Презентация "Артикуляционная гимнастика".
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)
В данной презентации знакомлю родителей со сроками и последовательностью появления звуков у детей, объясняю причины, приведшие к нарушению звукопроизношения и предлагаю основной комплекс для выполнения артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели презентации : - познакомить родителей ,чьи дети в следующем учебном году будут зачислены на логопункт , с основным комплексом артикуляционной гимнастики. - объяснить родителям, что необходимо уже летом начать выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику - дать советы по речевому развитию детей - сэкономить время при проведении индивидуальных консультаций для родителей в будущем, не показывая и повторяя еще раз комплекс упражнений
СОДЕРЖАНИЕ Сроки усвоения звуков Причины неправильного произношения звуков Артикуляционная гимнастика Советы родителям (речевое развитие)
Последовательность появления звуков у детей 1-2 года 2 – 3 года 3 – 5 лет 5 – 6 лет А О Э П Б М И Ы У Ф В Т Д Н Г К Х Й С З Ц Ш Ж Ч Щ Р Л
Причины неправильного произношения - недостаточная сформированность движений произносительных органов, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются недостаточно четко, объем их ограничен, из-за чего искажается и произносимый звук. - какой-либо дефект строения артикуляционного аппарата ( строение губ, челюсти, укороченная подъязычная уздечка, размер, форма языка, состояние носовой полости ) - тугоухость - снижение слуха (консультация сурдолога )
- недостаточное развитие фонематического слуха - неправильное произношение слов самими взрослыми ( сюсюкание приводит к дефектам речи, обязательна правильная речь взрослого, как образец) - билингвизм (наличие в семье нескольких языков) - нарушения во время беременности, родовые травмы
Чтобы составить полное представление о речи ребёнка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры: 1.понимание речи – понимает ли ребенок, что ему говорят окружающие; 2.оценка речи по звучанию ( звукопроизношение : нарушено – нет нарушений); 3.состояние голоса (слишком тихий, громкий); 4.темп речи (слишком быстрый, замедленный).
5.фонематический слух (различение звуков: глухой – звонкий, шипящий - свистящий ); 6.связная речь (правильные предложения, умение правильно сформулировать, пересказать); 7.лексико-грамматический строй речи (правильное употребление предлогов, окончаний, рода);
Что такое артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на развитие подвижности , ловкости и точности движений языка, губ, щек, подъязычной уздечки . Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.
Как выполнять артикуляционную гимнастику 1. Выполнять артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. 2 . Каждое упражнение выполняется по 20-30 секунд. Постепенно время увеличивается до 1 минуты. Упражнения выполняются перед зеркалом. 3. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 4. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы Упражнения для губ « Лягушка » («Улыбочка»)
(«Хоботок»)(«Трубочка») Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
« Бегемотик » Ш ироко и спокойно открыть рот под счет до 10.
Упражнения для щек ЖОРА-ОБЖОРА « Надуть шарик». Губы сомкнуты. Надуть обе щеки. ХУДЕНЬКИЙ ПЕТЯ «Шарик лопнул». Втянуть в себя щеки.
«ФУТБОЛ» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».
Упражнения для языка «ЧАСИКИ» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
«Блинчик» Открыть рот и положить спокойно широкий распластанный язык на нижнюю губу.
«Иголочка» Открыть рот и вытащить узкий язычок вперед.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
«ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке, резко отпустить язычок.
«ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
«КИСКА СЕРДИТСЯ» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается
Советы родителям : Больше разговаривайте с ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание, раздевание, игра, прогулка и т.д. Заставляйте ребенка оречевлять все свои действия (на прогулке, во время игры), больше говорить. Не удивляйтесь, если во время игры ребенок сам с собой разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо. Не подавляйте речевую инициативу ребенка – если ребенок обратился к вам с вопросом или речью, обязательно надо выслушать до конца и ответить.
Замечайте , какова речь ребенка в непринужденной домашней обстановке и в необычной обстановке (в гостях, на приеме у врача). Если проблемы в речи наблюдаются только в стрессовых ситуациях – у ребенка психологическая проблема и ему требуется помощь психолога (снятие тревожности, повышение самооценки). Просите ребенка пересказывать, рассказывать все, что он видит (мультфильмы, кино) Спрашивайте ребенка, что было сегодня интересного в садике? Как он провел день? Что делали на прогулке? Чем кормили? и т.д. В ответ на ваш вопрос просите у ребенка предложение, а не 1 слово.
«На кончиках пальцев находится второй мозг!» Развитие мелкой моторики ! бусинки (нанизывание на веревочку) к рупы (сортировка) штриховки (тетради – по направлению) обводилки (тетради - по контуру, по точкам, по цифрам) л епка (пластилин, тесто) р исование (цветные трехгранные карандаши) застегивать пуговицы, завязывать шнурки…..
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Планирование утренней гимнастики и гимнастики после дневного сна с элементами дыхательной гимнастики и самомассажа
Планирование для средней группы на первое полугодие....

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки
Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»
laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики
Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.
Закаливающие мероприятия Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий. Закаливание - это активный процесс, предста...