильного произношения, включающее в себя: воспитание артикуляционных навыков, формирование звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия;

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи.

- развитие познавательных процессов.

В работе с детьми применяем как подгрупповую, так и индивидуальную форму работы. Подгрупповые занятия  предусматривают реализацию общеобразовательной и коррекционной программы. Индивидуальная же работа направлена на развитие речевых и неречевых функций, постановке звуков.

Для оказания всесторонней квалифицированной помощи детям с особыми возможностями здоровья в  штате МДОУ, кроме педагогического персонала, представлены: врач – педиатр, медицинская сестра, инструктор по физическому воспитанию, психолог, учитель-логопед и др. специалисты. Совместно со всеми специалистами для каждого ребенка разрабатывается и осуществляется индивидуальная программа развития.

      Комплексный подход в коррекции речевых отклонений ребёнка дает положительные результаты. На протяжении 2004 - 2009 г.г., согласно результатам итоговой речевой диагностики (по методике Р.А. Кирьяновой) и заключениям ПМПК, достигнут  высокий уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза (93%), развития связной речи (87%), лексико-грамматических категорий (91%), словаря (89%), звукопроизношения (92%) у  выпускников речевой группы.

Следует особо отметить, что в рамках реализации комплексной целевой программы «Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды ребёнка в ДОУ» В.И.Усакова, отработаны эффективные приемы и методы индивидуальной работы с детьми. Реализация программы включает следующие направления работы: диагностика, полноценное питание, система закаливания, организация двигательной активности, создание представлений о здоровом образе жизни, коррекционная работа, лечебно-профилактические мероприятия, Олимпийское воспитание. Нашим воспитанникам очень нравится работа с массажными мячами различной величины и с «Сухими бассейнами» (емкости для массажа рук с различной крупой), арттерапия, ароматерапия, логопедический и общий массаж, игры для развития мелкой моторики (с бусами, трафаретами, разнообразной крупой, шнурочками, тканями с различной фактурой). Дети с особыми возможностями здоровья наравне со сверстниками принимают участие в воспитательно-образовательных мероприятиях: Олимпийские уроки, Олимпийские игры и КВН-ы, праздники и многие другие досуговые мероприятия.

Освоение диагностических приемов позволяет осуществлять мониторинг физического и психического развития каждого ребенка, и тем самым проектировать индивидуальную траекторию его развития. Внедрены современные подходы к обеспечению физического и психического здоровья. В основу понимания здоровья положено единство физического, психического и психологического здоровья, резервы которого за счет компенсаторных возможностей организма и психики становятся безграничными.

Одним из современных методов работы с детьми с особыми возможностями здоровья и в рамках реализации национального проекта «Здоровье», в МДОУ № 312 применяется метод «ДЭНС»- терапии (регистрационное удостоверение министерства здравоохранения Российской федерации № 29/23030902/5391-03 от 26.06.2003 г.; Санитарно-эпидемиологическое заключение № 66.01.17.000.М.000442.05.03 от 19.05.2003 г.). Данное направление работы является одним из приоритетных национальных проектов, реализуемых на базе МДОУ № 312. Метод ДЭНС – терапии:

-объединяет высокие технологии и уникальные разработки российских ученых и врачей;

- медицинские аппараты, которые помогают поддерживать хорошее самочувствие в течение долгих лет;

- прекрасный помощник в профилактике и лечении целого ряда заболеваний.

В физиотерапевтическом кабинете используются  ДЭНС – очки, предназначенные для коррекции зрения,   Остео - ДЭНС для лечения и профилактики в области шеи, нормализации мозгового кровообращения, аппарат ДиаДЭНС - Т и многослойное одеяло ДЭНАС-ОЛМ-01, которое мы применяем для профилактики болезней и оздоровления   организма. Все лечебные процедуры проводятся с согласия и по желанию родителей и по назначению врача. Безопасное воздействие и мягкие лечебные эффекты ДЭНС-импульсов позволяют использовать аппараты домашней физиотерапии у детишек любых возрастов, принося им здоровье, а родителям – радость. На базе медицинского колледжа родители и сотрудники неоднократно проходят обучение и повышение квалификации по методу ДЭНС – терапии.

