Развитие речи дошкольников в игре
консультация по логопедии
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию логопедом и воспитателем. Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития детей, она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Педагогам следует активизировать речь детей в различных видах деятельности, включая игровую. Необходимо постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий в играх. Таким образом, игры будут закреплять навыки пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи и формированию всех компонентов речевой системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshkolnikov_v_igre.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольников в игре
Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию логопедом и воспитателем. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.
Что касается детей с нарушениями речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, — так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
В дошкольном возрасте проводятся сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные.
Сюжетно – ролевая игра.
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.
В процессе игры воспитатель и логопед много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними. При этом они комментируют свои действия: "Мама наливает чай"; "Шофер едет на машине". Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. "Я буду мама, а ты моя дочка", — говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. "Это у нас шофер", — решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль.
Первоначально игровая деятельность детей с нарушениями речи носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.
Обучение детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: "Уложим куклу спать"; "Напоим куклу чаем". Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.
Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о содержании действий: "Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? Спать надо на кровати?" Учитывая, что у детей с общим недоразвитием речи резко снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой целью логопед (или воспитатель) проси его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.
Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая логопеда, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а логопед сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: "Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку".
Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель или логопед дает качественную оценку действию ("Я легко глажу волосы"; "Кукла прыгает высоко"), обращает внимание детей на порядок выполнения ("Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати"). Когда ребенок наблюдает разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.
Игровой опыт ребенка слишком мал, чтобы он мог сразу же выполнять действия в правильной последовательности. Наблюдая за игрой ребенка, можно заметить, что он часто укладывает куклу спать, не сняв с нее платье и даже пальто. Поэтому сначала необходимо показать порядок игровых действий и только потом давать задания типа: "Уложи куклу спать".
В ходе игры воспитатель или логопед должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и т.д.). При общем недоразвитии речи ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Примерами таких игр могут быть следующие: "День рождения куклы", где все дети танцуют и поют; "Поезд", где все дети — пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре "Магазин игрушек" дети, "купив" игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у "продавца". В указанные игры дети вовлекаются постепенно.
Сюжетно-ролевые игры организуют логопед и воспитатель. Обучение детей практическим действиям (через игры с дидактической куклой) проводится логопедом в форме занятия, а в дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществляются воспитателем. Развитые сюжетно-ролевые игры логопеду следует использовать для актуализации имеющихся у ребенка речевых средств.
Дидактические игры
В начале первого года обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение (а затем и называние) цвета (красный, синий, желтый, зеленый), формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало; больше, меньше); на различение неречевых звуков.
Дидактические игры проводятся логопедом со всей группой (вместо фронтального занятия), с подгруппой и индивидуально. В таких дидактических играх, как "Оденем куклу на прогулку", "Уложим куклу спать", "Покормим куклу обедом", участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.
Дидактические игры "Узнай, кто говорит", "Угадай, что в мешочке", "Угадай, что я делаю", "Назови предметы синего (красного, желтого) цвета", "Скажи, что звучит", "Как кукушка кричит", "Как звенит колокольчик", "Угадай и скажи, кто как кричит" направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания и т.д.
Полезно обучать детей играть в лото и разрезные картинки, в этих играх также участвуют несколько детей.
Подвижные игры
В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.
Наличие в подвижных играх правил "бросать мяч только с определенного расстояния", "бежать только после сигнала", "бежать до условного места", "прыгать только на одной или двух ногах" воспитывает у детей волевые качества.
В играх с мячами, обручами, скакалками дети закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко и т. д.
В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве ("Бегите ко мне", "Воробушки и автомобиль", "Кот и мыши").
Полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проделывает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения, соответствующие тексту. Например, логопед говорит: "Серый зайка умывается" — и дети на слово умывается производят необходимые движения рукой. В таких играх, как "Сидит, сидит зайка", "Кот и мыши", "Курочка хохлаточка", "Мой веселый, звонкий мяч", "Увидали флажок", "Лохматый пес", от детей требуется соразмерение темпа движения с речью: "Идет медленно: топ-топ..."
Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные взрослыми, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.
В коррекционных целях целесообразно проводить игры со звукоподражаниями, например "Воробушки и автомобиль". Если дети — воробушки — с хорошо развитой речью могут бегать по площадке молча, то у детей с общим недоразвитием речи следует вызывать звукоподражания: "пи-пи-пи" — кричат воробушки, "би-би-би" — гудит автомобиль.
При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра "Лохматый пес", а при знакомстве с медведем — "У медведя во бору". В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражает его движениям, звукам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников в играх»
Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при...
Обобщение опыта работы по теме "Развитие речи дошкольников посредством игры"
В статье обобщен опыт работы по теме "Развитие речи дошольникоа через игру"...
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников в играх"
Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в играх. Приведены словестные речевые игры, игры с картинками, игры для подготовки к чтению....
Развитие речи дошкольников в играх.
Родителям предложено ннсколько доступных вариантов игр с дошкольниками, которые помогут в развитии речи....
"Развитие речи дошкольников в играх"
Игры, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.Создают эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом....
Семинар – практикум для родителей Развитие речи дошкольников в играх
Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при...
Развитие речи дошкольника. Роль игры.
Презентация - консультация для родителей по проблеме: "Развитие речи дошкольника. Роль игры". Словесные игры стимулируют желание ребёнка к экспериментированию со словом, способствуют обогащению ...