Волшебные игры. Приёмы активизации речевой деятельности у не говорящих детей.
методическая разработка по логопедии
Основными целями логопедической работы с не говорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона.
Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_igry.doklad.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»
Волшебные игры.
Приёмы активизации речевой деятельности у не говорящих детей.
Учитель- логопед Алескерова Светлана Николаевна
г .Троицк 2019 г
В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.
В головном мозге существуют речевые зоны: задние отделы нижней лобной извилины; височные извилины; нижняя теменная область; а также зона, расположенная на стыке теменной, височной и затылочной областей левого, доминантного по речи полушария (В. М. Шкловский, Т. Г. Визель). Без связи между речевыми областями мозга речь развиваться не будет.
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, не сформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на начальных этапах работы с не говорящими детьми цели и задачи её будут сходными, не зависимо от механизмов речевого нарушения.
Основными целями логопедической работы с не говорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона.
Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребёнка.
Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:
1. Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Экспрессия педагога на каждом из этапов занятия с безречевым ребёнком способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство.
3. Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников и речевому подражанию .
4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков.
5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного, и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение. 7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.
8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
9. Развитие мелкой моторики.
Реализация задач логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств:
- Игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции;
- Игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоционально-личностную сферу;
- Игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех уровнях (от мотивационно-побудительного до исполнительного);
- Развития мелкой моторики;
- Использование психосоматической гимнастики и ритмики в логопедической работе с неговорящими детьми.
Большинство неговорящих детей имеют особенности эмоционально-личностной сферы: чрезмерную утомляемость, сочетающуюся с повышенной возбудимостью; непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, склонность к неврозам. Одним из методов коррекционной работы с целью психофизической разрядки является психосоматическая гимнастика, которая опосредованно способствует речевому развитию ребёнка. Психогимнастические упражнения способствуют развитию психических функций (внимания, памяти, воображения), нормализации мышечного тонуса. Чередование мышечного расслабления и напряжения в упражнениях влияет на нормализацию процессов корковой нейродинамики.
Игра «Часы» Задачи: стимуляция звуковых жестов «бом-бом», «тик-так»; чередование мышечного расслабления и напряжения; накопление пассивного словаря.
Ход игры. Взрослый, покачиваясь из стороны в сторону, произносит: «бом-бом: вот как бьют волшебные часы. Сейчас давайте превратимся в большие волшебные часы. Дети стараются повторить. Взрослый: «А теперь покажем, как ходят стрелки волшебных часов: тик-так, тик-так». Руки детей, согнутые в локтях, движутся попеременно в разные стороны. Основная цель — частое воспроизведение звукового жеста детьми.
Упражнение «Звуки и движения»
Задачи: активизация речевого подражания, формирование умения выстраивать ритмический ряд на основе координации движений и фонации. Ход упражнения. Взрослый демонстрирует ребёнку движения руками, побуждая к совместным действиям и произнесению. Руки в стороны- «А», приставление ладоней к углам рта — «У», ноги в стороны — «И», руки «в замок» над головой — «О»
Игра «Мыльные пузыри».
Задачи: формирование артикуляционных навыков, преодоление явлений артикуляционной апраксии.
Ход игры. Ребёнок лопает мыльные пузыри, пускаемые над столом, сопровождая действие произнесением звуков: «б», «п». На физическом уровне речь — это разновидность движения, и осуществляется по тем же законам, что и любое другое движение. При несоблюдении этих законов речевое движение, как и всякое иное, нарушается. Движения совершаются не какой-то одной частью тела, а всегда — почти всем телом. В произношении участвуют не только мышцы органов речи, но и другие мышцы тела. В речи участвуют мышцы груди, плечевого пояса, шеи. С их помощью повышается и понижается, усиливается и ослабляется голос, возникают различные способы резонирования. В речи участвуют мимические мышцы лица, и наконец,- органы артикуляции, которые завершают общую работу. Попробуйте застыть неподвижно и говорить одним ртом (скорее всего, вы при этом утратите способность связно мыслить).
Помочь ребёнку заговорить может игра с маленьким мячом, умещающимся в ладошку. Перекладывая мяч, из одной ладони в другую при этом проговаривая сначала звуки М-----А и др. Затем слоги ВО- ДА, СО-ВА и др.
К числу инновационных технологий можно отнести и приёмы танцевальной терапии. Например, в упражнении «Огонь-лёд».
Задачи: развитие слухового внимания, активизация слов.
Ход упражнения. По команде взрослого: «Огонь!»- стоящие в кругу дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лёд!» — дети застывают в позе, в которой их застала команда.
Сенсомоторное воспитание в коррекционно-логопедической работе с неговорящими детьми.
Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения. Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию. Сенсорное воспитание — основа лексической работы и личностного развития; включения максимального количества сохранных анализаторов способствует появлению слова в активной речи.
Для развития тактильной чувствительности «Разные животные»
Взрослый касается различных частей тела ребёнка игрушками: мягкой кошкой, колючим ежом, мокрым китом. Ребёнок отгадывает, кто к нему прикоснулся.
Кинестетическое восприятие «Сухой бассейн»
Взрослый демонстрирует ребёнку игрушки. «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки, найди их». Ребёнок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать её.
Зрительное восприятие «Цвета»
Ребёнку выдаётся набор цветных прямоугольников и картинок. Ребёнок раскладывает картинки, соотнося их по цвету
Слуховое восприятие «Шумящие коробочки»
Взрослый предлагает по звуку угадать, чем заполнены коробочки: кофе, монеты, камни, бобы и т. д.