Педагогический коллектив в совершенстве овладел педагогическими технологиями, обеспечивающими быструю адаптацию ребенка на основе его индивидуальных особенностей. Это помогает эффективно обеспечивать инклюзию и адаптацию ребенка в режим МДОУ.

Родители детей с особенностями развития часто боятся, как примут его ребенка сверстники.

Дело в том, что мы очень много, сами того не понимая, невербально сообщаем детям. Ребенок-дошкольник не осознанно «зеркалит» поведение взрослого. Если мама, идя с ребенком по улице, видит малыша в инвалидной коляске и, не зная, как себя вести, поеживается, переходит на другую сторону, чтобы не видеть неприятного, ее ребенок в дальнейшем будет воспринимать подобные встречи как некую опасность. Хотя, быть может, она ничего не сказала. А если мама открыта к общению, взаимодействию, не боится, не выделяет инвалида из толпы, соответственно, так же будет вести себя и ребенок. Дети в раннем возрасте обычно не осознают разницу между обычными сверстниками и с особенностями. Они начинают замечать различия к пяти годам, не раньше. Маленькие дети обращают внимание на другие вещи: что кто-то не делится игрушками, кто-то бегает быстрее, у кого-то рыжие волосы. Для них важнее эти признаки. С возрастом эта проблема становится серьезнее. Когда дети с особенностями развития не успевают усваивать какие-то программные требования, другим сложно понять, почему этим детям делают снисхождения, предъявляют более мягкие требования. Как объяснить детям подобную «несправедливость»?

 Здесь очень важно найти правильные слова. Не стоит говорить, что ребенок с особенностями слабый, просто он другой. Можно сказать: «Ты хорошо прыгаешь, а он хорошо поет; он умеет дружить, но вот это у него не получается. У тебя тоже, может, что-то хуже получается. Но мы, же понимаем, что это временно».

Немаловажной проблемой в инклюзивных группах является совмещение интересов нормативных детей и с особенностями развития. Это непростой процесс, который требует знаний и усилий педагогов. Нельзя сделать из обычного дошкольного учреждения, которое вчера стояло на основах традиционной педагогики, инклюзивный детский сад. Необходимо знание методик. В инклюзивном детском саду очень важно, что и дети, и родители, и команда специалистов – это прежде всего партнеры. В инклюзивных детских садах специалисты очень много проводят времени внутри группы. Занятие построено на взаимодействии внутри. Основная идея – наладить хорошую социальную жизнь детей. Приоритет не за занятиями, не за формированием навыков, а за личностью, которая растет и развивается. В интегративном детском саду учитываются потребности не только детей с дефицитами физического и психического развития, но и одаренных воспитанников. В МДОУ № 312 организован танцевальный кружок по спортивным танцам, кружки по шахматам и шашкам;  кружок «Юный исследователь». Воспитатели и педагоги находят такие виды занятий, которые интересны всем детям.

Помимо инклюзивных групп в детском саду есть обычные группы физиологической направленности. Необходима тонкая вариативность. Нельзя огульно сказать: «Все в инклюзию», это лишь одна краска в палитре образования.

Считаю, что сегодня оптимальным вариантом является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных организаций образования с параллельным развитием интегрированного (инклюзивного) образования. При этом центры психолого-медико-социального сопровождения (например, такие как центр «Сознание» Октябрьского района г.Красноярска) выполняют функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, консультативной и психолого-педагогической коррекционной помощи обучающимся и их родителям.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       



Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР.

Учитель-логопед Харлампиева С.Я.,

 МДОУ «Детский сад  № 312 комбинированного вида»,

 г. Красноярск

        В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с логопедом, теряется мотивация говорить «правильно и красиво».

Внедрение компьютерных технологий на сегодняшний день является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда.

