Мастер-класс для педагогов ДОУ
опыты и эксперименты по логопедии

Килина Екатерина Константиновна

мастер класс на тему "Логоритмика". 

Цель мастер-класса: познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо-моторной координации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_master-klass.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 27

«Детский сад комбинированного вида»

Мастер-класс по логоритмике

«Разноцветные сны»

Учитель-логопед:

Килина Е.К.

2019г.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Участники: воспитатели.

Цель мастер-класса: познакомить участников с опытом использования упражнений, направленных на развитие у детей ритмического чувства и слухо-моторной координации.

Задачи:

  • познакомить участников мастер-класса с методами и приемами, применяемыми в НОД и во всех других режимных моментах с использованием логоритмики;
  • показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников;
  • создать условия для обретения большинством педагогов собственного профессионального стиля при работе с детьми.

Ход мастер-класса:

  • вводное слово по теме «Что такое логоритмика?»
  • практическое занятие с педагогами.

Содержание:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я представлю вашему вниманию мастер-класс на тему «Логоритмика». Но сначала вспомним, что такое ЛОГОРИТМИКА и где можно ее применять.

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. По мнению известного швейцарского педагога, основателя ритмической гимнастики Э.Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. В основе человеческого восприятия и организации движений тоже лежат различные ритмические структуры. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения.

В арсенале воспитателей и музыкальных руководителей имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, скороговорки, потешки, игры пальчиковой гимнастики). Однако этой работе уделяется недостаточно внимания, так как взрослые не всегда осознают, какие возможности открывает перед ребенком развитое чувство ритма. Например, многие не знают, что проводимая на занятиях динамическая пауза воздействует на нейродинамику коры головного мозга благодаря импульсации, идущей от ритмических двигательных сокращений рук, шеи и туловища.

Работая с детьми, мы замечаем, что некоторые из них переставляют или заменяют в словах слоги. Ребенок может путать слова в стихотворении и с трудом его запоминает. Иногда у него не получается правильно повторить ряд танцевальных движений. Сложности разные, а причина одна — неразвитое или нарушенное чувство ритма.

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. Ее основатель В.А. Гринер описывала суть логоритмики так: «В двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом». Сегодня под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движением), направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

А сейчас я предлагаю некоторые упражнения, способствующие развитию чувства ритма. Они могут быть использованы как в НОД, так и во всех режимных моментах в течение дня.

Такими упражнениями являются:
— сопровождение стихотворного текста ритмическими движениями, способствующими формированию двигательной кинестезии и лучшему усвоению произведения;
— проговаривание скороговорок в сопровождении ритмичных хлопков в парах. Это создает благоприятный эмоциональный фон и способствует развитию речедвигательных навыков;

- дыхательные упражнения с использованием дыхательного тренажера для развития правильного дыхания, силы и направления воздушной струи.

- Приглашаю 6 участников, которые на время мастер-класса станут детьми-дошкольниками.

Все в нашем мире имеет свой порядок. Бегут друг за другом дни, недели, года, лето сменяет зиму, а день сменяет ночь. И когда она спускается на землю, все вокруг замирает, преображается, происходят чудеса. Мы закрываем глаза, чтобы увидеть...

Дети: …сны!

- Да, эти волшебные превращения мы называем сном.

Какие бывают сны?

Дети: Разноцветные, грустные, веселые, волшебные, красивые.

- Хотите узнать, что кому может сниться. Я расскажу не просто так, а с помощью стихотворения  В. Ланцетти. Возьмитесь за руки, встаньте в круг и закройте глаза.

НЕ СПИТСЯ КОЛЮЧКЕ

Снится сирени — сиреневый сон.
Снится малине — малиновый сон.
Рябине — рябиновый снится.
И только колючке не спится,

Колючка боится, что сон ей приснится
Колючий — колючий, как спица.

Ночью все нуждается в отдыхе. И птицы, и звери и даже цветы. Возьмите  дыхательный тренажер с букетом цветов. Сначала почувствуйте аромат всего букета. Для этого надо сделать один длинный глубокий вдох носом, понюхав одновременно все цветы. Делаем длинный выдох ртом.

