ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Михайлова Екатерина Васильевна

Скоро ваш ребёнок пойдёт в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него как можно более успешно. И вы задумываетесь: чем можно помочь вашему сыну или дочке? Как подготовить их к школе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_roditeley.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС.

                 Дорогие папы и мамы! Скоро ваш ребёнок пойдёт в школу, и вы, конечно же, хотите, чтобы школьная жизнь началась для него как можно более успешно. И вы задумываетесь: чем можно помочь вашему сыну или дочке? Как подготовить их к школе?

                Будущему первокласснику необходимо накопить определённый багаж знаний, умений и навыков. Важное место в таком багаже занимает подготовленность ребёнка к чтению и письму. Вот этим и нужно заниматься с ребёнком и нам, заботливым педагогам, и вам, вдумчивым и любящим родителям. В наших с вами силах сделать процесс овладения навыками чтения и письма доступным и интересным для малыша. А поскольку основной формой обучения дошкольников является игра, именно она будет нам лучшей помощницей.

                Хочу напомнить, что обучение чтению происходит звуковым методом. Это значит, что ребёнок должен сначала усвоить не названия букв, а обозначаемые ими звуки: П, ПЬ, но не «пэ»; Н, НЬ, но не «эн»; Л, ЛЬ, но не «эль». Звуки, а не буквы помогут ребёнку в составлении слогов и слов. Только после освоения послогового чтения  ребёнка можно познакомить с названиями букв и с алфавитом.   Все вы знаете, что звуки речи делятся на гласные и согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,  могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,  но не умеют шипеть и ворчать.

А согласные согласны  шелестеть, рычать, свистеть,

Но не хочется им петь. 

                Согласные в свою очередь могут быть звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.

Глухие звуки звучат глухо,  голоса в них нет.

Звонкие звуки тревожат ухо,  в них скрыт особый секрет.

Мягкие звуки звучат повыше, звучанье у них нежней.

А твёрдые – словно грубей и ниже, как будто твёрдые злей.

                Очень важно, чтобы ребёнок качественно различал эти звуки на слух ещё до школы. От этого зависит его успешное овладение письменной речью.

Есть в нашей речи разные звуки, их можно легко смешать,

Но чтобы не вышло подобной штуки, поучимся их различать.

                В начальных классах введены цветовые обозначения звуков. Давайте сейчас их запомним. Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом. Твёрдые согласные обозначим синим цветом, а все мягкие согласные – зелёным.        

                Ну, а теперь, чтобы закрепить все эти знания, давайте поиграем.

                Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки! Садитесь рядом со своим будущим первоклассником, наберитесь терпения и выдержки! Знайте, что это может быть трудно для ребёнка. Никогда не укоряйте его при неудачах. Запомните! Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах.

                Самая простая игра – «Звонкие ладошки» - не требует дополнительных предметов. В неё можно играть где и когда угодно (дома, на улице, в очереди, где нечем занять ребёнка). Главное (цель игры), чтобы ребёнок безошибочно определял гласные звуки (А, О, У, И, Ы, Э).

 

                Например, вы решаете, что будете слушать и выбирать гласный звук А. Взрослый несколько раз повторяет этот звук. Ребёнок запоминает. Затем взрослый медленно, чётко, с паузами произносит звуковой ряд, например: И-А-Ы-А-Э-О-А-Ы-АУ-УА-…; затем слоговой ряд: АЙ-ЛО-СА-РУ-ЫЛ-АМ-МА-…; потом слова с заданным звуком и без него, например: АИСТ, ЛИСТ, ИГРА, САД, СОМ, УМ, ЛАД, …  Ребёнок хлопает в ладоши в тот момент, когда услышит выбранный звук.  Упражнение лучше повторять до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребёнком точно и уверенно из ряда звуков, слогов, слов.  

                Следующую игру «Острый слух» или «Внимательные ушки» проводим так же, но меняем некоторые условия. Слушаем согласные звуки и вместо хлопков используем различные  жестовые символы:

М – корова мычит (указательными пальцами изображаем рога)

В – машина гудит (показываем, как крутим руль)

К – капли капают из тучки (указательным пальцем одной руки постукиваем по раскрытой ладони другой руки)

Р – тигр рычит или РЬ – тигрёнок рычит (пальцы-«коготки» полусгибаем - разгибаем)  и т.д.                                                      

                Договоритесь с ребёнком и на каждый согласный звук придумайте своё пояснение и свой жестовый символ. А дальше по той же схеме. Звуковой ряд: Ж-К-Т-Р-К-П-И-К-Г-Ы-…; слоговой ряд: АП-АК-УТ-УК-КО-НЫ-МУ-КУ-…; слова: МАК, ДУБ, БАК, КОТ, ЛЕСКА, НОРА, ПЕСОК

Примечание. Согласные звуки в ряду должны произноситься коротко, примерно так, как слышится каждый согласный в конце слова: коТ, банаН, укроП, лоСЬ, теНЬ и т.п.

                Остальные игры потребуют каких-то предметов (которые почти всегда есть в обиходе), но будут не менее интересны для деток.