При подготовке к занятиям учитель-логопед может использовать следующие виды компьютерных программ:

  • программа PowerPoint - позволяет создать целое занятие с серией разнообразных заданий;
  • программы  Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW – позволяют создать яркие иллюстрации к занятиям;
  • программы Macromedia Flash, PowerPoin – с их помощью создаются анимированные персонажи, буквы.
  • программа “Word” помогает логопеду в проведении диагностики: она позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребенком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов.

Память компьютера позволяет учителю-логопеду весь свой раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополнять их и извлекать когда это необходимо, что тоже очень удобно и эстетично.

Удобства и эффективность работы в текстовом редакторе, очевидны, когда возникает необходимость исправить опечатку, удалить или переместить слово, предложение, заменить часть задания.

Для каждого ребенка важно увидеть конечный результат выполненной им самостоятельно или с помощью взрослого работы. Учитывая это, набранный текст может быть отпечатан с помощью принтера или его правильный вариант записан в тетрадь.

        Выше перечисленные программы, наиболее употребляемые при подготовке к занятиям, но есть множество других, не менее интересных программ, подходящих для использования в логопедической практике. И каждый учитель-логопед из этого многообразия может выбрать для себя то, что является для него наиболее приемлемым.

Коррекционная работа по преодолению ОНР требует системного, комплексного подхода. Наиболее эффективными компьютерными программами являются: специализированная компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”, «Веселая азбука», «Даша-следопыт», «Самые умные», «Фонема». Например, программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развития Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития. Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Компьютерная технология “Игры для Тигры” предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

  • звукопроизношение;
  • просодические компоненты устной речи;
  • фонематический слух и восприятие;
  • фонематический анализ и синтез;
  • лексико-грамматического строя речи;
  • коммуникативные навыки;
  • артикуляционная моторика;
  • мелкая моторика (работа с мышью, клавиатурой);
  • слуховое и зрительное восприятие;
  • внимание;
  • словесно-логическое мышление.

на примере компьютерной программы “Фонема” фирмы “Дельфа”. Она включает серии заданий для коррекции и развития девяти компонентов устной речи: длительного выдоха, слитности речевого дыхания, громкости голоса, продолжительности звучания, произнесения гласных и согласных звуков, темпа и ритма речи. Все упражнения представлены в игровой форме.

Использование компьютера в логопедической работе позволяет работать с несколькими группами детей одновременно, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует работу учителя-логопеда.

Необходимо учитывать и негативные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Подходы к применению компьютера в дошкольном и младшем школьном возрасте:

  • Первое направление применения компьютера как средство обучения, основная цель которого использование компьютерных программ при обучении письму, чтению.
  • Второе направление: использование компьютера как средства познавательного развития ребенка. Наиболее распространенное и полезное направление применения компьютера в дошкольном и младшем школьном возрасте – использование его в качестве средства обучения в системе развивающей дидактики.

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников и младших школьников компьютер обладает рядом преимуществ.

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
  2. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  3. Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей.
  4. Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  5. Компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Работа в нашем МДОУ по внедрению компьютерных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР ведется по следующим этапам:

I. Создание условий для внедрения инновационных технологий.

Цель: Создание единой коррекционно-образовательной среды для реализации инновационных технологий.

 II. Использование медиатехнологий  в педагогическом сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: оптимизация коррекционно-развивающей и учебно-образовательной работы на каждом этапе коррекционного процесса.

III. Обобщение и внедрение в практику разработанных технологий.

Цель: Эффективность внедрения и использования  мультимедийных и компьютерных технологий в коррекционном процессе (мониторинг).

Следовательно, можно говорить о том, что компьютер это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютера возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.



Предварительный просмотр:

«Использование современных методов моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР дошкольного возраста».

