Рабочая программа работы с детьми с ОВЗ (ДЦП, ОНР 3)
рабочая программа по логопедии
Программа коррекционно-логопедической работы с детьми с ОВЗ (ДЦП, ОНР3) в условиях дошкольного логопункта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_raboty_s_detmi_s_ovz.docx | 74.76 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРСАЛИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
На заседании Педагогического совета заведующей Детским садом Детского сада «Солнышко» «Солнышко» Чечиковой О. Е.
Протокол №_______ от________ Приказ от______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционной логопедической работы с детьми с ОВЗ
(ДЦП, ОНР 3)
Составитель: О.С. Мальцева,
учитель-логопед
Село Яр-Сале
2017 год
Оглавление
- Пояснительная записка.
- Цели, задачи и содержание коррекционной работы.
- Направления работы.
- Планируемые результаты освоения «Программы».
5.Содержание логопедической работы на логопункте с детьми с ДЦП.
6. Календарно-тематическое планирование.
7.Список литературы.
Пояснительная записка
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом , направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ. Приоритетным направлением в области образования является коррекционная помощь детям с отклонениями в развитии. Число детей дошкольного возраста с нарушениями речевого развития разной степени растет. Логопедическая помощь направлена на разностороннее развитие детей, коррекцию недостатков в речевом развитии Коррекционно-развивающая работа возможна при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов ДОУ и законных представителей ребёнка
При проектировании логопедической помощи учитываются индивидуальные особенности ребёнка: диагноз ребёнка, уровень двигательной активности, группа здоровья.
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Известно, что у детей с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции. Это способствует проявлениям общей и артикуляционной апраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения.
Одной из важных задач логопедической работы при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной апраксии. Для улучшения ощущений артикуляционных поз и движений используются упражнения с сопротивлением, чередования упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания на проприоцептивных ощущениях.
Важность подобной работы определяется не только тяжестью нарушений звукопроизношения при оральной апраксии, но и тем, что ее проявления неблагоприятно влияют на развитие лексической стороны речи. Слабость ощущений «двигательного образа» слова приводит у нестойкости между звуковой и смысловой его характеристикой, что может проявляться в недоразвитии лексики.
Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики при ДЦП проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.
Эти данные определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка.
Нарушения звукопроизносительной стороны речи при ДЦП проявляются в виде различных форм дизартрии. Логопедическая работа дифференцируется в зависимости от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка. Логопедическая работа проводится поэтапно.
Первый этап - подготовительный. Основные цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; у ребенка раннего возраста - воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.
Важной задачей на этом этапе является развитие сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.
Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня развития речи, возраста и формы дизартрии. При отсутствии речевых средств общения в ребенка стимулируют начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости.
Второй этап- формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.
Важное значение в логопедической работе имеет также артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.
Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие движения языка, сначала менее, а затем все более дифференцированные. Работа над артикуляционной моторикой сочетается с развитием голоса и речевого дыхания.
Пассивный словарь обогащают такими словами, как форма, величина, цвет, такой же, похожий, больше, меньше. Учат сравнивать контрастные по величине предметы, различать объемные формы предметов, показывая и называя их: шар-шарик, куб-кубик, большой-маленький. Объясняют назначение отдельных предметов в практической деятельности – мячом играют, ложкой едят и т.д. Обучают сличать предметы и их изображения, слушать и понимать речь взрослого, рассматривать картинки в книгах. Ребенку рассказывают о предметах, нарисованных на картинках, и просят его показать названную картинку. Подбирают игрушки, для захватывания которых необходимо участие большого пальца.
Важное значение имеет развитие игровой деятельности в обращении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены, формирование манипулятивной деятельности, зрительной координации.
В дошкольном возрасте большое внимание уделяют тренировке функциональных возможностей кисти и пальцев рук. При развитии функции кисти особое внимание следует уделить тренировке захвата и отпускания предмета, отведения – приведения предплечья и кисти, стимуляция изолированных движений пальцев.
При воспитании ребенка с ДЦП важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах.
У ребенка с церебральным параличом часто отмечается своеобразное развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения психического инфантилизма важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах.
Цели, задачи и содержание коррекционной работы.
