«Фонематический слух - основа правильной речи»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_fonem_sluh.docx | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Звениговский детский сад "Буратино"
Консультация для воспитателей:
«Фонематический слух — основа правильной речи»
Учитель-логопед:
Софронова А. М.
г. Звенигово, 2018 г.
Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь) – называется фонематическим слухом.
При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису». Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да, трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка) .
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.Поэтому, умение правильно и четко различать звуки речи – является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной.
- Как же развить фонематический слух?
Для начала, потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц) .
Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие понятия как - гласные и согласные звуки.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному – поэтапно, подбирать в соответствии с возрастом детей.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Первый этап – узнавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки»
Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску.
Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем»
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте голоса.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определённые действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо – касаются пальцами рук щёк.
Игра «Три медведя»
Дети отгадывают за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Третий этап - различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай»
Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра «Верно-неверно»
Взрослый показывает детям картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Четвертый этап - различение слогов.
Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить детям самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее? »
Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый этап - различение звуков.
Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр. Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его издает.
Игра «Похлопаем»
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
Шестой этап - освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков»
Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух определяют и называет их количество.
Игра «Похлопаем»
Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть, когда услышат слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.
Игра «Отгадай слово»
Детям предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы. о, .ук, ку. ак и т. д.) .
Фонетическая зарядка для дошколят.
Для формирования правильного артикуляционного уклада у детей 2-4 лет с задержкой речевого развития немаловажное значение имеет фонетическая зарядка, которая используется для развития звуко-произносительных навыков, просодической стороны речи детей.
Фонетические упражнения являются хорошим стимулом в общении с малышами, как в детском саду на занятиях с логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, так и дома с родителями.
С помощью фонетических игровых упражнений легко наладить контакт с молчаливым ребенком, достичь необходимых результатов в речевом развитии, создать комфортную эмоциональную среду. Занятия фонетической зарядкой помогут сформировать фонетически правильную речь малышей.
Предлагаемый практический материал может быть использован на речевых занятиях с детьми, начиная с трехлетнего возраста, занятиях по подготовке к обучению грамоте со старшими дошкольниками, коррекционно-речевых занятиях с детьми, имеющими речевые недостатки.
А-
1. Воздух в носик набирайся,
“А” теплее выдувайся.
2. Мишеньку качай,
“А” ему напевай!
А – А – А – А.
3. А – красивый звук какой
Ну- ка шире рот открой.
(В игре используется игрушка “мишка”. Звук “А” произносим мягко, спокойно на длительном фонационном выдохе).
-Э-
1. Мишка песню напевает,
Мишка ротик открывает.
Шире ротик открывай
И Мишутке подпевай:
Э – Э – Э – Э.
2. Мишка улыбается
И не напрягается
Улыбнись, “Э” протяни,
Подбородок опусти.
(В игре используется игрушка из кукольного театра - “Мишка”, с опускающейся нижней челюстью).
3. - Как поет козленок: МЭ – МЭ,
А барашек как поёт – БЭ – БЭ.
-И-
1. Посмотрите, как Петрушка
Тянет ротик прямо к ушкам
И скажите: И – И – И – И,
Ротик к ушкам растяни.
(В игре используется игрушка “Петрушка”).
2. “Песенка Ослика”
И – А, И – А!
Ослик так поет всегда.
3. И – И – И – И!
Эй, лошадка,
Нас вези.
И быстрее ты скачи.
(В игре используется игрушка “Лошадка”).
-О-
1. Шарик губками возьми,
“О” тихонько протяни!
(В зависимости от возраста детей берут шарики разных размеров (например теннисные). Использование шарика помогает округлению губ и выдвижению губ вперёд).
2. Курочка поёт
КО – КО – КО,
Не ходите далеко.
(В игре используется игрушка “Курочка”).
3. “Котик испугался”
Котик маленький гулял
И собачку увидал.
Ой! Ой! Ой! Ой!
Испугался котик мой.
(В игре используются игрушки “Собачка” и “Котик”).
4. Заболела куколка,
Надо ей поспать.
Заболела куколка,
Начала стонать.
О – О – О – О.
(В игре используется игрушка “Кукла”).
5. Покачайте головой: Ой – Ой – Ой!
Покрутите головой – влево, вправо, вниз: Ой, Ой!
-У-
1. “Куколка заболела”.
Плачет Уленька “Уа”!
Моя куколка больна.
(В игре используется игрушка “Кукла”).
2. “Паровоз мчится”.
Загудел паровоз - У! У! У!
И ребяток повёз: У! У! У!
3. “В лесу”.
Заблудились мы в лесу
И кричим: АУ! АУ!
4. “Позовём утят”
Ути – Ути – Ути!