                           

Учитель-логопед С.Я. Харлампиева

      МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №312», г. Красноярск

Я, работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении с детьми с общим недоразвитием речи. Анализ результатов диагностики (по методике О.Б. Иншаковой) детей речевой группы и практический опыт, основанный на реализации программы «Коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, показывают, что у детей с диагнозом общего недоразвития речи – отмечается низкий уровень сформированности фонематического слуха, звукового анализа и синтеза (от 8,5% до 14, 8%). При этом у ребёнка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы – фонетика, лексика, грамматика.

Мои воспитанники, помимо речевых нарушений, имеют туберкулёзную интоксикацию. Они отличаются соматической ослабленностью, зачастую имеют соматический компонент, часто болеют. В таких условиях необходим комплексный подход к коррекции речи и развитию детей.

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции общего недоразвития речи многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Никашина, Г.А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и при этом временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.

Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно  становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с общим недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Доктор  наук, профессор Левина Р.Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов».

Таким узловым образованием, ключевым моментом в системе коррекции общего недоразвития речи являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. « Формирование узловых образований, - отмечает далее Р.Е. Левина,- позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта» (т.е. коррекции речевого недоразвития).

Осознав актуальность данной проблемы, я начала углубленно работать по теме:« Современные методы моделирования в развитии фонематического слуха, звукового анализа и синтеза».

До начала работы над этой проблемой выпускники речевых групп уходили в общеобразовательные школы с более низким уровнем сформированности  фонематического слуха, звукового анализа и синтеза (от 75,3% до 81, 7% - 1999-2001 уч.г.), и как следствие этого, у них наблюдались элементы дисграфии и дислексии. В ходе работы по данной проблеме к концу 2006-2007 учебного года у выпускников речевых групп можно констатировать высокий уровень сформированности фонематического слуха (94%), звукового анализа и синтеза(93%).

Для реализации этой темы я поставила следующие задачи:

  1. Формирование фонематического слуха.
  2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  3. Формирование правильного произношения.
  4. Развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение, мышление).
  5. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи.

Данные задачи позволяют осуществлять комплексный подход к коррекции речи детей с тяжёлой речевой патологией.

Работа по формированию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза ведётся в следующей последовательности:

  1. Формирование фонематического слуха.

    1. развитие навыка узнавания неречевых звуков;

    2. различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

    3. различение слов близких по звуковому составу;

    4. дифференциация фонем;

    5. дифференциация слогов.

II.       Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

  1. определение порядка звуков в слове;
  2. выделение отдельных звуков;
  3. различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный,  глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);
  4. построение моделей (схем).

Работу по формированию фонематического слуха можно  начинать со следующих упражнений.

Упражнение № 1

На столе перед ребёнком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребёнку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребёнок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трёх до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков. Постепенно вводятся модели, на которых схематично изображены звучащие предметы.

Упражнение № 2

Перед ребёнком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребёнку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее. Затем ребёнок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвёт её, мнёт, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведённого действия ребёнок должен рассказать о нём в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до стойкой дифференциации звучаний. Постепенно вводятся модели, на которых схематично изображено то или иное действие. Ребёнок должен показать или выложить на столе в определённом порядке последовательность моделей действий.

Упражнение № 3

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т.п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребёнку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при её встряхивании. Потом по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребёнка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий. По мере освоения ребёнком этого упражнения вводятся карточки – модели со схематичным изображением услышанного.

Упражнение № 4

Воспроизведение ритмического рисунка при отхлопывании, отстукивании или подачи  звука на любом инструменте. Используется схематичное изображение ритмического рисунка.

Упражнение № 5

Кто из детей позвал ребёнка. Каждому ребёнку присваивается карточка с изображением какого-либо предмета или животного.  Дети стоят в кругу, отгадывающий отворачивается. По мере освоения упражнения ребёнок, выкладывает модель услышанного из карточек.            

Упражнение № 6

Определить далеко или близко находится звучащий объект. Ребёнок показывает нужную карточку-схему (с изображением длинной, средней и короткой полоски).