Цель: создание единого коррекционно-образовательного пространства ДОУ, способствующего преодолению речевых нарушений у дошкольников, при взаимодействии и активном участии родителей.
Задачи: проведение логопедического обследования;
составление индивидуальных коррекционно-развивающих планов;
- развитие тонкой моторики пальцев рук и артикуляционного аппарата;
- обогащение словарного запаса;
- формирование звукопроизношения;
- формирование грамматического строя и связной речи;
- формирование фонематического слуха и восприятия;
- развитие слоговой структуры слова;
- развитие просодической стороны речи.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- Принцип развивающего подхода, заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка.
- Принцип полуфункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.
- Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий.
- Принцип наглядности, обеспечивающий тесную связь и широкое взаимодействие всех анализаторных способностей систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
- Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.
Направления работы
Направления коррекционно – развивающей работы учителя - логопеда с детьми, имеющими ОВЗ
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
—коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
-консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого- педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими дезадаптивные особенности развития), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическое направление
Диагностика речевого развития включает следующие направления:
- артикуляционная, общая и мелкая моторика;
- звукопроизношение;
- фонематическое восприятие;
- лексический и грамматический строй речи;
- связная речь;
Блок диагностических методик и материалов для обследования состояния речи детей с ОВЗ Для обследования связной речи, звукопроизношения, фонематического восприятия, словарного запаса и грамматического строя речи используются методики: А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой; 2 В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко с прилагающимися к ним словесным и картинным материалом. Для обследования познавательной деятельности используются методики авторов: Л.С.Цветковой, Т.Г. Богдановой, Т.В.Корниловой.
Коррекционно - развивающее направление
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекция недостатков речи детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Направления коррекционно – развивающей работы:
− совершенствование фонематического анализа и синтеза;
− активизация пассивного словаря и расширение лексического запаса;
− развитие лексико-грамматической стороны речи;
− развитие высших психических функций.
Методы коррекционной работы:
- игровой метод;
− наглядные методы обучения
3 − словесные методы обучения: рассказ, беседа;
− практические методы обучения;
− проблемно-поисковые методы обучения;
− создание ситуации успеха в учении;
− методы стимулирования учебной деятельности в процессе ;
− метод моделирования;
− метод ассоциаций.
Приёмы коррекционной работы: показ образца, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, дидактические игры и упражнения.
Форма проведения: фронтальные и индивидуальные занятия.
Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими системное нарушение речи Планирование предназначено для коррекционно – развивающей работы с группой учащихся, имеющих неярко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР, ФФН).
Планирование составлено на основе программ Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.Тумановой Т.В., а также с учётом авторских программ Ткаченко Т.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Коррекционные задачи с детьми с нарушениями речи:
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.
-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия).
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты. - развитие навыков связной речи.
- развитие внимания, памяти, совершенствование словесно-логического мышления.
Планируемые результаты освоения коррекционной программы.
В конце обучения ребенок должен приобрести следующие знания и умения:
- понимание речи;
- представления о таких областях окружающего мира как «овощи», «фрукты», «игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда и обувь», «мебель», «посуда» и другие. - способность к обобщению, обобщающие понятия по соответствующим темам;
- различать понятие «звук», «слово», «предложение»;
- умение составлять рассказы по темам в соответствие с планом, схемой;
- начальное представление о частях речи, именуемых как «слова – предметы», «слова – действия», «слова – признаки», а также о числительном; - умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно- ласкательные и другие);
- представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;
- умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами (картинки, помощник), цвета формы, вкуса, материала и другое.
Дыхательная гимнастика:
Цель: формирование правильного речевого дыхания.
Мимическая гимнастика и самомассаж:
Цель: снятие эмоционального и мимического напряжения, оптимизация мышечного тонуса.
Артикуляционная гимнастика:
Цель: нормализация речевой моторики.
Упражнения на развитие общей моторики:
Цель: улучшение координации движений.
Упражнение на формирование правильного звукопроизношения:
Цель: развитие навыков правильного звукопроизношения.
Упражнение на формирование слухового восприятия:
Цель: развитие слухового восприятия и памяти.
Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры
Как уже отмечалось, главной идеей Программы является реализация общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров.
В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка.
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять
ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей логопункта, ежегодном отчете учителя-логопеда.
