Методическая разработка "Мы со звуками играем"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
У детей самого раннего возраста часто наблюдается различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефектом, но оно может входить и в состав других, более сложных речевых расстройств. Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку оно может повлечь за собой серьезные негативные последствия для развития ребёнка в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_shzh.docx | 696.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются ещё до года, а к 2 годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития
Нормальная речь осуществляется благодаря речевому слуху. Ребенок распознает звуки речи и различает их между собой. С его помощью ребёнок учится произносить звуки.
Следующим необходимым условием нормативного произношения является правильное речевое дыхание, или иначе говоря, речевой выдох. Речевой выдох должен быть не просто подан в рот, а нацелен в определенное место речевого аппарата, которое находится ближе к выходу из ротовой полости. Именно воздушная струя, проходя между органами речи, создает звучание конкретных звуков.
После того как воздух попал в рот ребёнка, его речевые органы, занимают те или иные позиции, необходимые для произношения конкретных звуков.
Артикуляционная гимнастика помогает выработать движение органов артикуляционного аппарата.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет
- Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость).
- Укрепить мышечную систему языка, губ, щек.
- Улучшить подвижность артикуляционных органов.
- Научить ребёнка удерживать определенную артикуляционную позу.
- Уменьшить напряженность артикуляционных органов.
- Подготовить ребёнка к правильному произношения звуков.
Исходя из этого, предлагаю практический материал для формирования навыков правильного произношения. Провести профилактические мероприятия всегда легче, чем исправлять уже сложившиеся недостатки произношения.
Гимнастика для губ
При выполнении упражнений язык находится в расслабленном состоянии.
«Лягушки улыбаются»
Пучеглазые лягушки Зубы сомкнуты губы растянуты в улыбке.
Тянут ротик до макушки.
«Улыбочка»
Я сегодня веселюсь Зубы сомкнуты губы в улыбке.
Улыбаюсь и смеюсь.
«Рупор»
Рупор я в руках держу Губы несомкнуты, округлены, вытянуты вперёд.
Громко всем «Привет»,- скажу
«Хобот слонёнка »
Сделать хобот очень просто Губы сомкнуты и сильно вытянуты вперёд.
Независимо от роста.
«Бублик»
Бублик похож на баранку Губы округлены.
Делай его спозаранку
Артикуляционная гимнастика со звукопроизношением
«Дятел»
Дятел дерево долбил (д-д-д), он жучков там находил
«Барабанщик»
Барабанщик идёт, собирайся народ,
В барабан он стучит, звук (т-т-т) говорит.
«Паровоз»
Паровоз по рельсам мчится (ч-ч-ч)
Детям дома не сидится.
«Мотоцикл»
Мотоцикл заведём (тр -тр-тр)
Всех ребят мы позовём.
«Лошадка»
На лошадке я скачу
(цок-цок- цок)- сказать хочу
«Паровоз свистит»
Паровоз свистит (с-с-с) и свистит
Очень опоздать боится.
« Танк стреляет»
Танк стреляет (т-т-т) очень метко,
На заборе есть отметка.
«Пчёлка трудиться»
Пчёлка трудиться жужжит (ж-ж-ж)
И нектаром дорожит.
Звук Ш
Неправильное произношение звука Ш – одна из частых причин обращения родителей к логопеду. Произношение звука Ш – сложный процесс, для этого необходимо выполнить целый ряд артикуляций: кончик языка поднимается к верхним губам, но не прижимается к ним, края же языка касаются верхних боковых зубов. Губы слегка округлены. Струя выдыхаемого воздуха ощущается как тёплая. Верхние и нижние зубы сближены.
Для постановки звука Ш необходимо уметь.
Широко улыбаться, обнажая сомкнутые зубы
Оттягивать язык в глубь рта.
Сильно дуть
Упражнение 1
Произнесите звук У – губы вытянуты вперёд, а затем звук
И – губы растянуты так, что видны сомкнутые зубы
У- И У- И У- И
Упражнение 2
Для развития выдоха и укрепления мышц языка произнесите 3 раза с сильным выдохом на второй слог.
У-ТЫ У- ТЫ У- ТЫ
Упражнение 3
Положив язык на палочку, закушенными боковыми зубами, широко улыбнувшись, с сильным выдохом произнесите ШИ.. ШИ..
Зубы при этом сжаты!
Ши… ши- аши аш-ши
Ши- ши ши- аши ашШи- ши – ши ши-аши аш-ши
Упражнение 4
Все упражнения произносите на широкой улыбке и с сомкнутыми зубами.
