Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме: "Система работы с воспитанниками с ОВЗ (детьми-инвалидами) с использованием современных технологий в условиях общеразвивающей и комбинированной группы ДОУ"
методическая разработка по логопедии
В данном материале представлена система работы с воспитанниками с ОВЗ и детьми-инвалидами в услових комбинированной и общеразвивающей группы с использование современных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_tekst.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Система работы с воспитанниками ОВЗ (детьми-инвалидами) с использованием современных технологий в условиях общеразвивающей и комбинированной группы».
Образовательный процесс с воспитанниками с ОВЗ в МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка» регламентируется следующим нормативно-правовым обеспечением:
- Федеральный уровень
- Региональный уровень
- Муниципальный уровень.
МАДОУ «Детский сад № 20 «Золушка» посещает 317 воспитанников, из них:
Возрастная категория | В условиях комбинированной группы | В условиях общеразвивающей группы | ||
ОВЗ (ТНР) | ОВЗ (УО) | Дети-инвалиды | ОВЗ | |
От 4-5 лет | 3 | 1 | 2 (ТНР) | |
От 5-6 лет | 1 | 1 | ||
От 6-7 лет | 2 | 1 (ЗПР) |
Для организации эффективной помощи воспитанникам с ОВЗ, детям-инвалидам в нашем учреждении действуют следующие службы:
ПМПк является формой методической работы педагогического коллектива и взаимодействия специалистов, объединяющихся для психолого-медико- педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии в условиях МАДОУ «Детский сад № 20 «Золушка». Это систематически действующее совещание лиц, участвующих в образовательном процессе Учреждения, наделенное правом давать рекомендации. Главная задача Консилиума - определение основных направлений, форм и сроков коррекционно-развивающего процесса. ПМПк в Учреждении создается для определения методов, содержания и продолжительности оказания психолого-педагогической и медико-социальной (ППМС) -помощи обучающимся.
ППМС – центр-основная цель: оказание ППМС-помощи в развитии и социальной адаптации лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации. Педагог-психолог, учителя-логопеды предоставляют ППМС-помощь (при наличии письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся), в следующих формах:
- психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и воспитателей;
- коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, в том числе логопедическая помощь обучающимся;
- помощь обучающимся в социальной адаптации.
Варианты АООП: Согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и ФГОС дошкольного образования определяются следующие условия содержание образования, обучения и воспитания:
- для обучающихся с ОВЗ – адаптированной основной образовательной программой соответствующего уровня образования (при обучении в отдельной группе или в отдельной общеобразовательной организации) или адаптированной образовательной программой при совместном обучении с нормально развивающимися сверстниками;
- для детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет заключения ПМПК)) или АООП с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации.
АООП в нашем учреждении разработана по структуре ООП программы
(целевой, содержательный и организационный разделы) и состоит из трех частей:
АОП для детей с ОВЗ (ТНР)
I часть
на основе примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Н.В.Нищевой.
АООП для детей с ОВЗ (УО) (ребенок - инвалид)
II часть
на основе программы для детей с нарушением интеллекта «Коррекционноразвивающее обучение и воспитание» (авт. Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева
АООП для детей с ОВЗ (ЗПР)
III часть
на основе программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под редакцией С.Г. Шевченко
Рассмотрим возможные варианты статуса воспитанников в ДОУ
- Воспитанник с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
- Ребенок – инвалид. Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95). Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка. Например, дети с соматическими заболеваниями могут обучаться по основной образовательной программе и не посещать ТПМПК. Обращаю ваше внимание: обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения.
- Воспитанник с трудностями в усвоении ООП ДО (потенциальный ОВЗ)
Алгоритм организации работы с ребенком ОВЗ
- Первичная встреча с семьей воспитанника. Оформление необходимых документов. Администрацией учреждения решается вопрос о создании необходимых условий пребывания воспитанника с ОВЗ в учреждении.
- Специалисты ППМС – центра проводят первичные беседы, консультации, рекомендации, планируют деятельность по устранении имеющихся нарушений развития.
- Медицинская сестра дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода ребенку в соответствии с диагнозом, организации питания, соблюдению режимных процессов в ДОУ и дома.
- Воспитатели отвечают за создание психологически –комфортной среды в группе
- Рабочая группа приступает к разработке АООП, утверждение которой проходит на педагогическом совете.
- Параллельно специалисты ППМС – центра проводят углубленную диагностику всех сфер развития воспитанника с ОВЗ.
- На заседании ПМПк определяется образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ, разрабатывается индивидуальная программа педагогической и социально-педагогической помощи и психологического сопровождения воспитанника с ОВЗ (ИПС).
- В течение учебного года специалистами ППМС –центра проводится промежуточная диагностика, при необходимости изменяется или дополняется содержание образовательной деятельности.
- В конце учебного года проводится итоговая диагностика развития воспитанника с ОВЗ и анализ реализации АООП.
Структура индивидуальной программы педагогической и социально-педагогической помощи и психологического сопровождения воспитанника с ОВЗ - ИПС.