Родители включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем – логопедом в результате этого у ребёнка в результате коррекционно-развивающего воздействия сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с программой ДОУ.
Содержание логопедической работы на логопункте с детьми с ДЦП
I период | ||
Основное содержание работы | Развитие речи | |
Произношение | Фонематическое восприятие | |
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных), имеющихся в речи детей. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тексов. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи. | Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство с буквами, обозначающими звуки. Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счёт одного звука. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова. Выделение среднего звука в односложном слове (мак). Усвоение понятий «гласный – согласный» звук. | Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поём, вы поёте, они поют). Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купили). Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно – ответный и наглядно – графический планы.
|
II период | ||
Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата. Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонети- ческого оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. Автоматизация произношения вновь поставленных звуков. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:
[т] – [ть] и т.д.);
[к] – [г] и т.д.);
| Определение наличия звука в слове. Распределение картинок, названия, которых включает:
На том же материале:
Практическое знакомство с понятием «твёрдый – мягкий звук и глухой – звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся:
[т] – [ть] и т. д.);
| Закрепления в самостоятельной речи навыка:
Закрепление умения:
по картине, серии картин, пересказывать тексты насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. Распространение предложений за счёт введения однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений. Составление предложений по картине, по вопросам. Закрепление навыка составления рассказа по картине (с опорой на вопросительно-ответный и наглядно-графический планы). Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
III период | ||
Автоматизация поставленных звуков в речи. Дифференциация звуков по месту образования:
[р] – [л];
слогах;
ем трёх согласных;
Закрепление правильного произношения звуков. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции. Совершенствование инто- национной выразительности речи. | Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последователь-ности звуков в слове. Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука. Составление слов из заданной последовательности звуков. | Закрепления навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, сумочка, вазочка), прилагательных (сосновый лес, сосновая шишка, ветка, иголка и т.д.) Подбор однородных слов (чай, чайник, чайная); приставочных глаголов (машина поехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома). Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из шкафа, спрятался между столом и шкафом). Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель, учить – учитель, лётчик – летать, пловец – плавать). Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности. Формирование навыка составления предложений с элементами творчества. Составление рассказов с элементами творчества. Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами и т.д. Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка. Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи. |
Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению
ОНР. у детей 7-го года жизни.
I период | ||
Звуковая сторона речи | Развитие речи | |
Основное содержание работы | ||
Произношение | Фонематическое восприятие | |
Постановка отсутствующих звуков. Закрепление правильно произносимых звуков. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Формирование грамматически правильной речи. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей слов: `та – та, та – `та, `та – та – та, та – `та – та. Определение ритмических моделей слов: вата –`тата, вода – тата т. д Соотнесение слова с заданной ритмической моделью: `вата – `тата, вода – тата. Различение звуков на слух:
Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. | Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа). Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот. Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут. Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»). Выкладывание из цветных фишек обратных слогов. Преобразование слогов. Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек. Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук». Составление графической схемы слова. Называния порядка следования звуков в слове. Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове. Умение давать качественную характеристику звуку. Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. | Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма), различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, лент, окон, стульев и т. д.) Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют – дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка, мои туфли). Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает…); способом присоединения суффиксов (мех – меховой - меховая, лимон – лимонный – лимонная); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок, колёсико); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад). Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев). Распрострастранение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы. Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зелёную грузовую машину и поставить её на среднюю полку шкафа). Развитие умения составлять рассказ из предложений данных в задуманной последовательности. |
