Словесные игры для детей дошкольного возраста
картотека по логопедии (средняя, старшая группа)

Литвинова Ирина Сергеевна

Как известно, результативнее всего обучение и развитие детей происходит в игре. Детские словесные игры способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления,обогащению словарного запаса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovesnye_igry.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Программное содержание: словесные игры построены на словах и действиях играющих.

В  средних группах игры со словом направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения и активизацию словаря, развитие правильной  ориентировки в пространстве.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей( старшая группа)

  1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.
  2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.
  3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки. В название которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.
  4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезанной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

5.«Волшебная ромашка». Па каждом лепестке ромашки
нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок,
«открывая» лепестки, называет соответствующие картинки

  1. «Загадочный сундучок». В красиво оформлен ном сундучке разложены игрушки, в названии, которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берег игрушку, угадывает ее и называет.
  2. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок но просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их,
  3. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называя прямой слог с заданный звуком, а ребенок, возвратам мяч, называет обратный слог с этим же звуком.
  4. «Найди свою пару». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары гак, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого - с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою картинку.

10.«Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которые прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне изображены картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается, логопед произносит: «Листья надают, летяг, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.

Что растет на нашей грядке

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп для приправы и для проб.

Есть редиска и салат - наша грядка просто клад...

Если слушал ты внимательно, - запомнил обязательно,

Отвечай-ка по порядку: что растет на нашей грядке?

Е. Коркина

«ТЫ В ЛЕСУ»

Цель: учатся по голосу определять – узнавать друг друга.

Ход игры: водящий в кругу. Дети ходят по кругу:

Леня, ты сейчас в лесу

Мы зовем тебя – Ау!

Ну-ка глазки закрывай

Не робей!

Кто зовет, тебя, узнай

Поскорей!

Кто-либо называет его по имени. Водящий должен угадать, кто его позвал.

Если угадал, тот становится водящим.

«ЖУКИ»

Цель: автоматизация звука Ж в связном тексте.

Ход игры: дети («жуки») сидят в своих домиках (на стульях) и говорят:

Я жук, я жук,

Я тут живу,

Жужжу, жужжу:

Ж-ж-ж-ж.

По сигналу воспитателя жуки летят на поляну. Там они лежат, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж .. По сигналу «Дождь» жуки летят в домики.

«КУРОЧКА-ХОХЛАТКА»

Цель: учить детей понимать действия, указанные в тексте.

Ход игры: воспитатель изображает курицу, дети – цыплят, один из них – кошку. Воспитатель приговаривает:

Вышла курочка-хохлатка,

С нею желтые цыплятки.

Квохчет курочка: «Ко-ко!

Не ходите далеко.

На скамейке у дорожки

Улеглась и дремлет кошка,

Кошка глазки открывает

И цыпляток догоняет».

При последних словах кошка открывает глаза и бросается ловить курицу и цыплят.  

«ВОРОБУШКИ»

Цель: автоматизация звука Ч в звукоподражании.

Ход игры: дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и спят.

На слова воспитателя:

В гнезде воробушки живут

И утром рано все встают

Дети раскрывают глаза, громко поют:

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик!

Так весело поют (заканчивает воспитатель).

После этих слов дети разбегаются по комнате. На слова воспитателя «В гнездышко полетели!», возвращаются на свои места.

«ДОЖДИК»

Цель: развитие ритмичной и выразительной речи, координации движений и  ориентировки в пространстве.

Ход игры: стулья расставлены по кругу, на один меньше, чем играющих детей. Дети ходят в середине кругу и говорят хором:

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь!

После слов «погулять нам не даешь» дети бегут к стульчикам. Кому стульчика не хватило, тот и проиграл.

Игра повторяется несколько раз.

«ЭХО»

Цель: активизация мышц губ и нижней   челюсти. Развитие силы голоса.

 Ход игры: Воспитатель распределяет детей на две группы, одна группа говорит:

Мы в лес пойдем,

Грибов найдем,

Ребят мы громко позовем: «Ау! Ау! Ау!»

Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается.

Вторая группа после этого говорит очень тихо: «Ау, ау, ау!».

Потом дети меняются ролями.

«ДОЖДИК»

Цель: автоматизация звука К в словах и тексте.

Ход игры: дети сидят на стульях. Воспитатель говорит:

«Пошли мы гулять, и вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали?

Вспомним стихотворение:

Капля раз, капля два,

Капля медленно сперва –

Кап – кап  -кап – кап.

(Дети сопровождают эти слова медленными хлопками).

Стали капли поспевать,

Капля каплю подгонять –

Кап – кап  -кап – кап.

(Хлопки учащаются)

Зонтик поскорей раскроем,

От дождя себя укроем.

(Дети поднимают руки над головой, имитируя зонтик).

«МЫ ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА»

Цель: учить детей понимать и выполнять движения, указанные  в тексте.

Ход игры: дети стоят у стены. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне комнаты так же проводится черта. Сбоку, примерно на середине между двумя линиями, находится водящий. Дети говорят хором:

Мы веселые ребята,

Любим, бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать,

Раз, два, три – лови! –

и перебегают на другую сторону площадки, а водящий их догоняет. Тот, до кого водящий дотронулся прежде, чем он перешагнул через черту, считается пойманным и садится возле водящего. Через 2-3 раза выбирают  нового водящего.

«В ЛЕСУ»

Цель:   развитие артикуляционной моторики, активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.

Ход игры: в кругу детей стоят мальчик и девочка. У них в руках корзиночки для ягод. Все дети ходят по кругу и говорят:

Летом Вова и Марина

В лес ходили за малиной.

Они кричали в лесу…

После этих слов девочка и мальчик сначала по очереди, а потом вместе громко говорят: «Ау!»

Потом выбирается другая пара, и игра повторяется.

«ЛОШАДКА»

Цель:  развитие артикуляционной моторики (активизация кончика языка).

Ход игры: дети строятся в колонну, они лошадки. По сигналу воспитателя «Поехали» дети идут друг за другом и цокают языком, подражая топоту копыт лошадей. По сигналу «Стоп»  лошадки останавливаются. Воспитатель: «А теперь проверим, чья лошадка лучше умеет цокать копытами». Воспитатель берет двух детей, и они, прищелкивая языком, идут навстречу друг другу. Остальные слушают. Так, чередуясь, проходят все дети.

Надо следить, чтобы дети щелкали кончиком языка за верхними зубами. Кончик языка надо поднимать прямо, не поворачивая его.

«ЛЯГУШКА»

Цель: развитие речевого слуха (узнать товарища по голосу).

Ход игры: дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри кругу и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

«КТО ЛЕТИТ (БЕЖИТ, ИДЕТ, ПРЫГАЕТ)?

Цель: Развитие речевого слуха. Накопление и уточнение  слов, обозначающих предмет и действия предметов.

Ход игры: Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, бабочка летит, ворона летит и т .д., а  вы каждый раз поднимайте руки. Но внимательно слушайте, что я говорю: я могу сказать и неправильно, например кошка летит, тогда руки поднимать нельзя». В конце игры воспитатель называет более внимательных.

В начале  игры воспитатель говорит медленно, останавливаясь после каждой фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и можно водящему поднимать руки независимо от того, следует это делать или нет.

«КТО ЭТО?»

Цель:  Развитие слухового внимания. Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.

Ход игры: воспитатель держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок  вытягивает картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его действиям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

«УЛИТОЧКА»

Цель: Развитие речевого слуха. Узнать товарища по голосу.

Ход игры: Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

«ЛИСА»

Цель: Формирование правильного звукопроизношения. Автоматизация звуков С, С” в тексте.

Ход игры: Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети – куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:

Лиса близко притаилась –

Лиса кустиком прикрылась.

Лиса носом повела –

Разбегайтесь кто куда.

При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и ловит кур. Тот, кого поймает, становится лисой.

«ЛЯГУШКИ»

Цель: Формирование правильного звукопроизношения. Дифференциация звуков Ш – Ч в тексте.

Ход игры: дети делятся на две группы. Одна из них – кочки на болоте, другая – лягушки. Кочки стоят большим кругом. За каждой кочкой спряталась лягушка. Одна лягушка (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своего домика. Воспитатель говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки». Все дети скачут внутри круга и говорят: «Ква, ква, ква, ква, скачут, вытянувши ножки».

Дети (кочки) говорят: «Вот из лужицы на кочку да за мошкою вприскочку». После этих слов все лягушки и водящий прячутся за кочки. Тот, кому не хватило кочки, становится водящим. Он говорит: «Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото». Лягушки снова прыгают внутри круга, и игра начинается сначала. Только дети меняются ролями.

