НОД
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по автоматизации звука в словах в группе для воспитанников с нарушениями речи 6 года жизни. Звук "Л".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад 18
учитель-логопед Разумова Наталья Владимировна
Тема: Звук Л.
Цель: Автоматизация звука Л в словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закреплять правильное произношение звука «Л» изолированно, в слогах и словах.
Коррекционно-развивающие:
Совершенствовать фонематический слух и восприятие.
Развивать просодическую сторону речи.
Развивать внимание, зрительное восприятие, общую моторику, координацию движений пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля в работе.
Оборудование: картинки с изображением ласточки, «Лошарика», конверт с письмом, разноцветные кружки, карточки для выполнения артикуляционной гимнастики [1], зеркала, карточки с картинками для игр [2], дощечки из бархатной бумаги и нитки для выкладывания.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
- К нам на занятие прилетела птичка. Вы узнали ее? /картинка с изображением Ласточки, конверт/
- Она очень взволнованна. Что случилось? Посмотрите, у нее телеграмма.
- Давайте почитаем, что там написано:
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут «Лошарик» (на доске появляется картинка с изображением «Лошарика»). Я гулял на лугу и вдруг подул сильный ветер, я не успел спрятаться и все мои шарики разлетелись. И теперь я стал прозрачным и некрасивым. Помогите, мне, пожалуйста, собрать шарики!»
- Ребята, а вы знаете кто такой «Лошарик»?
- Посмотрите, на кого он похож? (на лошадку) Из каких фигур он состоит? (из шариков). Так вот шарики разлетелись. Ребята, поможем их собрать?
2. Сообщение темы занятия:
- Для того, чтобы помочь «Лошарику», нам надо выполнить все задания и отыскать разноцветные шарики.
- Предлагаю поиграть в игру «Найди общий звук в словах».
- Если вы правильно ответите на вопросы, то узнаете, с каким звуком мы будем работать сегодня на занятии.
- Кто к нам прилетел на занятие? (ласточка).
- Кому надо помочь? (Лошарику).
- Где нас ждет Лошарик? (на лугу).
- ласточка, Лошарик, луг (общий звук для этих слов – звук л)
- Молодцы, правильно узнали этот звук! Мы сегодня будем правильно и красиво произносить звук Л.
3. Артикуляционная гимнастика. [3]
«Наказать непослушный язычок»
- Язычок кусаем, мышцы расслабляем.
«Лодочка» и «Весла»
- Лодочка плывет, веслами гребет (язык в виде лодочки, движение языка из одного уголка рта к другому).
«Лошадка»
- Мы лошадку запряжем, цокать весело начнем.
«Маляр»
- Будем язычком играть, синей краской рисовать.
«Болтушка»
- Язычком болтаем, вот что получаем: бл-бл-бл.
«Качели»
- Вверх за зубки язычок и подержим так чуток…
- Вниз за зубки язычок и подержим тут чуток… (широкий кончик языка за верхними зубами и за нижними зубами под счет до 5)
- Вы очень хорошо работали, ребята, посмотрите, один шарик нашелся.
- Каким цветом шарик? (желтый)
4. Автоматизация звука изолированно и в слогах.
- Давайте представим, что мы пилоты и летим на самолете. Приготовились, полетели… (дети поднимают руки в стороны и произносят звук «л»)
- Для того, чтобы приземлиться, надо произнести заклинание:
- лу-ла-лу; - пла-пло-плу-плы;
- ло-ла-ло; - алс-олс-улс-ылс;
- лы-ло-лы; - гла-гло-глу-глы;
- ла-ло-лу-лы; - акл-окл-укл-ыкл;
- ал-ол-ул-ыл; - сла-сло-слу-слы.
- А вот и следующий шарик. Каким цветом? (голубой)
- А сейчас игра «Закончи слово» [4]
Шко…ла, пи…ла, мы…ло, ши…ло, стре…ла, ю…ла, ска….ла, кры…ло, стек…ло, се…ло, са…ло, сто…лы, по…лы, ор…лы.
- К «Лошарику» вернулся еще один шарик, каким цветом? (зеленый).
5.Физминутка. [5]
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
6. Автоматизация звука в словах.
Дети встают в круг.
- А теперь поиграем в «Телеграф» (для игры подготовить карточки, которые лежат на столе).
Логопед называет слово первому ребенку, он передает слово шепотом своему соседу и так по цепочке до последнего ребенка. Последний ребенок берет ту картинку на столе, которая соответствует слову, которое он услышал.
Далее дети меняются местами. И так играем, пока у каждого ребенка не появиться в руках картинка.
- Все слова правильно передали. К нам прикатился еще один шарик? Какого он цвета? (зеленый)
- А теперь сядет тот, кто назовет свое слово ласково (стол-столик, белка-белочка и т.д.).
-Молодцы, все справились! Какого цвета шарик к нам прикатился? (фиолетовый)
7. Развитие координации движений пальцев рук.
- Перед вами лежат дощечки и нитки. При помощи нитки аккуратно выложите букву, которая обозначает звук «л».
- И с этим заданием вы замечательно справились! А вот и последний шарик, какого он цвета (белый). Вот и нашлись все шарики и «Лошарик» очень рад. Покажите ваши работы «Лошарику».
8. Итог занятия:
- Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы сегодня на занятии произносили правильно и красиво? Зачем мы помогали «Лошарику»? Назовите цвета шариков, которые мы собрали.
- Пришло время прощаться с «Лошариком»! До скорых встреч!
/Оценивается работа детей в целом и индивидуально/
[1] Л.А. Комарова. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях: альбом дошкольника.
[2] И.Л. Лебедева. Трудный звук, ты наш друг!
[3] стихи Н.В.Разумова.
[4] Е.И. Шаблыко. Коррекция нарушений произношения сонорных звуков. Пособие для логопедов ДОУ и школ.
[5] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/kartoteka-fizminutok