Биоэнергопластика в логопедической работе
статья по логопедии
Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bienergoplastika.docx | 93.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Биоэнергопластика в логопедической работе
Важным условием всестороннего полноценного развития детей является хорошо сформированная устная речь. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
В последнее время наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития, речевыми нарушениями различной степени сложности. Одной из важных задач логопедического воздействия на дошкольников с нарушениями речи является развитие у детей мелкой и артикуляционной моторики.
За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Это умение развиваются у детей в течение первых пяти лет жизни. Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика («био» — человек как биологический объект; «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и тому подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В современной педагогике используется целый ряд мероприятий, дидактических игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование мелкой моторики: массаж и самомассаж кистей и пальцев рук; пальчиковая гимнастика; теневой и пальчиковый театр; работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы, пуговицы, веревочки для завязывания узелков); рисование по трафаретам, по клеткам; закрашивание контурных предметов; вертикальная, горизонтальная штриховка; рисование геометрических фигур, букв в воздухе и на столе сначала одной рукой, затем другой и обеими руками вместе; выкладывание фигур из счетных палочек.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Таким образом биоэнергопластика:
- оптимизирует психологическую базу речи;
- улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам;
- способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
- позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
1 этап - ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (артикуляционная гимнастика). Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый (логопед или мама) сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.
2 этап - выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Мама вместе с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.
3 этап – заключительный. Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.
Примеры упражнений артикуляционной гимнастики с применением
биоэнергопластики
«Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
«Киска сердится»
Кошка спинку выгнула
Зашипела, прыгнула...
Рассердилась киска
Не подходите близко!
«Часики»
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
«Индюк»
Я - индюк «балды-балда»
Разбегайтесь кто куда!
Пробуйте повторять упражнения
вместе с ребенком.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас всё получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс по теме "Биоэнергопластика в логопедической работе"
Биоэнергопластика - здоровьесберегающая технология в ДОУ....
Элементы биоэнергопластики в логопедической работе с детьми с ОВЗ
В данной работе представлены преимущества артикуляционной гимнастики с приёмами биоэнергопластики. Раскрывается само понятие "биоэнергопластика". Описаны упражнения и представлено примерное ...
Использование биоэнергопластики в логопедической работе
Значение бионергопластики в работе с дошкольниками. Представлены основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики....
Применение метода "биоэнергопластики" в логопедической работе
Плюсы применения метода биоэнергопластики...
Биоэнергопластика в логопедической работе
Использование биоэнергопластики в логопедической работе, как игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в...
Биоэнергопластика в логопедической работе
В своей логопедической работе я эффективно использую БИОЭНЕРГОПЛАСТИКУ!Что же это такое?Термин «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био - человек как биологический...
Биоэнергопластика. Использование биоэнергопластики в логопедической работе
Материалы содержат упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики...