Формирование и совершенствование мелкой моторики
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук.
В многочисленных исследованиях накоплено достаточно данных о последовательности и времени возникновения различных движений рук. До начала второго месяца жизни ребенок все время держит пальцы сжатыми в кулачки, и если кто-нибудь из взрослых вкладывает ему в руку палец, он еще сильнее сжимает кулачок (так называемый «рефлекс схватывания»). Медленно, в течение всего второго месяца пальцы ребенка понемногу разгибаются, и в начале третьего месяца они уже разогнуты. Если ребенку в ручку вкладывают какой-нибудь предмет, он его схватывает и крепко держит, рассматривая несколько минут. Он начинает координировать зрение с тактильным чувством (ощущением). На четвертом месяце жизни ребенка сильно начинают занимать кисти его рук. Он ими почти все время двигает, в особенности, если поблизости имеется какой-либо предмет, который бы он хотел взять в руки. Протягивая к находящейся сбоку игрушке обе руки, ребенок сначала касается ее и захватывает одной рукой. Неподкрепляемой движение другой руки постепенно затормаживается, и она все слабее участвует в захватывании предмета, а затем и вовсе не включается. Ребенок научается пользоваться только одной, в дальнейшем ведущей рукой. Таким образом, начинается процесс отдифференцирования движений одной руки от другой. На девятом месяце дети уже умеют двигать большим пальцем. Ребенку удается схватывать предметы и держать их между большим и другими пальцами. Он дотрагивается до предметов указательным пальцем, а в скором времени сможет этим пальцем указывать на что-нибудь. Способность пользоваться каждым пальцем в отдельности и координировать их представляет собой большое достижение по сравнению с тем периодом, когда ребенок бесцельно двигал сжатыми кулачками. На десятом месяце жизни появляется умение противопоставлять большой палец указательному. Эта способность является одним из самых значительных завоеваний человека, позволяющим пользоваться руками как при общении с предметами, так и для письма. От шестого месяца, когда движения рук ребенка были еще неловкими, и до десятого месяца, когда ребенку удается при помощи ловкого движения взять мелкий предмет большим и указательным пальцами, произошел колоссальный процесс с точки зрения нервной координации. К восемнадцатому месяцу ребенок может перелистывать две-три страницы в книге и уже сам пытается есть ложкой. В два с половиной года расстегивает пуговицы и сам раздевается. При рисовании держит карандаш как взрослый.
Игры на развитие силы и ловкости пальцев рук c использованием прищепок.
«Сушим платочки». На веревку (разной длины и толщины) повесить с помощью прищепок одного размера платочки из ткани (разного цвета и размера). Можно усложнить игру инструкцией «Вешай платочки, чередуя их цвет или размер».
«Ленточки». Ребенку предлагается повесить ленточки на веревку (разной длины и толщины) – за самый край! Ленточки при этом должны быть разной ширины и цвета. Можно вешать с помощью прищепок шнурки, бумажные флажки и даже небольшие мягкие игрушки, меняя при этом размер прищепок и толщину веревки.
Конструирование различных предметов при помощи прищепок
Фигурки из картона
Зайчик
Мерзнет зайчик на опушке,
Спрятал лапки, спрятал ушки.
Зайка, зайка, не дрожи,
Лапки, ушки покажи.
Ёжик
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники модульного оригами
Главная цель проекта - широко использовать конструирование из бумаги для гармоничного и всестороннего развития детей, их взаимоотношений. Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие де...
Сенсорное развитие ребенка и его влияние на совершенствование мелкой моторики рук.
Сенсорное развитие - это первое знание ребенка об окружающем мире, так как сначало он познает цвет, форму ,величину, а потом все остальное....
Статья на тему:"Особенности развития и способы совершенствования мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольц...
Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами
«Мои педагогические исследования»Тема:«Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники оригами» 1.Введение...
Консультация для родителей "Формирование и совершенствование мелкой моторики в повседневной жизни малышей"
Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и вообра...
«Формирование и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук на занятиях по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования»
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития мелкой моторики рук ребенка, а именно, движения руки человека фо...
"ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ с ОВЗ"
Консультация для родителей детей с ОВЗ на тему: "Формирование и совершенствование мелкой мотрики в повседневной жизни детей с ОВЗ"....