- Титульный лист (ИПС утверждается приказом директора, согласовывается с родителями (законными представителями)
- Пояснительная записка (в которой указывается из какого учреждения прибыл воспитанник, с каким заключением и рекомендациями ТПМПК. Какие специальные условия необходимы для данного воспитанника.
- Педагогом группы оформляется педагогическая характеристика. Педагогом-психологом заполняется психологическое представление на воспитанника. Учитель-логопед делает выписку из речевой карты.
- Описываются направления психолого-педагогического сопровождения, определяются сроки, участники и форма сопровождения. Определяется куратор сопровождения, который ведет ИПС
- Прописываются цель, задачи: образовательные, коррекционные, воспитательные
- Составляется индивидуальный учебный план
- Индивидуальный маршрут развития воспитанника с ОВЗ заполняется каждым участником сопровождения помесячно, сдается куратору. В конце месяца отслеживается динамика развития воспитанника с ОВЗ.
- В конце учебного года - выводы и заключения о ходе реализации ИПС (заполняется в мае каждым специалистом). После ПМПк формулируется коллегиальное заключение и рекомендации на последующий период обучения.
Алгоритм организации работы с ребенком-инвалидом
- Первичная встреча с семьей воспитанника. Оформление необходимых документов. Администрациейучреждения решается вопрос о создании необходимых условий для пребывания ребенка-инвалида в учреждении.
- Специалисты ППМС – центра проводят первичные беседы, консультации, рекомендации, планируют деятельность по устранении имеющихся нарушений развития.
- Медицинская сестра дает рекомендации по осуществлению индивидуального подхода ребенку в соответствии с диагнозом, организации питания, соблюдению режимных процессов в ДОУ и дома.
- Воспитатели отвечают за создание психологически –комфортной среды в группе
Тьютор или ассистент выполняет следующие функции:
- оказывает помощь ребенку-инвалиду в различных видах деятельности;
- выполняет рекомендации ТПМПК;
- организует ситуацию поддержки ребенка-инвалида;
- Рабочая группа приступает к разработке АООП, утверждение которой проходит на педагогическом совете.
- Параллельно специалисты ППМС –центра проводят углубленную диагностику всех сфер развития ребёнка-инвалида.
- На заседании ПМПк определяется образовательный маршрут ребенка-инвалида, разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР) в соответствии с письмом Мин. Обр.науки О ВВЕДЕНИИ ФГОС ОВЗ.
- В течение учебного года специалистами ППМС –центра проводится промежуточная диагностика, при необходимости изменяется или дополняется содержание образовательной деятельности.
- В конце учебного года проводится итоговая диагностика развития ребенка-инвалида и анализ реализации АООП.
Алгоритм организации работы с ребенком, испытывающим трудности в усвоении ООП (потенциальный ОВЗ).
- От педагогов группы поступает запрос на ПМПк о необходимости консультации ТПМПК конкретному воспитаннику, т.к. он не справляется с усвоением ООП.
- Специалисты ППМС – центра и воспитатели группы оформляют необходимые документы и сопровождают воспитанника на ТПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.
- После заключения ТПМПК (в случае получения воспитанником статуса ОВЗ) администрацией оформляется заявление от родителей (законных представителей) на перевод воспитанника с ОВЗ на обучение по адаптированной основной образовательной программе ДОУ.
- Дальнейшее сопровождение планируется в соответствии с вариантом 1.
- В случае получения воспитанником статуса ребенок-инвалид, дальнейшее сопровождение планируется в соответствии с вариантом 2.
При работе с воспитанниками ОВЗ, детьми-инвалидами, специалисты ППМС – центра используют современные развивающие технологии, представленные на слайде:
Ребенок ОВЗ (ТНР) | Здоровьесберегающие:
Игровой набор «Дары Фрёбеля». Игры Воскобовича. Сказкотерапия. |
Ребенок ОВЗ (УО) – инвалид | Здоровьесберегающие:
Пластилинотерапия. Элементы АВА – терапии. |
Ребенок ОВЗ (ЗПР) | Здоровьесберегающие:
Игровой набор «Дары Фрёбеля». Игры Воскобовича. Сказкотерапия. |
Таким образом, тщательно организованная коррекционная деятельность специалистов ППМС-центра позволяет добиться значительных результатов в работе с воспитанниками с ОВЗ как в условиях комбинированной, так и общеразвивающей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)
Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста»
Семинар- практикум для педагогов "Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста"...
Использование активных форм работы с родителями по формированию самостоятельности и инициативности в физическом развитии дошкольников при использовании современных технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Сообщение из опыта работы воспитателя среднй группы "Ромашка" МБДОУ д/с №65 "Лесная полянка"...
Семинар-практикум для педагогов «Использование современных технологий в формировании финансовой грамотности дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с технологиями экономического воспитания...
«Использование современных технологии в речевом развитии детей подготовительной группы»
презентация...
Консультация для педагогов по теме: «Система педагогической работы с воспитанниками по познавательно – экспериментальной деятельности в младшей и средней группе»
Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы...
- Мне нравится (1)