Упражнение № 7

Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку « Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочерёдно различным по высоте голосом, в трёх вариантах: « Кто сидел на моём стуле? Кто ел из моей чашки? Кто спал в моей постели? Кто же был в нашем доме?» Ребёнок должен показать нужный кружок  (большой кружок - М.И., средний – Н.П., маленький – Мишутка).

Упражнение № 8

Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный. И предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывают картинку и громко, медленно, чётко произносит звукосочетания:

БАМАМ                                                         АЛЬПОМ

ПАНАН                                                              АБЛЁМ

БАНАН                                                           АЛЬМОМ

БАНАМ                                                           АЛЬБОМ

Ребёнок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

Развивая первоначальные навыки фонематического восприятия, я провожу игры на угадывание голосов и различных шумов. Для этого использую символы – заменители предметов и явлений окружающего мира (животных, птиц, человека, дождя, моря и др.) Предлагая детям игры на идентификацию источника шума и его местоположения в помещении (звучащей игрушки, музыкального инструмента, различных предметов), я использую схему группы и модель источника шума. При воспроизведении ритмического рисунка (при отхлопывании, отстукивании или подачи звука на любом инструменте), составляем с детьми модели ритмического рисунка с помощью различных по величине и цвету палочек и кружков. После прослушивания сказок для составления моделей речевых высказываний сказочных героев, совместно с детьми используем кружки различной величины (высота голоса), полоски различной длинны (длинна высказывания), обозначения точки, вопросительных и восклицательных знаков (интонация).

В процессе работы над развитием звукового анализа и синтеза использую различные обозначения гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки). Для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков можно использовать домики, вагончики, цветы и другие изображения предметов синего (твёрдый звук) и зелёного (мягкий звук) цветов. Например, ребёнку даются картинки, и он должен расселить их по нужным домикам, вагончикам и др. На занятиях часто используем  изображения травы и льда: трава – мягкий согласный звук, а лёд – твёрдый. Аналогично можно сделать домики, вагончики и др. для дифференциации гласных – согласных звуков (красный, синий, зелёный). Некоторые исследователи предлагают для этого использовать карточки с моделями нот. Нота обозначает гласный звук т.к. она поётся. Зачёркнутая нота – согласный т.к. его нельзя петь.

Для обозначения глухих и звонких звуков используем изображения колокольчика (звонкий согласный – колокольчик, глухой – зачёркнутый колокольчик). Алтухова Н.Г. рекомендует применять модели круга квадрата для обозначения твёрдости и мягкости согласных. Она проводит аналогию круга с тортом (торт похож на круг, звук Т – твёрдый), и квадрата с пирожным (пирожное похоже по форме на квадрат, звук П – мягкий). Ребёнку даются картинки с заданным звуком или читаются слова, а он должен соответственно построить модель (с помощью квадратов и кругов).

Для определения местоположения звука в слове – применяю «звуковые змейки», «звуковые птички», «звуковые домики», «звуковые полоски».

Таким образом, используя различные обозначения звуков можно составлять разнообразные модели. Задания на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза включаю в каждое фронтальное и индивидуальное занятие.

Использование современных методов моделирования помогает сделать материал более доступным, разнообразным и интересным.

 

 

                   

               

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение                       «Детский сад № 312 комбинированного вида»

Октябрьского района г. Красноярска.

«Социализация детей  дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией  в условиях реализации здоровьесохраняющих технологий  в  ДОУ комбинированного вида».

Учителя-логопеды: С.Я. Харлампиева, Е.Г. Воронова, Н.А. Шейко

           МБДОУ № 312 осуществляет процесс воспитания, развития и оздоровления детей на базе современных концепций, программ, методик и технологий. Особенности МБДОУ заключаются в специфике заболеваний детей,  посещающих учреждение, что накладывает особый отпечаток на организацию работы, её структуру, содержание, контроль и многое другие факторы функционирования детского сада.

         В МБДОУ находятся дети 2 – 7 лет, инфицированные туберкулёзом, имеющие и другие патологии и отклонения, как в соматическом, физическом, так ив психическом развитии. Это обязывает коллектив педагогов, медицинских работников, обслуживающий персонал, родителей осуществлять целый комплекс системных мер по реабилитации, коррекции и развитию детей, способствующих устранению у них, имеющихся отклонений.