5. “Позовём голубей”: гули – гули – гули.
-Ы-
1. “Гудок парохода”: Ы – Ы – Ы.
2. “Капризничаем”: ГЫ – ГЫ – ГЫ.
3. “Позовём цыплят”: ЦЫП – ЦЫП – ЦЫП.
-Ф-
1. Ротик к ушкам растяни,
Губку мягко прикуси,
Длинный ветерок пусти!
Ф-ф-ф на выдох говори.
2. Ручки вверх поднимай,
Тихо носиком вдыхай,
Ручки вниз опускай,
Ф – Ф – как ветер напевай.
3. “Ёжик фыркает”:
Ежик по лесу бежал,
И грибочек увидал.
И от радости фырчал:
Ф – Ф – Ф – Ф.
-В-
1. Сильный ветер налетел,
Голосок у нас запел.
Ручку к шейке прижимай,
Голосочек подключай.
В – В – В – В.
2. Начинает вьюга выть,
В – В – В – ребятам говорить.
-П-
1. Открывает рыбка рот,
Да не слышно, что поёт.
П – П – П – П.
(беззвучно размыкают, а затем плотно, но без напряжения, смыкают губы).
2. Воздух в носик надувайся,
П-п-п-п сквозь губы прорывайся!
3. “Сосание из бутылочки”: П – П – П – П.
4. “Поцелуй мамы”: П – П – П – П.
5. “Телефон не отвечает”: ПИП – ПИ – П.
-Б-
1. “Б” легко произнеси,
Голосок свой подключи!
2. Баю – баюшки – баю,
Баю Любоньку мою!
3. “Машина сигналит”
Ехала машина,
И всем кричала.
- “Уйдите с дороги,
- Сигналю для начала”.
БИ – БИ – БИП.
-Т-
1. Губы улыбаются,
И не напрягаются.
В дверку постучим с тобой:
ТОЙ – ТОЙ – ТОЙ.
2. Строим домик для бельчат,
Молоточки стучат:
Т – Т – Т; Т – Т – Т.
3. “Испорченный барабан”:
ТЫ – ТЫ – ТЫ.
4. “Обожгли язычок”: Т – Т – Т.
-Д-
1. Мы построить дом хотим,
Работу язычкам дадим.
Молоточки мы возьмём,
Дружно гвоздики забьём,
Д – легко произнесём.
2. Строим домик для зайчат,
Молоточки стучат:
Т – Д; Т – Д; Т – Д; Т – Д.
3. “Замёрзли дети”: Д – Д – Д.
4. “Барабан барабанит”: Д – Д – Д; Д – Д – Д.
-С-
1. Кран откройся!
Нос, умойся!
Нос, умойся!
Воды не бойся!
С – С – С – С.
Тоненькая струйка льётся,
Тихо песенка поётся
С’ – С’ – С’.
2. Ручеёк в лесу поёт
И детей играть зовёт!
Губы к ушкам растяните.
С’ – С’ – тихонько говорите
И за ручейком бегите!
(Бег “змейкой”, имитируя движения ручейка, произнося звук [С’]).
3. Ручеёк бежал, в реку он попал
И рекою стал …
Река шире ручейка,
Вот такие берега.
Да и песенка другая,
Вот она какая –
“С – С – С”
За рекою мы пойдём,
Песенку её споём!
С – С – С – С.
4. Кто же так поёт –
СА – СА – СА?
Это к нам летит оса.
ОС – ОС – ОС –
Превращаю деток в ос!
В поле летите,
“С” говорите.
(Дети изображают полёт ос).
-З-
1. Вот большой комар летит
И сердито он звенит:
З – З – З.
Большой комар улетел,
Но кто – то, снова зазвенел!
Маленький звенит теплее,
Он, наверное, добрее!
З’ – З’ – З’.
З – З – З – я к вам лечу,
Очень я играть хочу.
Я не буду вас кусать,
В прятки будем мы играть!
-Ц-
1. Будем тихо мы сидеть,
“ТС” тихонько будем петь.
2. Успокой, Буратино, расшумевшихся кукол.
Ц – Ц – Ц – Ц.
Красивая и правильная речь – залог успехов и удач вашего ребёнка в будущем, плюс одно из основных условий успешного обучения.
Перечисленные варианты фонетических упражнений, конечно же, не исчерпывают всего многообразия фонетических игр и заданий. Немного фантазии и ваш ребенок будет развиваться играя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонематический слух – основа правильной речи.
игры на развитие фонематического слуха...
Фонематический слух - основа правильной речи
Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....
Фонематический слух - основа правильной речи.
Памятка для педагогов и родителей....
Фонематический слух-основа правильной речи
семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....
Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"
Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....
Фонематический слух - основа правильной речи
Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...