II период | ||
Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Усвоение слов сложного слогового состава (трату- ар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения. Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.) Развитие точности произ- вольных движений артику- ляционного аппарата. Различение на слух: [ч] – [ть] – [сь] – [щ], [ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифференциация. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения. Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы слов из фишек и полосок. Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска. Определение различий и качественных характерис- тик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Закрепеление слогообра- зующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный например; лось, конь, соль т.п.) Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Деление слов на слоги. Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков (му – пу). Преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка – мушка – мишка, стол – столик и др.). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Выкладывание из поло- сок схемы предложения. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение. | Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья). Усвоение падежных окончаний существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой. Дети кормили белку. У белки пушистый хвост.); прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (боль- шой мишка, большая кошка, большие кубики); согласование прилагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой… голубой платок; ая… голубая лента; ое… голубое блюдце; ые… голубые полотенца). Согласование числительных с существительными роде, числе, падеже (Куклам сшили… два платья..,пять платьев..., две рубашки…, пять рубашек). Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (играю – играл – буду играть); глаголов совершенного и несовершенного вида (рисует – нарисовал). Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежный, снежок и т. д.) Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приполз, прибежал, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал, объехал, переехал, выехал); присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые; за счёт словосложения (трёхколесный, первоклассник) Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист) Привлечение внимания к многозначности слов (лисички – животные, лисички – грибы) Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных (У зайчика маленький кротких хвостик. У лисы большой пушистых хвост.) Практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет… стеклянной вазы. Машина подъехала к гаражу. Саша катался на трёхколёсном велосипеде.) Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В лесу много… зелёных сосен. Дети кормили капустой… белого кролика. Дети давали корм… белым роликам…) Закрепление навыков составления и распространения предложений. Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из-за, из-под (кот вылез из-под шкафа), из слов в начальной форме (кот, спать, под, скамейка – Под скамейкой спит кот..) Составление предложений из «живых слов» и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу – Миша вешает в шкаф меховую шубу). Добавление в предложение пропущенных предлогов: берёзка растёт (возле, около, у) дома; белые розы посадили (перед, за, возле) дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч) Составление сложноподчинённых предложений (по образцу данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы не пойдём гулять, потому что на улице идёт дождь), с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил брат. Роме понравился конструктор, который подарил брат.) Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин. Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки. |
Перспективное тематическое планирование логопедических занятий с детьми подготовительного дошкольного возраста с ОНР на логопункте
1 период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь).
В неделю проводится 1 занятие по звукопроизношению и 1 занятие по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи.
Месяц, Неделя | № занятия | Тема занятия, основные задачи. |
1 | Неречевые звуки. Понятие звук. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков. Дать понятие «звук», «звук речи», «гласный звук», «согласный звук». | |
2 | Развитие высших психических функций (внимания, памяти, словесно-логического мышления.) | |
Сентябрь 4 неделя | 3 | Звук «У» Уточнение артикуляции звука «У». Определение позиции звука У в слове (начало, конец). Деление слов на слоги. |