Ши- ше ши-ши-ши аши- аше ши-аши
Ши-ше ше-ше-ше аши-аше ше-аше
Ши-ше ши-ши-ши аши-аше ши-аши
Ша-аши- аши-аши
Ше-аше-аше-аше
Упражнение 5
Во всех упражнениях зубы сомкнуты и видны в широкой улыбке
Ат-ши-ши щит –шит-шит ш..- ты а –тш..
Ат-ше-ше-ше шет-шет-шет ш..-тэ о-тш..
Тши-тши-тши ш..-та у-тш…
Тше-тше-тше ш..- то и-тш..
Ш…-ту э – тш..
Упражнение 6
При произнесении слогов с О и У губы пока не округляйте, всё произносите на широкой улыбке.
Ши-ше-ша ши-у-ши аш-ши ша –ши а-шшш…
Ше-ша- шо ше-у ше аш ше ша ше о- шшш…
Ша-шо-ши ша –у-ша аш-ша ша-ша у- шшшш…
Шо-шу-ши шу-у-шу аш- шу ша-шу и-шшш…
Шу-ши ше шо-у-шо аш-шо ша-шо э- шшш….
Упражнение 7
Зубы сомкнуты, губы в широкой улыбке
Следите за правильным произношением звука ТЬ, не уподобляйте его звуку Ч.
Ш…– ти- ти-ш…тиш-ти ши-ть
Ш…-те..-те – ш.. тиш-те ше-ть
Ш…-тя-тя-ш.. Тиш-тя ши-ть
Ш….-те - те- ш.. тиш-те шо-ть
Ш….- тю- тю-ш.. Тиш-тю..шу-ть
Проговаривать слова, чётко произнося звук Ш
Шаг, шар, шарф, шайба, шахта, шайба, Маша наша ваша шагом. мышата, ушанка, решать, мешать, дышать, лошадка, лапша, шахматы, петушок, машина. малыши, ошибка.
Ши- ши-шина ше-ше-ше-шея
Ши-ши-машина ше-ше-планшет
Ши-ши-ошибка ше-ше-кушетка
Ша-ша – шапка шо-шо-шов
Шу-шу-шу-шум ша-ша-шавка
Шо-шо-шо-шок шу-шу-шут
Ша-ша-ша-ушат шо-шо-мешок
шу-шу-шу-шуба
Чистоговорки
Ша-ша ша – наша Маша у душа.
Ши-ши-ши – наши малыши едят беляши.
Ош-ош-ош- ты идёшь и поёшь
Иш-иш-иш - какая тишь малыш!
Ши – ше, шеи ше – мойте шею и уши.
Мы шли, шли и шлем нашли.
У малыши на лбу шишка
Проговаривать предложения, чётко произнося звук Ш
У Маши – ландыши. Камыши шуршат. У мыши – мышата. Илюша гоняет шайбу. Алеша ушиб ногу. Паша и Тимоша играют в шахматы. Леше купили большую ушанку. Ариша несет кувшин.Даше подарили Шелковый шарф.
Выучить потешку, отработав произношение звука Ш
Шапка да шубка – Горошина, горошина
Вот и весь Мишутка, какая ты хорошая
Пыхтит как пышка горошина. горошина
Наш маленький Мишка. Какая ты зеленая
Не кушай кошка, пташку Вот--- милашка
Съешка-ка кошка, кашку Куклы -неваляшки
Не кушай, кошка мышку Куклы - неваляшки
Съешь-ка, кошка, пышку Яркие рубашки
Выучить стихотворения, отработав произношение звука (Ш)
Штанишки
Для маленького Пашки
Наташа шьёт штанишки.
В штанишках два кармашка,
А на кармашках – мышки.
Мышата
Шесть мышат шагают в школу,
Шаловливых и весёлых.
На уроках шесть мышат
Шелестят, шуршат щумят
Шмыг - и в школе ни души
Подготовить пересказ, отработав произношение звука Ш
Вышивка
Наташа вышивала для бабушки подушку. На подушке Наташа вышила кошку и мышку. Но мышка не убегает от кошки. А у кошки вышиты ушки на макушке.
Мишка
У Даши был плюшевый мишка. Даша любила мишку. Она сшила ему штанишки в горошек. Алёша утащил мишку, оторвал ему ушко. Бросил мишку под шкаф. Даша нашла Мишку, пришила мишке ушко. Стал мишка ещё краше. А Алёшу наказали. Не ломай игрушки. Алёша!
Игры на автоматизацию звука (Ш)
Игра « Я и ты»
Упражнять в образовании глаголов 2-го л, ед,ч.