                Для  различения твёрдых и мягких согласных звуков предлагаю игру «Разноцветная дорожка». Взрослый медленно, чётко, с паузами произносит звуковой ряд: П, ПЬ, М, Т, А, ЛЬ, НЬ, Л, Р, СЬ, РЬ, С, ФЬ, ЗЬ, У, Ш, Б, ДЬ, …, в котором ребёнок выделяет и обозначает каждый звук цветной крышечкой от пластиковой бутылки, выкладывая их на столе в разноцветную дорожку. Синяя крышка – твёрдый согласный звук, зелёная крышка – мягкий согласный. Можно для развития внимания назвать несколько гласных звуков (редко), обозначить их красной крышкой. Можно играть в эту игру только с двумя согласными, парными по твёрдости-мягкости: Л-ЛЬ, С-СЬ, В-ВЬ и т.д. по схеме предыдущих игр, то есть различать согласные в ряде звуков, слогов и слов.

                Есть свободная минутка? Приглашаю присесть на диван и поиграть со своим чадом в «Шифровальщиков». Вам и ребёнку потребуется лист бумаги и карандаш. Медленно, чётко, с паузами произносите звуковой ряд: В, Ф, К, Г, Д, ДЬ, ТЬ, Т, Р, РЬ, Л, Ш, Ж, С, З, ЗЬ, СЬ, …, в котором ребёнок будет выделять и изображать каждый звук определённым значком (графически на тетрадном листе): звонкий согласный звук - галочкой  “V”, глухой согласный звук - минусом  ““. Перед игрой договоритесь об этом. Вы также записываете шифровку, не показывая её ребёнку. После своеобразного диктанта сравните обе шифровки. Ну, как? Получилось одинаково? А может стоит ещё потренироваться кому-то из вас?

                А какое хорошее обучение идёт через сказку, фантазию, игру! Все дети любят сказки. Вот какие забавные истории мы придумали с ребятишками на логопедических занятиях.

                «Весёлые человечки» (Серия сказок про весёлых человечков из киндер-сюрпризов, где ребёнку даются задания различной сложности по составлению звуковых схем слов. Дети выбирают человечков определённого цвета.)

СКАЗКА 1 – «Жили-были разноцветные весёлые человечки. Все красные человечки дружили с гласными звуками, все синие дружили с твёрдыми согласными звуками, а все зелёные – с мягкими согласными. Однажды отправились весёлые человечки в лес погулять. Гуляли, гуляли да и заблудились. Стали они аукать: «АУ – АУ!» Какие человечки кричали «АУ»? (Два красных, потому что мы слышим два звука и оба - гласные). Загрустили человечки: «ОХ». Какие человечки загрустили? (Красный и синий, потому что мы слышим первый гласный, а второй твёрдый согласный звук). Вдруг заухал филин: «УХ!» Какие человечки покажут нам, как заухал филин? (Красный и синий, потому что мы слышим первый гласный, а второй твёрдый согласный звук). Испугались человечки: «ОЙ! АЙ!» Кто покажет, как они испугались?  (Красный и зелёный, потому что мы слышим первый гласный звук, а второй мягкий согласный звук). Но тут выглянул солнечный лучик: «АХ!» (Красный и синий, потому что мы слышим первый гласный, а второй твёрдый согласный звук), и показал человечкам дорогу домой. «УРА!» - закричали человечки и побежали по тропинке. Какие человечки радостно кричали? (Красный, синий и красный,  потому что мы слышим первый гласный,  второй твёрдый согласный, а третий снова гласный звук).

СКАЗКА 2 – «Однажды к разноцветным весёлым человечкам пришли гости. Первым пришёл  КОТ, и человечки его встретили так (синий, красный, синий). Вторым прибежал ПЁС, и человечки встретили его так (зелёный, красный, синий). Потом приковылял МИШКА, а человечки уже выстроились в ряд (зелёный, красный, синий, синий, красный). Последней явилась   КУКЛА (синий, красный, синий, синий, красный)».

СКАЗКА 3 – «Как-то в дождливый день, чтобы не скучать, разноцветные весёлые человечки решили поиграть в загадки. Первыми встали (зелёный, красный, синий, красный) и загадали время года. Какое? (Лето, зима). А другие (зелёный, красный, синий, красный, синий) загадали фрукт. Какой? (Лимон). И тут же загадали мебель. Что? (Диван). Потом поменялись местами (синий, красный, синий, зелёный, красный) и спросили: «Что нам нужно для карнавала?» (Маски). Не скучали человечки».   Загадывать можно любые слова.  

                Уважаемые родители! Постарайтесь сделать домашние занятия с ребёнком привлекательными для него: развивайте его любознательность, будите в нём игровой азарт, станьте его партнёром в игре, сотрудничайте, но ни в коем случае не принуждайте! Развивая ребёнка в игре, вы подготовите его к школьному обучению. Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Первый раз в первый класс"

Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости,  которая предусматривает готовность основных психических сфер ребенка: волевой, мотивационной, умственной, а также соц...

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Что же нужно делать, чтобы первая дорога в школу стала действительно праздником?...

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Цель: обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участникам...

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Цель: вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей....

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Сейчас все уже, наверное, хорошо знают, что основной деятельностью, в которой развивается ребенок дошкольного возраста, является игра. Именно в игре наш малыш учится управлять своим поведением и эмоци...

Презентация для родителей "Первый раз в первый класс"

Консультация для родителей об адаптации первоклассников к школе...