         Для оздоровления детей из этих групп риска, а также для детей с некоторыми формами туберкулеза после клинического излечения и предназначаются дошкольные учреждения санаторного типа, где сочетаются лечебно-оздоровительный и воспитательно-образовательный процессы.

          Конечно, встает вопрос о реализации новых подходов, технологий,  социализации детей, направленных на улучшение качества жизни и состояния детей с туберкулезной интоксикации. В связи  этим  основной  целью  деятельности  коллектива  МДОУ № 312  становится  обеспечение  неотъемлемого  права  ребенка  на  укрепление  здоровья, всестороннее  развитие физических и психических способностей, проявляемых в различных областях деятельности в соответствии с его задатками. Реализация этой цели возможна на основе новой современной парадигмы развития, образования и воспитания детей.

       Как ни парадоксально, но новые подходы к оздоровлению нации через укрепление здоровья, прежде всего подрастающего поколения, базируются на древнейших постулатах калокагатии[1] и агонистики [2]. Через высокий дух к здоровому телу, посредством состязания – к достижению публичного успеха.

Очевидно центральное, поскольку результирующим фактором, облегчающим успех, является формирование конкурентоспособности, базирующейся на крепком здоровье, развитых способностях и качестве полученных ребёнком знаний.

Эти и другие концептуальные положения были положены в разработку, теоретическое обоснование и формирование программы здоровьсохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида № 312 Октябрьского района г. Красноярска [В.И.Усаков, комплексная целевая программа «Создание и функционирование здоровьесохраняющей среды в дошкольном образовательном учреждении» Красноярск. РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2005 год].

Коллектив ДОУ в своей работе исходит из того, что в современном информационном обществе конкурентными преимуществами человека становятся уровень и качество его образования, базирующееся на крепком здоровье. Характерными особенностями современного образования являются технологические и методические новации, направленные на ускорение получения знаний, что сопровождается интенсификацией учебного труда подрастающего поколения, что резко снижает их двигательную активность, в результате чего ухудшается здоровье детей.

Ключевым звеном современной парадигмы образования, воспитания и развития ребенка в МБДОУ №312 стала разработанная коллективом методология здоровьесохраняющего образования, представляющая собой комплекс целевых установок и системных механизмов, формирующий мотивированную потребность в здоровье и поступательном развитии детей на различных возрастных этапах жизни.

     Важнейшей отправной точкой здоровьесохраняющей методологии современного образования остаётся научно обоснованная организация мышечной деятельности детей, поскольку социально – биологические особенности всего периода детства – его открытость внешним воздействиям, относительная незрелость организма и длительный затяжной гетерохронный[3] период формирования функций и систем, создают благоприятную возможность расширить временные границы кинезофилии[4] и успеть сформировать социальную потребность быть здоровым и успешным.

       Работа коллектива ДОУ базируется на системной интеграции знаний о развитии человека, направленных на формирование потребности личности ребенка в индивидуальном крепком здоровье.

      В основу формирования методологии индивидуального здоровья ребенка положены принципы доступности образовательных задач на каждом возрастном этапе его жизни, мотивация здорового образа  и стиля жизни с раннего возраста, гуманизация системы контроля и оценки физических кондиций каждого ребенка на всех этапах его возрастного развития, повышение уровня валеологических знаний родителей. В МБДОУ №312 эти принципы реализуются в условиях комфорта ребенка, окружающей его экологически чистой среды обитания, современного дизайна, хорошего материально-технического оснащения образовательной, воспитательной и оздоровительной инфраструктуры.

       Социализация детей  дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией МДБОУ № 312 осуществляется на основе реализации крупных проектов:

  1. Здоровье ребенка

        Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент разностороннего гармоничного развития ребёнка. О качестве образовательного процесса в дошкольном учреждении можно говорить только тогда, когда он является здоровьесберегающим и здоровьеукрепляющим.

