Презентация: Показатели, механизмы средства социализации на возрастных этапах онтогенеза
презентация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Показатели, механизмы средства социализации на возрастных этапах онтогенеза | 744.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социализация - это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации. Процесс , в данном случае, -это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек. Когда какой-то процесс рассматривается со стороны предметов, орудий, операций, результатов, он называется механизмом - в данном случае механизмом социализации.
Существуют различные подходы к выделению этапов социализации. В 1920-е гг. выделяли этапы, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка. В 1970-е гг. Д.Б. Эльконин (1904—1984) предложил возрастную периодизацию развития психики, основанную на смене ведущих деятельностей: дошкольники — игра; младшие школьники — обучение; подростки — интимное личное общение; юноши — учебно-профессиональная деятельность . В 1980-е гг. А.В. Петровский выдвинул концепцию возрастной периодизации развития личности, определяемую типом деятельностно -опосредованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами.
Наиболее интенсивный процесс социализации проходит в детский период, затем он уже не имеет таких ярких проявлений в жизнедеятельности человека (смена сферы деятельности, места работы, места жительства…). Существуют возрастные периодизации, разработанные Д.Б. Элькониным , В.И. Слободичковым , А.В. Мудриком, Л. Кольбергом и многими другими.
Этапы: 1) младенчество (до 3 лет, основной вид деятельности — общение , институт — семья ); 2 ) детство (3-6 лет, игра, семья, дошкольные учреждения, телевидение); 3) отрочество (7-13 лет, учеба, школа, семья); 4) юность (14-20 лет, образование, досуг, общение; товарищеское окружение, отчасти семья); 5) зрелая личность (20-40 лет, высокая активность, раскрытие потенциала, создание семьи); 6) пред пенсионный (40-60 лет, семейно-бытовая, профессионально-досуговая виды деятельности); 7) пенсионный (60 лет и более, отказ от активной трудовой деятельности, семья).
Процесс социализации личности состоит из трех основных фаз: В первой фазе происходит социальная адаптация индивида, т. е., осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, "потерять" на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персонализации. Для личностного процесса это индивидуализация. Для социально-педагогического процесса это обособление (социальная автономизация). В третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху.
Первый период социальной адаптации начинается от рождения и продолжается до 1 года . Второй период социальной адаптации (1-3 года ) . В третий период (3-5 лет) ребенок приобретает собственное "Я". Следующий период (6-10 лет) связан не только с идентификацией (отождествление человека с другими людьми), но и с активным познанием мира. Период 10-13 лет характеризуется установлением крепких дружеских связей, поиском коллективных интересов и целей. В подростковом возрасте начинается интенсивный процесс социальной автономизации .
Основные ступени социализации человека : идентификация ; индивидуализация ; персонализация. Наряду с индивидуализацией существует и деиндивидуализация – утрата самосознания и боязнь оценки со стороны социального окружения. В процессе социализации происходит персонализация — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский). Имеет место и деперсонализация — как следствие отчуждения продукта труда от его создателя или присвоения плодов чужого труда (например, отделение архитектора от результатов его деятельности ). Каждый возрастной этап имеет свои возможности и особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.
В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....
презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....
Презентация доклада для родителей на тему: «Общение как средство социализации детей в обществе»
Презентация доклада для родителей на тему:«Общение как средство социализации детей в обществе»...
Развитие навыков диалогической речи у детей с ОВЗ как показатель успешности их социализации.
статья о необходимости развития диалогической речи у дошкольников...
Презентация "Игра - как средство социализации детей дошкольного возраста"
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание буду...
Презентация: "ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ВОЗРАСТНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Рекомендации, технологии использования. Этапы организации волонтёрской деятельности.
Статья о реализации волонтерской деятельности в ДОУ. Содержит информацию об этапах организации деятельности, опыт работы ДОУ....