Теперь надо понюхать каждый цветок отдельно. Делаем короткий вдох носом над каждым цветком. Выдыхаем через рот.

Следующее упражнение. Выставить цветочную поляну. Задача ребенка – сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.

Итог: эти упражнения тренируют силу, направление и длительность воздушной струи, способствуют развитию умения рационально расходовать оптимальный запас воздуха.

- Звуки затихли, разноцветные сны пробежали перед нами.

Каких только небылиц не привидится во сне! Вот как описала одно сновидение поэт Юнна Мориц.

Педагог читает детям стихотворение Юнны Мориц «Хохотальная путаница».

- Давайте расскажем его, сопровождая ритмичными движениями.

Текст

Ритмический рисунок

С мармеладом в бороде

Имитация «бороды»

К своему папаше

«Пружинки» влево и вправо, руки в кулаках на поясе

Плыл медведь в сковороде

Имитация движений при плавании

По кудрявой каше!

Правая нога вперед на пяточку, затем подъем колена и ставим ногу на место. То же на левую ногу

Над землей арбуз летит,

Поочередный подъем рук вверх,

скрещенный взмах над головой, пружинка

Он чирикает, свистит:

Руки на пояс, ноги поочередно назад на носок

«Я — горчица, я — лимон!

Приставные шаги с акцентом на ударении

Я закрылся на ремонт!»

Присесть — руки крест-накрест, встать — руки в стороны

Ям-тирьям-тирьям в коляске

Хлопок на каждое слово «веером»

Две усатых Свистопляски

«Пружинки» влево и вправо

Босиком, бегом-бегом

Бег на месте

Ловят ветер сапогом!

Правая нога вперед на пяточку, затем подъем колена и ставим ногу на место. То же на левую ногу

По реке бежит буфет,

Поочередный подъем рук вверх, скрещенный взмах над головой, пружинка

В нем лежит Большой Секрет,

Руки на пояс, ноги поочередно назад на носок

Он снимается в кино,

Приставные шаги с акцентом на ударении

Всем понравится оно!

Присесть — руки крест-накрест, встать — руки в стороны

Итог: сопровождение стихотворного текста ритмическими движениями способствует лучшему усвоению произведения и развивает умение координировать речь с движением.

Все вокруг спит. И только из одного окна доносятся звуки. Давайте подойдем ближе и посмотрим, что это может быть. (Звучит фонограмма ветра.) Ой! Ветер распахнул окно, и из него вылетел листочек. Что это? Какое-то стихотворение. Только оно и не похоже на простое стихотворение. Да это же скороговорка. Хотите узнать, какой сон снится Греке?

Прошу «разбиться» на пары, стать лицом к лицу и приготовить свои ладошки. Чтобы быстрее выучить скороговорку, мы будем прохлопывать ее ритм.

 Задание для первой пары: положите ладони так, чтобы каждый из вас мог хлопнуть по ладони товарища. Вы по очереди проговариваете скороговорку, делая хлопок на каждое слово.

Задание для второй пары: один из участников хлопает, задавая ритм, а другой проговаривает скороговорку. Задание можно усложнить после того, как вы выучите скороговорку, то есть, можно увеличивать или замедлять темп хлопков.

Задание для третей пары: один из участников хлопает под чтение скороговорки другим участником.

Итак, приступаем.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в речке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Итог: ритмичные хлопки при проговаривании скороговорки способствуют развитию речедвигательных навыков и создают благоприятный эмоциональный фон.

- Скажите, пожалуйста, какой паре было легче рассказывать скороговорку? Почему?

- Мы с вами отправляли бабочек собирать нектар, побывали во сне-небылице, разучили скороговорку и узнали, что снится Греке, рассказали свои сны. Что интересного и нового узнали? Что вызвало затруднение? Какое настроение после занятия?

Благодарю Вас за то, что так старательно выполняли все задания.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла

В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»

       Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу

Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.

повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"

Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...