        Исходя из предназначения и цели дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида, в качестве приоритетного направления его работы следует рассматривать оздоровительно-воспитательный комплекс мероприятий.

  1. Физическая культура для всех

        Основная цель деятельности медико–педагогического коллектива и родителей  - укрепление здоровья ребёнка в семье и ДОУ через естественные силы природы, гигиенические факторы окружающей среды и физические упражнения.

  1. Спорт, искусство, интеллект

        Основная цель работы с детьми в рамках проекта «Спорт, искусство, интеллект» - вовлечь каждого ребёнка  в активную творческую и двигательную деятельность через многообразие форм физического воспитания, интегрированных в различные формы эстетического, нравственного, интеллектуального развития.

        В детском саду стало традицией проводить Олимпийские праздники. Февраль месяц - время проведения этого спортивного торжества. Это итоговое мероприятие, в подготовке и проведении которого неизменно принимает участие весь коллектив детского сада.  Большой интерес к этому проявляется со стороны родителей – они видят результаты Олимпийского воспитания детей. На праздниках всегда много гостей: руководителей образования города, родительской общественности, представителей власти.

        Детский коллектив ДОУ является постоянным участником районных и городских культурно-спортивных мероприятий:

- соревнования по подвижным играм;

- соревнования по спортивным танцам;

- детский музыкальный конкурс «Весенняя капель»,

- городской конкурс на лучший олимпийский рисунок;

- «Олимпийцы среди нас»;

- турнир по русским шашкам.

  1. Материально – техническая база в ДОУ

        Одной из сущностных характеристик здоровьесохраняющей среды в детском саду является комфортное окружающее пространство: дизайн помещений, оборудование, экологически чистые отделочные материалы, средовое соответствие нормам – гигиеническим, пожарным, требованиям соблюдения техники безопасности воспитанников и сотрудников.

        Основные задачи работы коллектива детского сада в рамках модуля:

- упорядочить формирование материально-технического обеспечения на базе текущей и перспективной модели;

- обеспечить процесс сохранения здоровья детей и прогрессирующие показатели их развития за счёт эффективного использования инвентаря, оборудования, ТСО, средств диагностики и контроля.

5.  Научно – методическое и кадровое обеспечение МБДОУ № 312.

        Управление  МБДОУ № 312 осуществляется на основе активного сотрудничества, проявления творческой инициативы все субъектов образования. Особую роль в управленческой деятельности играет попечительский совет, который проявляет активность не только в реализации текущих задач, но и в определении стратегических тенденций развития ДОУ. Принцип демократизации управления реализуется через проектно-перспективную деятельность учреждения. Проектная деятельность предполагает умение педагогов фиксировать противоречия, проблемы, коллегиально обсуждать пути их разрешения и выстраивать действия, которые обеспечат достижения цели.

    Социализация детей дошкольного возраста с туберкулёзной интоксикацией успешно реализуется на основе технологий:

1. Первые шаги к физическому совершенству

        В основу построения педагогических технологий первоначального обучения спортивным упражнениям, играющих значительную роль в накоплении двигательного опыта детей дошкольного возраста, положен алгоритм обучения спортивным упражнениям:  последовательность на основе принципа сформированной двигательной готовности к освоению опорного движения. Это позволяет варьировать приемы и способы организации обучения детей ходьбе на лыжах, катанию на коньках, велосипеде. 

