"Речь на кончиках пальцев"
статья по логопедии (старшая группа)
Методические рекомендации для развити тонких движений пальцев рук у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
Статья учителя-логопеда
Гориной Анны Александровны
« Речь на кончиках пальцев»
Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и т.д., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп, в частности, тонких движений пальцев.
Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности к усвоению школьных знаний. Следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферы ребёнка.
Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
У дошкольников нарушения ручной моторики проявляются, в основном, в нарушении точности, быстроты и координации движений. В большинстве случаев оказывается затруднённым или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются дополнительные движения, персеверации, перестановки, нарушения оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряжено по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности.
Движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого должно быть ускорение развития речи ребёнка. Это показывает серьёзность вопроса о тренировке тонких движений пальцев обеих рук в связи с проблемой развития речевых областей в обоих полушариях. Учёные высказывали предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.
В ходе физиологического изучения речи выявилось необходимое развитие тонких движений пальцев рук для формирования функций речи. Основными задачами этого направление работы являются организация двигательных импульсов, направленных к определённым группам мышц, и уточнение состава двигательного акта, развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций ручных и артикуляционных движений. В этом процессе кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребёнок воспроизводит с закрытыми глазами. (Приложение 1).
Так же проводится работа по формированию кинестетической основы ручных и артикуляционных умений проводится параллельно с формированием кинестетической основы движения. Основными задачами этого направления работы являются объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки; развитие динамической координации движений. Движения руки осуществляются здесь как последовательно, так и одновременно.
(Приложение 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Упражнения для развития кинестетической основы движения (выполняются с закрытыми глазами)
После выполнения упражнений энергично потрясти расслабленными пальцами и сделать массаж, поглаживая кисти от кончиков пальцев к запястью.
- Сжимаем пальцы в кулак, затем поочерёдно сгибаем и разгибаем каждый
палец при остальных собранных в кулак. Повторять 10 раз.
- Соединяем ладони обеих рук с разведёнными пальцами, затем сгибаем и
разгибаем пальцы, перекрещивая их. Повторять 10 раз.
- Сжатыми в кулак кистями сделаем круговые движения влево вправо.
Повторим круги в ту и другую сторону 10 раз.
- С силой сжимаем и расжимаем пальцы, пока они не устанут.
- Развернем ладони, разведем широко пальцы, отведёнными в сторону
большими пальцами сделаем круговые движения 10 раз.
- Выпрямим разведённые пальцы, а затем сгибаем и разгибаем две первые
фаланги до 10 раз.
- Разведём прямые пальцы и, начиная с мизинца, последовательно сгибаем
пальцы в кулак. Потом, начиная с большого пальца, возвращаем их в исходное положение.
- «ОСА». Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им.
- Те же движения производить указательным пальцем левой руки.
- Те же движения производить указательным пальцем обеих рук.
- «ЧЕЛОВЕЧЕК». Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по
столу.
- Те же движения производить указательным пальцем левой руки.
- «ДЕТИ БЕГУТ». Те же движения производить указательным пальцем обеих
рук.
- «КОЗА». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки.
- То же упражнение выполнить пальцем левой руки.
- То же движение выполнить одновременно пальцами обеих рук.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Упражнения для развития кинестетической основы движения
(последовательные и одновременные движения)
- Поочередное прикосновение большим пальцем ко второму, третьему,
четвёртому и пятому пальцам правой руки в обычном и максимальном темпе.
- Выполнение аналогичного задания пальцами левой руки.
- Выполнение двух предыдущих заданий одновременно двумя руками в
обычном и максимальном темпе.
- Пальцы правой (левой) руки «здороваются» по очереди с пальцами левой
(правой) руки – похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого.
- «Пальчики здороваются». Поочерёдное, начиная с большого пальца,
движения-касания всех пальцев обеих рук.
- Поочерёдное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с мизинца.
- Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередное
их выпрямление, начиная с большого пальца.
- Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочерёдное
их выпрямление, начиная с большого пальца.
- Согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочерёдное их
выпрямление, начиная с мизинца.
- Положить кисть правой руки (левой) руки перед собой ( в положении
игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами.
- Непрерывное ведение линии по нарисованному лабиринту карандашом,
взятым в правую (левую) руку (не поворачивая бумагу, на которой нарисован лабиринт).
- Скатать пальцами правой (левой) руки лист бумаги в шарик, не помогая
при этом другой рукой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речь на кончиках пальцев"
Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....
Речь на кончиках пальцев
В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА семинара-практикума для родителей по развитию речи детей 2-3 лет на тему «Речь на кончиках пальцев»
Семинар-практикум для родителей, посвященный развитию речи детей 2-3 лет...

Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"
Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у детей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...