Измени слово по образцу
Я иду и ты идёшь…
Я пою, и ты по…
Я вешаю шубу на вешалку, и ты веша….
Шубу на вешалку.
Я куплю шапку-ушанку, и ты ку…. Шапку –ушанку
Я пью, и ты пь…
Я штопаю штаны, и ты штопа… штаны.
Я кушаю кашу, и ты куша…. Кашу
Словарь: катаю, пою, пью, веду, лечу, плыву, ем, беру, дую, качу, шучу, вижу ,дую ,шью, шепчу, мешаю. вышиваю, штопаю
Игра «Много-один».
Измени слова по образцу
Одна пашня, две пашни, много пашен.
Одна вишня Две……. Много……
Одна башня Две…… Много……
Одна клешня Две……. Много ……
Словарь: пушка, лягушка, опушка, кадушка, вышка, мошка, катушка, пышка, пешка, фишка, мушка, макушка,, мышка, шапка, ловушка, хлопушка, кормушка, игрушка, ватрушка, гармошка, ромашка.
Я ем. И ты е…..
Игра « Большое и маленькое»
- упражнять в образовании уменьшительно- ласкательных форм существительных.
Ухо- ушко.
штаны –штанишки.
Словарь: петухи, книги, муха, гнездо, мышь, поле,ладонь,голова, карман, перо, зерно, горло.
Звук Ж
Упражнение 1
Ж..Ж..Ж.. – зубы видны в широкой улыбке, губы могут быть слегка округлены, голос включён.
Звук Ж тянется долго, произносится с напряжением и чётко.
А-Ж жжи аж-аж- аж жи- ажи
О-ж жже аж-же же же-аже
У-ж жжа аж-жа-жа жа – ажа
И-ж жжо аж-жо-жо жо-ажо
Э-ж жжу аж-жу-жу жу-ажу
Упражнение 2
По-прежнему улыбайтесь и при произнесении ЖО и ЖУ, старайтесь слегка округлять губы
Жи-же-жа жиж жиж-жи жиж-жу-жу
Же-жа-жо жеж жеж-же жеж-же – же
Жа-жо-жу жаж жаж-жа жаж-жа-жа
Жо-жу-жи жож жож-жо жож-жо-жо
Жу- жи-же жуж жуж-жу жуж -жу –жу
Упражнение 3
Жу-жи жи-у-жи аж-яж аж-я
Жу-же же-у-же ож еж еж-еж
Жу-жа жа-у-жа уж-юж уж-ю
Жу-жо жо-у-жо ыж-иж ыж-и
Жу-жу ж-у- жу эж-еж эж-е
Проговаривать слова, четко произнося звук Ж
Жаба, жабры, жаль, жарить, жалко , жалоба, Снежана, жалоба, жарко, жаркий пожар, пожарник ,ежата, вожатый ,бежать, Жанна ,лежать, пижама, жадный, жадина.
Жидкий , жижа, жить, жир, ежи, лежи, моржи, покажи, пружина, дружить, кружить. инжир.
Женя, уважение, этажерка, прожектор
Ежик, пыжик, лыжник рыжик, ужин ужинать, чижик, живот, живой, животное, жираф, прохожий.
Лужок, дружок, рожок, ожог, флажок, пирожок., бережок, крыжовник, желтый, желудь.
Важно, нужно, можно, важный нужный, каждый, дождик, ножницы, художник, дружный, лыжник, лыжный, книжный, одежда, надежда ,нежный, прилежный, вражда, нужда, побеждать
Проговаривать предложения, четко произнося звук Ж
На пеньке ложные опята. Художник рисует лыжников. Одежда промокла под дождём. На книжной полке много книг. Лыжники бегут по лыжне. У канарейки нежный голос. Дети ели пирожные. Сегодня награждают победителей. У нас дружная семья. Зима вьюжная и снежная. Каждый день мы гуляем в ближнем лесу.
Важные документы лежат в бумажнике. Женя вырезает ножницами бумажные кружева. Жора - вежливый прилежный мальчик. Медведь – таежный житель. Жанна идёт к багажному вагону. Снежане купили новую одежду. После дождя можно бегать по лужам.