«Покричи в банку»
Взрослый продуцирует в стеклянные банки гласные звуки, стимулируя ребёнка к повторению этого действия. Варианты: пузырьки и бутылочки с горлышками разного диаметра.
Активизация речевой активности, речевого подражания, приёмы стимуляции появления первых слов
Игра «Выжимаем губки»
Проводится с целью сформировать навык речевого подражания, стимулировать звукоподражания «кап-кап». Взрослый ставит на стол две тарелки в одной вода, а в другой нет. Раскладывает губки разных цветов и опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом «кап-кап».
Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки»
Взрослый предлагает ребёнку изготовить крупные бусы для бабы, мелкие для мамы. Ребёнку задаются вопросы, стимулируя его к сопряжённому или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» — «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» — «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» — «Мама». «Кто подарит бусы?» — «Я».
Игра «Волшебный шкафчик»
Для игры понадобиться маленький шкафчик с большим количеством ящиков. На глазах ребёнка взрослый прячет в один из ящиков маленькую игрушку или предмет. Ребёнку предлагается вспомнить, в какой ящик спрятан предмет, достать его и назвать
При формировании лексикона у неговорящих детей следует учитывать следующие принципы:
- Словарь ребёнка развивается параллельно с развитием мыслительных операций, на их основе.
- Многократное повторение нового слова
- Формирование лексического строя происходит на каждом занятии и в свободной деятельности.
Формирование предпосылок развития слоговой структуры слов.
Основной формой работы по формированию слоговой структуры слова является сопряжённое, отражённое или самостоятельное называние предметных картинок. Интересны упражнения для неговорящих детей с использованием двигательных опор.
1. Называние картинок с одновременным сдавливанием пальцев прищепкой. 2. Проговаривание слов по слогам с одновременным хлопком на каждый слог.
3. Произнесение слов по слогам с одновременным выкладыванием дорожек из мелких предметов (камешки).
4. Игра «Пальчики здороваются». Произнесение слогов на соприкосновение пальцев.
Играем в мячик. Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик малышу со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте, когда будете катать мячик: «Кати мячик, кати!». Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.
«Будильник». Это упражнение обычно нравится детям. Перед выполнением желательно убедиться, что ребенок примерно представляет себе, что такое часы. Скажите, что сейчас вы превратите малыша в будильник, и «заведите» его: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке, животу, головке или спинке, приговаривая: «тик-так», «тик-так». Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз». Потом предложите малышу, чтобы будильником были вы, а он должен завести вас. Поначалу помогайте ребенку произносить нужные слова и звуки, чем чаще повторять игру, тем быстрее он запомнит эти звукоподражания.
«Поезд». Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все, что видите: «вот стиральная машина, а вот кухня, сейчас поедем за игрушками в детскую» и т. д.
«Говорящий мячик» Возьмите небольшой мячик, который помещается в ладошку, его можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще мягко массировать детские ручки. Перекладывайте мячик из руки в руку и произносите сначала звуки (лучше начинать с гласных и звонких согласных), а потом, по мере освоения ребенком упражнения, и слоги: КИ-СА, МА-МА, БА-БА, ДЕ-ДА и т. д.
«Буль-буль» Приготовьте большую миску с водой, цветные мелкие камешки, бусины, пуговицы, ракушки и пр. Бросайте вместе с малышом предметы в воду, повторяя на каждый бросок: «буль», «бултых».
«Шарик» Для игры нужен маленький легкий мячик или обычный воздушный шарик (без гелия, иначе он сразу улетит). Его нужно подбрасывать вверх, приговаривая: «Ух! Ух! Ух!».
«Цап-цап» Посадите ребенка за стол так, чтобы его локти опирались на стол. На расстоянии, примерно соответствующем длине предплечья, положите мелкие предметы вроде бусин или пуговиц. Рядом поставьте коробочку. Теперь ребенок, не отрывая локтя, должен взять предмет пальцами со словом «Цап-цап» и перенести его в коробку со звуком «Бах!». Кстати, можно устроить соревнование, когда малыш, хорошо, освоит игру.
Помните, что с первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова. Занимаясь, каждый день по 10-15 минут, вы обязательно добьетесь успеха, и малыш порадует вас первыми словами!
Литература: Битова А.Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями начальные этапы работы: научно-практический сборник / А.Л. Битова. – М.: Центр лечебной педагогики, 1999.
Грибова О.Е. Что делать если ваш ребенок не говорит / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004
Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий / М.И. Лынская. – М.: ЛОГОМАГ, 2015.
Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий / под ред. С.Н. Шаховской. – М.: Парадигма, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Активизация речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, посредством нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики"
В материале представлен проект по активизации речевой деятельности у детей с ОНР, посредством использования нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики....
Приёмы активизации речевой деятельности у неговорящих детей
Данный материал раскрывает основные задачи по активизации речевой деятельности и их реализацию в коррекционной работе с неговорящими детьми....
«Круги Луллия» как универсальный приём активизации речевой и мыслительной деятельности воспитанников с речевыми нарушениями»
Универсальное пособие "Круги Луллия" изготовленно в соответствии с технологией "ТРИЗ" Г.С.Альтшуллера и направлено на развитие не только мыслительной, но и речевой деятельнос...
Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осущест...
Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
Воспитание гуманной, социально- активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступко...
Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
Природа играет огромную роль в развитии ребенка и привлекает его внимание независимо от него включает его в процес наблюдения....
Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой
ВведениеОзнакомление детей с природой — это важная составляющая их воспитания и образования. Природа не только является источником знаний о окружающем мире, но и способствует развитию умственной...