Что развивают на логопедических занятиях
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Что развивают на логопедических занятиях
Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного развития личности человека. Ведь успешным человека во многом делает его умение общаться с другими людьми, говорить внятно, грамотно и интересно. И наоборот, неясная речь во многом затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко отрицательно сказывается на характере человека. Начинать заботиться о качестве речи ребёнка надо как можно раньше, тем более что число детей с речевыми дефектами год от года не уменьшается, а растёт.
Речь не является врождённой способностью, она формируется постепенно. Одним из важнейших её качеств является звукопроизношение. Звуки речи образуются благодаря слаженной работе артикуляционных органов: губ, щёк, мягкого нёба и языка. Подвижность их обеспечивается работой многочисленных мышц, а образование голоса невозможно без участия органов дыхания. Ведь источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Уже в младенческом возрасте ребёнок совершает разнообразные движения языком, губами, издавая при этом фонетически неопределённые звуки. Малыш прислушивается к этим звукам, вновь старается их произнести и, таким образом, бессознательно тренирует свой речевой аппарат, как бы настраивая его под звуки родного языка. Чем старше становится малыш, тем осознаннее происходит этот процесс. Ребёнок старается воспроизводить разнообразные звуки, которые слышит от окружающих его взрослых. Для этого он внимательно всматривается в лица говорящих с ним людей, вслушивается в их речь, старается копировать звуки, слоги, а затем и слова, передавать разную интонацию.
В задачу логопедической работы входит развитие всей речевой системы ребёнка. Благодаря специальным дыхательным, голосовым и артикуляционным упражнениям достигается укрепление мышц, обеспечивающих речевой акт, возрастает их сила и подвижность.
На логопедических занятиях совершенствуется и слуховое внимание, и речевой (фонематический слух) малыша. Существует взаимосвязь – точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное его произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию (восприятию на слух звуков – фонем – родного языка). Важно, чтобы ребёнок вслушивался в речь окружающих и свою собственную, мог точно воспроизводить звуки, слоги, а на их основе и слова, состоящие из нескольких слогов.
Для того, чтобы ребёнок мог произносить сложные по слоговой структуре слова, например, «велосипед», «аквариум», необходимо развивать у него не артикуляционные навыки и длительный речевой выдох, но и речевой слух, чувство ритма.
В комплексы артикуляционных упражнений входят также разнообразные пальчиковые игры. Это неслучайно. Пальчиковые игры всегда привлекают внимание детей и являются средством отдыха во время логопедических занятий. Теперь уже научно доказано, что развитие подвижности пальцев рук способствует развитию речи. Вот почему проведение игр с пальчиками, особенно в сочетании с артикуляционными и голосовыми упражнениями, очень полезно для дошкольников.
Следует обратить внимание ещё на одну характеристику речи – её темп, то есть скорость протекания во времени. Дошкольник часто говорят в ускоренном темпе, что ухудшает чёткость и внятность речи, артикуляцию звуков, приводит к пропуску слогов, «смазыванию» окончаний слов. Вот почему важно вырабатывать у малышей умеренный темп речи, что возможно как по подражанию, так и с помощью специальных упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...
Конспект индивидуального логопедического занятия. («Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками») Е.А.Борисова.
Тема: «Постановка звука [с]»(Подготовительный этап)...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Логопедическое занятие по теме «Кошкин дом»
Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д...
«Пальцами играем – речь развиваем на логопедических занятиях».
Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию кистей и пальцев рук нужно...