Выучить рифмовки – трудноговорки, отработав произношения звука Ж
Женя Жанну обижал Женя Жанне удружил
Жанну жадиной назвал Жвачку трижды одолжил
Жора Жанну обожал ****
Жанну чижиком назвал Ждут ежа ежата
Ждут ужа ужата
Живите- поживайте
Добра наживайте
*****
Медвежонок Жак простужен
Мёд ему сегодня нужен
Мёд дадим ему на ужин,
Потому что мы с ним дружим
Выучить потешки отработав произношение звука Ж
Мы бежим с тобой на лыжах
Снег холодный лыжи лижет
В жасмине жук жужжал с утра
Теперь с жуком жужжит с утра
Жора и Женя в парке гуляли
Желтые желуди в травке искали
Подготовить пересказ, отработав произношение звука Ж
Улетают журавли
В золотые осенние дни собрались к отлёту журавли. Покружили над рекой, над болотом. Уже пора собираться в дорогу. До свиданья, журавли!
Дифференциация звуков Ж–Ш
Ша-жа шу-жу ше-же жо-шо жи-ши
Шо-жо ши-жи жа-ша жу-шу же-ше
Луша –лужа шить –жить шило –жила лужок-пушок
Шаль–жаль уши –ужи выше –ниже должок –мешок
Шутка- жутко шьет –ждет мыши – лыжи уши –ужин
Ежата – мышата шест- жесть дальше –ближе
Луша и лужа
Луша вышла погулять. Надела шаль. На пути у неё была большая лужа. Луша обошла лужу, но Лушина шаль упала в лужу. Ах, как жаль шелковую шаль!
Шла-жба шта-жда шна –жна тдша жмя шлю-жля
Шпо-ябо што-ждо шно-жно тдпо жме щле –жле
Шпу-жбу шту –жду шну-жну тдпу жми шлю жлю
Чистоговорки
Жук шёл, шёл, шёл С мышами во ржи
Жёлтый камешек нашёл Подружились ежи
Ушли в камыши,
А во ржи ни души
Дождик
Дождик, дождик не дожди
Не дожди подожди.
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко
Подготовить пересказ. Учиться различать звуки (Ш), (Ж)
Медвежонок
На день рождения Жене подарили плюшевого медвежонка с жёлтым шарфиком на шее. Женя катает медвежонка в машине, кормит его кашей с ложечки. Для медвежонка Женя сложил из кубиков трехэтажную башню.
Неожиданная встреча
Даша и Миша шли по дорожке. Неожиданно на лужайку выбежал ёжик, дети подбежали к ёжику. Ёжик зашипел на Дашу и Машу. Миша предположил: «Ёжик просит не обижать его. Дома ёжика ждут ежата». Ребятишки пожелали удачи и пошли дальше по дорожке, а ёжик поспешил к ежатам.
Игры на автоматизацию звука (ж)
«Один –много»
-Упражнять в образовании существительных мн ч, в И. п.
Еж-ежи
Нож - ножи.
Словарь: пляж, этаж, манеж, экипаж, блиндаж, уж, пейзаж, гараж, морж, кража, чертеж. стеллаж. стриж, страж.
«Скажи ласково»
Упражнять в образовании уменьшительно- ласкательных форм существительных.
утюг – утюжок луг- лужок
Словарь: флаг, пирог , круг, рог, берег, стог, сапог, снег.
«Какой дом ?»
Упражнять в образовании сложных (двукоренных) слов.
В доме один этаж - одноэтажный дом
В доме два этажа - двухэтажный дом
В доме три этажа – трехэтажный дом
В доме четыре этажа – четырех этажный дом
В доме пять этажей – пятиэтажный дом
В доме много этажей – многоэтажный дом
« Детеныши»
Медведь – медвежонок – медвежата.
Словарь: ёж, уж, чиж, стриж, журавль, морж.
Картинки со звуком «Ш» в начале слова
Картинки со звуком «Ш» в середине слова
Картинки со звуком «Ш» в конце слова
Картинки со звуком «Ж» в начале слова
Картинки со звуком «Ж» в середине слова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка " Учимся различать звуки" (игры задания)
В данном материале представлены игры и задания с подробной инструкцией на дифференциацию звуков "гласные-согласные", "твердые согласне- мягкие согласные", "глухие солгласные-з...
Какие звуки нас окружают. Бытовые звуки. Игра на развитие слухового восприятия и внимания.
В презентации представлены звуки и иллюстрации бытовых звуков....
Консультации для родителей Слушаем звуки, играем со звуками.
Консультации для родителей Слушаем звуки, играем со звуками....
Консультация для родителей "Cлушаем звуки, играем со звуками"
Консультация для родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"....
Консультация для родителей" Слушаем звуки, играем со звуками".
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фоне...
Консультация для родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фон...
Рекомендации для воспитателей и родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"
Умение сосредоточиться на звуке - очень важнаяособенность человека. Ребенок раннего возраста пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оцени...
- Мне нравится (2)