2. К олимпийским вершинам с детства

          Деятельность педагогов направлена на формирование мотивированной потребности ребёнка в здоровом образе жизни, через приобщение его к идеям Олимпизма. Работа построена таким образом, что идеи Олимпийского движения реализуются через разнообразные формы:

- разъяснительная работа ведётся на специально организуемых для этих целей занятиях – «Олимпийских уроках», а так же «вкрапливаются» и в занятия, не связанные непосредственно с физической культурой;

- проводятся викторины по олимпийской тематике и «Олимпийские КВН», конкурсы работ детского творчества и фотографий, отображающих физическую культуру и спорт;

- стали традицией спортивно-культурные «Олимпийские праздники» и «Малые Олимпиады», а также спортивные соревнования, где непременно применяется олимпийская атрибутика: подъём Олимпийского флага, церемония зажжения олимпийского огня;

- существенное внимание в работе педагогического коллектива уделяется развитию стремления детей к здоровью через театральную деятельность – Олимпийский театр имени Пьера де Кубертена. Были поставлены очень яркие, содержательные, интересные спектакли: «Дочь Цицерона», «Минедем и Ланда», «Сила любви», «Обыкновенное чудо».

3. Безопасность жизни охрана здоровья детей

        Безопасность детей и сотрудников МДОУ обеспечивается Государственным учреждением «Отделом вневедомственной охраны при УВД». Оплата охранных услуг осуществляется за счет бюджетных средств.

        Медицинское обслуживание детей обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией МБДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима, обеспечение качества питания, осуществление деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, направленных на предупреждение развития туберкулезных заболеваний у детей, инфицированных туберкулёзом, полное клиническое излечение дошкольников с малыми и затихающими формами туберкулеза.

        В течение года в МДОУ проводятся:

- химиотерапия;

- закаливающие процедуры (полоскание горла травами, точечный массаж, оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, ходьба по солевым дорожкам, ходьба на лыжах и коньках);

-  массаж (лечебный);

- физиотерапия (ингаляция, Фея, Иска).

4. Мониторинг физической подготовленности дошкольников

        Система медицинской, психологической, социально-педагогической диагностик и тестирования физических способностей вносит значительный вклад в обеспечение прогрессирующего здоровья, физической и интеллектуальной подготовленности каждого конкретного ребёнка в условиях группового обучения и воспитания. В связи с этим в образовательно-воспитательный процесс ДОУ введён мониторинг физической и функциональной подготовленности ребёнка, где основная задача – создание информационной базы здоровья детей.

Количественные и качественные параметры диагностики здоровья сгруппированы по определённым признакам:

- медицинские показатели здоровья ребёнка;

- психофизические особенности;

- темп и общий уровень развития (умственные способности);

- эмоционально-нравственное развитие;

- склонности и интересы;

- реакция организма на лечебные процедуры.

5.Рациональное питание

        В МБДОУ  № 312 организовано 5 - разовое питание на основании примерного цикличного 10 дневного меню, разработанного ООО «ФСЭБ-С» города Красноярска, согласованного с заместителем главного государственного санитарного врача и утверждённого заведующим. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают соки или витаминизированные напитки. В ежедневный рацион питания включены фрукты и овощи.

        Используются новые технологии: приготовление в посуде «Цептер»; внедрение системы программ по автоматизации и организации питания «Вижен-Софт: Питание в детском саду». Таким образом детям обеспечено полное сбалансированное питание.

          Дошкольный возраст  сенситивен для социального познания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка,  стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют старшим дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, социальной роли. Целесообразно организованная социальная и здоровьесберегающая среда детского учреждения  полноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству.


[1] Калокагати́я (калокага́тия; др.-греч. καλοκαγαθία, от др.-греч. καλς κα γαθός — «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») в древнегреческой культуре — гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека. Калокагатия была одновременно социально-политическим, педагогическим, этическим и эстетическим идеалом. Человек-носитель калокагатии был идеальным гражданином полиса, который стремится к осуществлению коллективных целей гражданского коллектива и способен их осуществить.

Слово возникло в повседневном языке, но использовалось как термин в философии Платона и Аристотеля.

[2] Агонистика - "греч. аgonia – борьба"; Черта древнегреческой культуры, связанная с представлением, о том, что достижения и выявление этих достижений невозможно без сравнения, проходившего обычно в форме состязаний.

[3] Гетерохронность - Неравномерность и разномерность развития различных психофизиологических функций у человека.

[4] Кинезофилия биологическая потребность в движении.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...