Формированию фонематического слуха дошкольника через игру.
методическая разработка по логопедии

Кулеева Марина Александровна

Игры на развитие фонематического слуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формированию фонематического слуха дошкольникаhttp://svetlyachok.detiguso.ru/wp-content/uploads/2017/12/cropped-3d6dfb6cd76ce2cf361a8449f8137192-abs-kindergarten.jpg

через  игру.

        Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Он предполагает точность слухового восприятия,                                                                                                                            звукоразличение, звуковой анализ речи.                                                                        

        У ребёнка формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и одновременно при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами.                                                                                  

        При несформированности звукоразличения ребёнок воспринимает   (запоминает, повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.                                                                                                                             У детей с несформированностью звукоразличения развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и входит составной частью во многие методы коррекционного воздействия.                                                                                                                 Когда на первом этапе звукового анализа у ребёнка в процессе логопедического воздействия формируется достаточный объём фонематических представлений о гласных и согласных звуках и практический уровень речевых умений и навыков, можно  использую   игры, в которых совершенствуются эти фонематические процессы и  отрабатываются речевые навыки и умения. В этих играх ребёнок слушает, анализирует, действует (ловит и бросает мяч, встаёт, топает, выходит их ряда), сам произносит звуки и слова. В этих играх такие психические процессы как внимание, память, мышление протекают наиболее активно. Использование этих игр позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность каждого ребёнка. Эти игры помогают в развитии инициативности и исполнительности. Дети играют в них с большим удовольствием:                                                                              1.  Игра с мячом «Мяч лови и молчи, если звук согласный».  Логопед называет любой звук – гласный или согласный – и бросает мяч любому ребёнку. Если ребёнок слышит гласный звук, то повторяет его и возвращает мяч логопеду.  Если ребёнок слышит звук согласный,  он  молча возвращает мяч логопеду.                                                                                                                                                                                                 2.   Игра «Лови свой звук».  Играют 6 детей. Каждый ребёнок получает карточку с символом гласного звука. Логопед произносит слово. Когда ребёнок слышит в слове «свой» гласный звук, он встаёт со стула, топает ногой и произносит «свой» звук.                                                                              3.  Игра с мячом «Хозяин и попугайчики».  Дети встают в круг. Логопед стоит в центре - он называет гласный звук и бросает мяч любому игроку. Поймавший мяч называет слово на заданный звук – он теперь «хозяин» этого слова, а остальные игроки – «попугайчики». «Хозяин» передаёт мяч стоящему рядом первому «попугайчику», который повторяет слово «хозяина» и передаёт мяч следующему «попугайчику». Так постепенно слово передаётся по кругу, пока не вернётся к «хозяину».  Кода слово и мяч по кругу вернутся к «хозяину», тогда второй «попугайчик» становится хозяином – он называет своё слово на заданный логопедом звук   и игра повторяется. Так постепенно каждый «попугайчик» становится «хозяином слова.                                                                                                                                            4.  Игра «Эй, звук гласный выходи, своё место в слове назови».  Играют 6 детей. В руках у каждого ребенка символов одного гласного звука. Логопед называет слово. Если ребёнок слышит  в слове «свой» гласный звук, то выходит и называет местоположение звука в слове, например:         « Я звук -О-. Я стою в конце слова –письмО-.», «Я звук –Ы-. Я стою в середине слова –сЫр». Я звук  -А-. Я стою в начале слова –Август-.» В этой игре можно использовать зрительные символы гласных звуков и символ слова – полоску. Тогда ребёнок ставит символ звука в нужную позицию (в начало, в середину или конец) слова-полоски.http://loveforchildren.ru/wp-content/uploads/2017/05/310120161623.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников

Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. На первоначальном этапе нужно учить детей...

Формирование фонематического слуха у дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Статья по формированию фонематического слуха у дошкольников.Игры на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза....

Опыт работы по формированию фонематического слуха у дошкольников на методическом объединении учителей-логопедов

Работа по формированию фонетических представлений и развитию фонематического слуха у дошкольников - одно из основных направлений в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения. Без ...

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников

Игры для формирования фонематического слуха у дошкольников. Для разных возрастных групп....

Долгосрочный логопедический проект по формированию фонематического слуха у дошкольников с ФФНР «Большой Ух».

Специальные традиционные и современные  методы и упражнения по развитию фонематического слуха помогли эффективно преодолеть речевые нарушения.  В результате проведения логопедического п...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...

Консультация для родителей «Приемы формирования фонематического слуха дошкольников с нарушениями речи»

У детей дошкольного возраста фонематический слух необходимо формировать, начиная с раннего возраста. Это необходимо для успешного овладения ребенком навыками фонематического анализа и синтеза в ...