 

ЗАЙЦЫ И ЛИСА»

Цель: Формирование правильного звукопроизношения. Автоматизация  звуков С – З в тексте.

Ход игры: по числу играющих ставятся стулья. Дети (Зайчики) стоят у своих норок. Один из играющих – лиса. Зайчики произносят текст:

Серый зайка прыгает

Возле мокрых сосен,

Страшно в лапы лисоньки,

Лисоньки попасть…

Зайки выбегают из норок и скачут на обеих ногах. Затем они образуют хоровод и прыгают по кругу. Раздаются слова воспитателя:

Зайки, ушки навострите,

Влево, вправо поглядите

Не идет ли кто?

Зайцы оглядываются по сторонам, увидев  лису, которая потихоньку пробирается к  ним, кричат: «Лиса!» - и разбегаются по норкам. Лиса ловит зайцев. Игра повторяется.

«МЫШЕЛОВКА»

Цель: Формирование правильного звукопроизношения. Дифференциация звуков С - Ш в тексте.

Ход игры: дети ходят по кругу, взявшись за руки, и говорят:

Ах, как мыши надоели,

Развелись их просто страсть,

Все погрызли и поели,

Всюду лезут, вот напасть,

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас,

Вот построим мышеловку

И поймаем всех сейчас.

Когда слова кончаются, круг останавливается, и дети поднимают руки. Мыши начинают пробегать через мышеловку (через круг). Когда воспитатель скажет «Хлоп», дети опускают руки и мышеловка захлопывается. Кто не успел убежать из круга, считается пойманным и выходит из игры.

«ПЧЕЛЫ»

Цель: Формирование правильного звукопроизношения. Автоматизация  звука Ж  в тексте.

Ход игры: посредине комнаты отгораживают стульями улей. Все дети – пчелы. Один ребенок – медведь. Он прячется от пчел. Пчелы сидят в улье и хором говорят:

Пчелы в улье сидят

И в окошко глядят.

Полететь все захотели,

Друг за дружкой полетели:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

С жужжанием разлетаются, машут крыльями, подлетают к цветам. Внезапно появляется медведь, он стремится попасть в улей за медом. По сигналу «Медведь» пчелы с жужжанием летят к улью. Берутся за руки, окружают улей, не пропускают медведя. Если пчелам это удается, то назначается новый медведь. Если медведь убежал от пчел, он выбирает себе помощника, и игра возобновляется с двумя медведями.

«МУХИ В ПАУТИНЕ»

Цель: Дифференциация  и автоматизация звука  Ж.

Ход игры: Часть детей изображает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж-ж …, влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели вылететь из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

«ЧИЖИК»

Цель: Формирование правильного звукопроизношения. Автоматизация  звука Ч  и дифференциация звуков Ч – Ж.

Ход игры: один ребенок – кошка. Остальные дети – чижики. Они занимают часть комнаты (отгорожено стульями) – это клетка. Воспитатель говорит:

Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

«Чу-чу-чу, Чу-чу-чу,

Я на волю улечу».

После этих слов чижики взмахивают руками и летят к свободной части комнаты, произнося слова:

«Чу-чу-чу, Чу-чу-чу,

Я на волю улечу».

Появляется кошка, и чижики снова летят в свою клетку. Кошка ловит чижиков.

«СТРЕКОЗА»

Цель: Развитие речевого дыхания. Развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Ход игры: дети становятся в круг, произносят хором стихотворение, сопровождая слова движениями:

Я летала, я летала,

Устала, не знала.

(Дети плавно взмахивают руками).

Села, посидела,

Опять полетела.

(Опускаются на одно колено).

Я подруг себе нашла,

Весело нам было.

(Вновь делают летательные движения руками).

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило.

(Берутся за руки и водят хоровод).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум на тему: "Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста"

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работ...

Словесные игры для детей дошкольного возраста

    Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов,...

Семинар-практикум для педагогов "Технология ТРИЗ. Игры на развитие воображения и словесного творчества для детей дошкольного возраста"

Подобраны игры на развитие творческого воображения, коммуникативных навыков, обогащения словарного запаса[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17016640","attributes":{"alt":"","class":"me...

Словесные игры для детей дошкольного возраста с 3- 7 лет.

Картотека. Словесные игры для младшей группы ЛадушкиЦель игры. Приучать детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.Ход игры. Дети садятся в кр...

Словесные игры для детей дошкольного возраста

Здесь собраны игры на развитие словаря для детей дошкольного возраста...