4 | Овощи. Фрукты. Сад – огород. Уточнение и расширение словаря по теме. Практическое усвоение в речи существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами. Закрепление умений правильно употреблять в речи простые предлоги: В,НА,ПОД. Согласование прилагательных с существительными. Практическое употребление относительных прилагательных в речи. | |
Октябрь 1 неделя | 5 | Звук «А» Уточнение артикуляции звука «А». Определение позиции звука А в слове (начало, середина, конец.) Звуковой анализ и синтез звукосочетаний из 2 гласных. |
6 | Осень. Развитие связной речи. Обогащение и активизация словаря по теме. Согласование прилагательных с существительными, подбор эпитетов. Составление предложений по картинкам, распространение предложения. Употребление глаголов в разных временных формах. Пересказ рассказа «Осенние дожди». | |
Октябрь 2 неделя | 7 | Звуки «И-Ы» Уточнение артикуляции звуков «И», «Ы». Дифференциация звуков «И» - «Ы». Определение позиции звука И (Ы) в слове (начало, середина, конец.) Звуковой анализ и синтез звукосочетаний из 3 гласных. . |
8 | Деревья. Кустарники. Обогащение и активизация словаря по теме. Составление распространенных предложений. Закрепление умений правильно употреблять в речи простые предлоги. Практическое употребление в речи относительных прилагательных. | |
Октябрь 3 неделя | 9 | Звук «П» Уточнение артикуляции звука «П», «Пь» Определение позиции звука П в словах (начало, середина, конец). Анализ обратного слога типа Закрепление понятий «звук», «буква», «согласный звук», «гласный звук», «мягкий согласный», «твердый согласный». |
10 | Поздняя осень. Грибы, ягоды. Уточнение и расширение словаря по теме. Закрепление умений правильно употреблять в речи простые предлоги: В,ИЗ,НА. Практическое образование относительных прилагательных от существительных Согласование числительных 2, 5 с существительными. Составление рассказа «Грибы и ягоды» | |
Октябрь 4 неделя | 11 | Звук «Т» Уточнение артикуляции и четкого произношения звуков «Т», «Ть». Определение позиции звука Т в словах (начало, середина, конец слова). Анализ обратного слога типа АТ |
12 | Перелетные птицы. Уточнение и расширение словаря по теме, обогащение лексики синонимами. Закрепление умений правильно употреблять в речи простые предлоги: НАД,ПОД. Отработка падежных окончаний имен существительных ед. и мн. числа. Согласование числительных с существительными. Составление распространенных предложений. Составление рассказа-описания по плану. | |
Ноябрь 1 неделя | 13 | Звук «К» Уточнение артикуляции и четкого произношения звуков «К», «Кь». Определение позиции звука «К» в словах (начало середина, конец слова.) Анализ обратного слога: АК,ОК,УК,ИК. |
14 | Домашние животные и их детеныши. Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. Отработка падежных окончаний имен существительных в Т.п. Практическое употребление притяжательных прилагательных. Составление распространенных предложений. Составление рассказа-описания по плану (схеме). | |
Ноябрь 2 неделя | 15 | Звук «О» Уточнение артикуляции звука «О» Определение позиции звука О (начало, середина , конец слова). Анализ обратных слогов ОК,ОП,ОТ |
16 | Домашние птицы и их птенцы. Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. Отработка падежных окончаний имен существительных в Т.п. и Р.п. Практическое употребление притяжательных прилагательных. Составление рассказа-описания по плану (схеме). | |
Ноябрь 3 неделя | 17 | Звук «М» Уточнение артикуляции и четкого произношения звуков «М», «Мь». Определение позиции звука «М» в словах (начало середина, конец слова.) Анализ обратного слога: АМ, УМ, ИМ; прямого слога МА, МУ. |
18 | Одежда. Обувь. Головные уборы. Уточнение и расширение словаря по теме. Отработка падежных окончаний имен существительных. Практическое образование относительных прилагательных от существительных. Совершенствование умений согласовывать притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными. | |
Ноябрь 4 неделя | 19 | Звук «Н» Уточнение артикуляции и четкого произношения звуков «Н», «Нь». Определение позиции звука «Н» в словах (начало середина, конец слова.) Анализ обратного слога: АН, УН, ИН; прямого слога НА, НУ. |
20 | Мебель, предметы ее быта. Уточнение и расширение словаря по теме. Закрепление предложных конструкций. Расширение знаний значений предлогов и самостоятельное употребление их в речи. Практическое употребление относительных прилагательных. |
2 период обучения (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ)..
В неделю проводится 1 занятие по звукопроизношению грамоте и 1 занятие по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи.
Месяц, Неделя | № занятия | Тема занятия, основные задачи. |
Декабрь 1 неделя | 21 | Звук и «С» Уточнение артикуляции и четкого произношения звука «С». Определение позиции звука «С» в словах (начало середина, конец слова.) Полный анализ односложного слова, типа САД, СОК, СУК, СОМ. |
22 | «Зима. Зимние забавы». Уточнение и расширение словаря по теме. Подбор однородных определений к слову «зима». Образование и подбор родственных слов. Пересказ рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» | |
