Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация.» Цель: - закреплять умение слышать и выделять звук [ш] в потоке других звуков;
- закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно: в слоге и слове;
- закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш];
- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- развивать пространственное воображение;
- классифицировать предметы;
- применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.
- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.
Задачи: - развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение);
- развитие творческого потенциала, раскрытие своих уникальных способностей,
формирование коммуникативных навыков; - тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь;
- равноценное развитие и работа левого (мышление, логика);
- правого (творчество, интуиция) полушарий головного мозга - развить межполушарное взаимодействие;
- гармонизация эмоционального состояния, умение расслабляться, получение ресурса (снятие эмоционального напряжения);
- обучить детей приёмам сохранения здоровья:
- восстановления сил;
- развития переключаемости;
- снятия напряжения;
- стимуляции работоспособности и мышления.
Оборудование: - голубое облако;
- желтое солнышко;
- в баночках крупы: рис, перловка, горох, пшено, гречка, макарошки;
- объемные буквы "С", "Ш";
- схематичные рисунки "Наше настроение";
- схематичные рисунки "Основные губные позы";
- картинки артикуляционной гимнастики: хоботок, лягушка, орешек, горка;
- свеча ароматезированная.
Предварительная работа: Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения. Подбор речевого материала, классификация предметов, знакомство со схемами, правила поведения.
Ход занятия.
Организационный момент. Занятие проходит в логопедическом кабинете. Логопед объявляет детям, что на занятии они следят за правильным произношением звуков [с] [ш]. - Дети Вы пришли на логопедическое занятие после занятия в группе и конечно устали. Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого мы вдохнем аромат нашего кабинета. (зажигает свечу "Лаванда")
1. Развитие речевого дыхания. «Приятный запах» Дети по очереди нюхают. На выдохе произносят с выражением удовольствия фразу: «Ах, какой приятный запах» и др. Первоначально детям предлагается предложение. В дальнейшем они в зависимости от речевых возможностей сами придумывают предложения. - Дети Вы знаете, что дыхание может быть лечебным? Сделаем упражнение «Очищающее дыхание» – давайте представим, что мы на полянке, где цветут прекрасные цветы – они снимает напряжение, тревогу и беспокойство, депрессивные состояния, повышает тонус, имеет противовоспалительный эффекты) Дышится легко....ровно....глубоко...
2. «Путешествие по телу» А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь - погладьте и помассируйте! Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти, Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь! Бёдра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. Есть колени и спина, Но она всего одна! Есть у нас на голове уха два и мочки две. Брови, скулы и виски, И глаза, что так близки. Щёки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой Вот что знаем мы с тобой! - Молодцы! Вы сами сейчас сделали себе небольшой само-массаж!
3. Упражнение "Вдох — пауза, выдох — пауза» «Сядьте, выпрямившись, на стул, спину держите прямо. Положите руки на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центp своей груди. Когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох в виде легкой дымки, долетает до дверей комнаты, А когда вдыхаете, то представьте себе, что вдыхаете голубое небо (показываю голубое облако: цветотерапия - голубой цвет. Подумайте как можно назвать голубой цвет, какой он: Спокойный нежный, мягкий, чистый, прозрачный, ласковый, красивый, плавный... ). Можно выдыхать свое беспокойство, недовольство, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость. Вдох — пауза, выдох — пауза» (повторить 3-5 раз). Знайте девочки и мальчики: Исчезает напряжение.... И становится понятно: Расслабление - приятно!
4. А теперь смотрим на облако и делаем зрительную гимнастику (по кругу - 2-3 раза по часовой стрелке, 2-3 раза против часовой и воздушные восьмёрки – в разные стороны). Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем.... Все чудесно расслабляется. Дышится легко...ровно...глубоко.... Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз. Теперь из-за облаков выглянуло солнышко (показываю: цветотерапия – желтый цвет. Подумайте как можно назвать желтый цвет, какой он: яркий, радостный, красивый, солнечный,теплый, светлый ,лучезарный, веселый, ласковый.... ) – мы встали, с удовольствием на него посмотрели и потянулись к нему руками… Отдохнули?
5. Физкультурная минутка. Игра на понимание пространственных наречий «Команды» (Я буду отдавать команды, а вы их выполняете) Все встаньте. Даша подними руки вверх. Лева отведи в стороны. Опусти вниз. Маша повернись вправо, Илюша влево, Леша кругом. Ульяна укажи на соседа слева. Ваня укажи на соседа справа. Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? Сели.
6. Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара» Цель: расслабление мышц шеи. а) Логопед - «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза. Любопытная Варвара Смотрит влево … Смотрит вправо... А потом опять вперед — Тут немного отдохнет. Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на». Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.
б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно — Расслабление приятно! Шея не напряжена И рас-слаб-ле-на». в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза. А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно — Расслабление приятно! Шея не напряжена И рас-слаб-ле-на».
Исчезает напряжение.... И становится понятно: Расслабление - приятно!
7. А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти. Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.
Сделаем упражнение для губ «Хоботок» (использую картинку "Слон") Подражаю я слону, губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю, и на место возвращаю Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны (губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).
Следующее упражнение «Лягушки» (показ картинки "Лягушка"), когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем. Свои губы, прямо к ушкам, растяну я, как лягушка потяну – перестану, и нисколько не устану! Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….
А теперь упражнение «Орешек» Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало? Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём. Губы чуть приоткрываются…. Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся…. А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» - (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я! С языком случилось что-то: он толкает зубы! Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы! Он на место возвращается И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Последнее упражнение: «Горка» – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем) Спинка языка у нас станет горочкой сейчас! Я растаять ей велю – напряженье не люблю! Язык на место возвращается И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
Игра - упражнения для формирования движения губ Ребенок должен научиться правильно делать две основные губные позы: 1) широкую улыбку, которая необходима для произнесения звуков [ И ] , [ Э ] , [ С ] , [ С'] , [ З ] , [ З ] , [ Ц ] 2) трубочку — вытягивание губ вперед, необходимую для правильного артикулирования звуков [ О ] , [ У ] , [ Ш ] , [ Ж ] , [ Ч ] , [ Щ ]. Упражнение “улыбка”: удерживаем губы в улыбке, зубы не показываем.
Тянем губы прямо к ушкам! Потяну и перестану. И нисколько не устану! Губы не напряжены И рассл-а-бле-ны...
просыпаемся с утра, улыбаемся всегда! |
|
|
Упражнение “трубочка”: вытягиваем губы в трубочку сделал трубочкой я губы вытянул как у слона |
|
Предлагаю тебе сделать гимнастику для губ, произнося пары звуков. Очень внимательно слушай и выполняй: Улыбнись и протяни звук и-и-и |
| сделай губы трубочкой и потяни у-у-у |
|
А теперь чередуем звуки и-у, и-у, и-у:
8. А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие). Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки. Показали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?
9. Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи букву и определи крупу" - в баночках разная крупа (горох, перловка, гречка, рис, пшено, макарошки) - там спрятаны буквы. Задание: на ощупь, с закрытыми (завязанными) глазами ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это крупа и если сможете узнать какая это буква (назвать чисто, правильно "С", "Ш"). Данный вид упражнений полезен для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии.
10. И последними мы сделаем с вами кинезиологические упражнения, иначе называемые «гимнастикой мозга», которые помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение , раздражение и улучшат ваши знания! 11) «Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно. Ладошки вверх, Ладошки вниз, А теперь их на бочок И зажали в кулачок.
12) «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
13) «Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении. Две весёлые лягушки Ни минутки не сидят Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят.
14) «Лезгинка» - левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой обхватить большой палец (в кулак). После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений. Кисть мы в кулачок сжимаем, А другую разжимаем А потом их поменяем И лезгинку начинаем.)
15) "Повторяй не зевай" Смотреть на пальцы логопеда и повторять за ней (положение пальцев) Знайте девочки и мальчики: Исчезает напряжение.... И становится понятно: Расслабление - приятно!
16) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно. Что бы четко говорить, Надо с пальцами дружить 17) Послушайте. что мы еще с вами выучим постепенно на наших занятиях. что бы было всем понятно. как мы с вами говорим: Мы спокойны всегда! Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо! Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях! Каждый день- всегда, везде, На занятиях, в игре, Ясно, четко говорим, Потому что не спешим! Паузы мы соблюдаем! И звук ударный выделяем! И легко нам говорить! И не хочется спешить! Так спокойно, так приятно Говорим - и всем понятно!
Итог занятия. Вы прекрасно потрудились, отдохнули и восстановились. Если Ваши родители скажут, что они устали, то Вы теперь сможете помочь родителям расслабится и восстановить силы Как мы сейчас с Вами!!!!
Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!!!
|