Декабрь 2 неделя | 23 | Зимующие птицы. Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. Практическое употребление в речи простых предлогов. Образование приставочных глаголов. Согласование числительных с прилагательными. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Кормушка». |
24 | Звуки «С-Сь». Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «С-Сь». Определение позиции звуков «С, Сь» в словах (начало середина, конец слова.) Упражнение в звуковом анализе и синтезе односложных слов. | |
Декабрь 3 неделя | 25 | Звук «З» Уточнение артикуляции и четкого произношения звука «З». Определение позиции звука «З» в словах (начало середина слова.) Анализ двусложного слова, типа О-СЫ, У-СЫ, ЗУ-БЫ. Подбор слов с заданным количеством слогов. |
26 | Посуда. Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. Практическое употребление в речи относительных прилагательных. Согласование числительных с существительными. Развитие у детей навыка словообразования. Сложносочиненные предложения. | |
Декабрь 4неделя | 27 | Звуки «З-ЗЬ». Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «З-Зь». Определение позиции звуков «З», «Зь» в словах (начало середина, конец слова.) Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа ЗИМА, ЗИНА. |
28 | Новогодний праздник. Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. Согласование числительного с существительными. Употребление глаголов в форме будущего времени. | |
Январь 3 неделя | 29 | Звуки «С-З» Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «С-З». Дифференциация звуков по звонкости – глухости. Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа СОВЫ, ЗУБЫ. Подбор слов к схеме. |
30 | Дикие животные и их детеныши. Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. Отработка падежных окончаний имен существительных в Т.п. и Р.п. Практическое употребление притяжательных прилагательных. Подбор эпитетов. Составление рассказа-описания по плану (схеме). | |
Январь 4 неделя | 31 | Звуки «П-Б» Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «П-Б». Дифференциация звуков по звонкости – глухости. Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа ПАЛ-КА. |
32 | Дикие животные жарких стран. Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. Образование существительных суффиксальным способом. Практическое употребление притяжательных прилагательных. Употребление простых и сложных предлогов. Пересказ рассказа по серии сюжетных картинок «Мой лев» | |
Февраль 1 неделя | 33 | Звуки «Т-Д» Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «Т-Д». Дифференциация звуков по звонкости – глухости. Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа ТАП-КИ. . |
34 | Дикие животные холодных стран. Уточнение, расширение и систематизация словаря по теме. Практическое употребление притяжательных прилагательных. Употребление простых и сложных предлогов. Сложносочиненные предложения. Составление рассказа сравнения «Белый медведь и жираф» | |
Февраль 2 неделя | 35 | Звуки «Г-К» Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «К-Г». Дифференциация звуков по звонкости – глухости. Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа ГАЛ-КА, КАП-КАН. |
36 | Комнатные растения. Уточнение и расширение словаря по теме. Образование и употребление в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия. Составление рассказа – описания. | |
Февраль 3 неделя | 37 | Звуки «В-Ф» Уточнение артикуляции и дифференциация звуков «В-Ф». Дифференциация звуков по звонкости – глухости. Упражнение в звуковом анализе и синтезе двусложных слов, типа СТОЛ. Подбор слов и предложений к схеме. |
38 | День защитника Отечества Уточнение и расширение словаря по теме «Военные профессии». | |
Февраль 4 неделя | 39 | Звук «Э» Уточнение артикуляции звука «Э» Упражнение в звуковом анализе и синтезе слов всех типов. Подбор слов и предложений к схеме. |
40 | Продукты питания Уточнение, расширение и систематизирование словаря по теме. Употребление в речи относительных прилагательных. Сложноподчиненное предложение. |
3 период обучения (март, апрель, май).
В неделю проводится 1 занятие по звукопроизношению и 1 занятие по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи.
Месяц, Неделя | № занятия | Тема занятия, основные задачи. |
март 1 неделя | 41 | «8 марта.» Уточнение и расширение словаря по теме. Пересказ рассказа по цепочке «Женский день» (Крупенчук, с.142). Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий |
42 | Звук «Ш» Закрепление правильного произношения звука «Ш», Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. | |
март 2 неделя | 43 | «Транспорт. Виды транспорта.» Закреплять навык образования приставочных глаголов. Активизировать и обогащать словарь по теме «Транспорт». Пересказ рассказа В.Суслова «Кто сильнее». (Смирнова) |
44 | Звуки «С-Ш» Уточнение артикуляции звуков «С», «Ш». Дифференциация звуков С-Ш. Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. | |
март 3 неделя | 45 | «Мой город.» Учить правильно употреблять предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. Учить согласованию числительное +существительное. Учить составлять распространенные предложения. Составление рассказа по плану на тему «Моя улица». |
46 | Звук «Ж». Закрепление правильного произношения звука «Ж», Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. | |
март 4неделя | 47 | «Весна. Растения луга и сада.» Активизация словаря по теме. Работа над предложением: сложноподчинен. предложение с союзом «потому что». Составление рассказа «Три весны» по опорным предметным картинкам. |
48 | Звуки «З-Ж» Уточнение артикуляции звуков «Ж», «З». Дифференциация звуков Ж-З. Чтение слов различной слоговой сложности в игровой ситуации. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. | |
апрель 1 неделя | 49 | «Профессии. Орудия труда.» Учить детей выделять в предложении и правильно употреблять предлог ИЗ-ЗА. Уточнить пространственное значение данного предлога. Понимание основной мысли стихотворения «Чем пахнут ремесла» Ж.Родари. Составление самостоятельного рассказа о профессии родителей по плану. |
50 | Звук «Л» Закрепление правильного произношения звука «Л», Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Хотела галка пить». | |
апрель 2 неделя | 51 | «Космос.» Активизация словаря по теме. Различение прямого и переносного значения слов; Образование глаголов при помощи суффиксов; Изменение глаголов настоящего времени по числам. Составление рассказа-описания «Планета Земля» |
52 | Звуки «Л-Ль» Уточнение артикуляции звуков «Л», «Ль». Дифференциация звуков Л-Ль. Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. | |
апрель 3 неделя | 53 | «Весна. Перелетные птицы». Активизация словаря по теме. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Скворечник» |
54 | Звук «Р» Закрепление правильного произношения звука «Р», Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. | |
апрель 4 неделя | 55 | «Насекомые.» Закреплять умение правильно пользоваться всеми ранее пройденными предлогами. Активизировать и обогащать словарь по теме «Насекомые». Учить употреблять слова с уменьшительными и увеличительными оттенками. Учить согласованию числительное + прилагательное + существительное. Пересказ рассказа «Ивовый пир». (Крупенчук, с.178) |
56 | Звуки «Р-Л» Уточнение артикуляции звуков «Л», «Р». Дифференциация звуков Л-Р. Игровые приемы звукового анализа и синтеза всех типов слогов. Упражнение в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Рыбалка» | |
май 1 неделя | 57 | «Школа.» Развивать словарь по данной теме. Уточнить знания детей о школе, закрепить названия назначение учебных принадлежностей; Учить образовывать существительные множественного числа, согласовывать числительные с прилагательными и существительными. Упражняться в составлении сложноподчиненных предложений Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Класс». |
58 | Звук «Ч» Уточнение артикуляции и дифференциация звуков Ч-Ть | |
май 2 неделя | 59 | Звук «Щ» Уточнение артикуляции и дифференциация звуков Щ-Сь. |
60 | «Лето.» Развитие связной речи. Составление рассказа на заданную тему «Как я проведу лето». | |
май 3 нед. | Повторение пройденного материала | |
май 4 нед. | Обследование речи |
Литература
- Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и всопитание. – М.:Прсвещение,2003.
- Филичева Т.Б., Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации. М.: 2009
- Ткаченко Т.А., Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет».М., 2008
- Нищева Н.В., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи С-Пб., 2003
- Маркова Л.С.Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М., 2005
- Маркова Л.С., Организация коррекционно - развивающего обучения дошкольников с ЗПР. Практическое пособие. М, 2005
- Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно- методическое пособие / Под ред. Неретиной Т.Г..М., 2006
- Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста. – М.: П.,1983. 9. Русские народные сказки – М.: Дрофа – Плюс, 2003.
- Жемчужины народной мудрости: Пословицы, загадки, поговорки, скороговорки, дразнилки, колядки, потешки, считалки – М.:ООО»Издательство АСТ», 2000г.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа работы с детьми раннего возраста на 2016-2017 учебный год
рабочая программа создана по программе "От рождения до школы"...
примерные рабочие программы работы с детьми дошкольного возраста по программе "От рождения до школы"
Примерные рабочие программы для дошкольников в первой младшей группе, во второй младшей группе, в средней групе, в старшей группе, в подготовительной группе по пограмме "От рождения до школ...
Рабочая программа работы с детьми 2мл гр с ДЦП
Образовательное учреждение осуществляет воспитание и обучение детей, обеспечивает присмотр, уход и оздоровление детей-инвалидов в возрасте от 3 до 7 лет с диагнозом ДЦП,имеющие...
Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми 4-5 лет в средней группе
Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми 4-5 лет в средней группе....
Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми 5-6 лет в старшей группе
Рабочая программапо освоению детьми основной общеобразовательной программы –образовательной программы дошкольного образованиядетьми 5-6 лет в старшей группе...
Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми седьмого года жизни в подготовительной группе «А» комбинированной направленности
Рабочая программа по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования детьми седьмого года жизни в подготовительной группе ...
Рабочая программа работы с детьми с ТНР (тяжелым нарушением речи)
Рабочая программа работы с детьми с ТНР...