Значение речевой среды для развития речи дошкольника
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Статья для родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_logopeda.docx13.03 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации  логопеда

Значение речевой среды для развития речи дошкольника

  Речь детей формируется под влиянием речи окружающих, педагогического воздействия и условий жизни. Если ребенок слышит правильную речь, тогда это влияние благотворное. Неблагоприятная же речевая среда может вызвать задержку речевого развития.

   Зачастую  родители игнорируют особенности детской речи, или, что еще хуже, не только умиляются, но и начинают подражать ей, формируя нездоровую речевую атмосферу в семье. Чем дольше в семье потакают неправильной речи  малыша, тем прочнее закрепляется у него неверное произношение и тем больше возникает проблем при последующем обучении в школе.

   У большинства детей к 5-6 годам  речь становится внятной, формируется  все звуки речи. Однако, в силу неблагоприятных социальных или педагогических особенностей, а также, когда в семье общение происходит на двух или более языках, речевое развитие  ребенка может задерживаться до 7-9 лет.

    Не стоит забывать о возрастных особенностях формирования речи. Если у маленького ребенка отсутствует или искажен звук [Р], то это возрастная особенность. Но если ребенок уже готовится к  школе, а «картавость» сохраняется, то это уже стойкий дефект и нужна помощь специалиста-логопеда, а возможно  и консультация детского стоматолога (при короткой уздечке языка).

   Встречаются также речевые нарушения, связанные с недостатком речевого выдоха, слабостью голосовых связок, интонационным нарушением (когда речь смазанная, невнятная), наличием аденоидов (при патологическом разрастании они могут перекрыть евстахиевы трубы, что приводит к «недослышанию», а в дальнейшем к стойким проблемам, связанным с письменной речью),  искривлением носовой перегородки (в этом случае обязательно нужна консультация отоларинголога) и др. Бывают и такие случаи, когда лишь в процессе логопедической помощи возможно определить причину  речевого нарушения.

   Когда же у ребенка нет никаких особенностей в строении и работе органов артикуляции, но, тем не менее, он плохо говорит, родителям следует обратить внимание на качество речевого общения в семье. Возможно, кто-то из взрослых «сюсюкает» с малышом или же сам имеет недостатки речи, а может быть, с ребенком говорят на нескольких языках, и он из-за этого не может сориентироваться в звуковом потоке.

      Какие же советы можно дать родителям, стремящимся  создать благоприятную речевую среду своему ребенку? Необходимо соблюдать следующие правила:

- ни в коем случае не «сюсюкать» и не умиляться речи маленького ребенка; 

- поправлять ребенка и добиваться от него правильного произношения слов (давайте  ребенку только правильный образец слова, даже если оно трудно по произношению); 

- расширять словарный запас дошкольника; 

- развивать мелкую моторику пальцев рук при помощи специальных игр и путем  формирования навыков самообслуживания; 

- придерживаться в общении с ребенком одного языка; 

- читать ребенку  как можно больше книг, соблюдая при этом регулярность в чтении (а не от случая к случаю); 

- объяснять дошкольнику значение «трудных» слов!    

                                                     

 Е.Н.Петрова  учитель-логопед ГБДОУ № 38 Петроградского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование единой речевой среды для развития речи дошкольников

Период активного развития речи человека приходится на дошкольный возраст, при этом решающими оказываются качество (отсутствие нарушений языковых норм), специфика (национальная, классовая, средовая и т...

Формирование единой речевой среды для развития речи дошкольников.

Консультация для педагогов и родителей из опыта работы воспитателя  логопедической  группы...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...

Семинар-практикум "Формирование единой речевой среды для развития речи дошкольников"

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. В ходе семинара рассматриваются методы и приемы, которые можно использовать в работе с детьми и со взрослыми для речевого развития дошкольников....

Семинар - практикум "Формирование единой речевой среды для развития речи дошкольников"

Формирование единой речевой среды для развития речи дошкольников...

Значение речевого дыхания в развитии речи детей дошкольного возраста.

Значение речевого дыхания в коррекционной работе учителя-логопеда чрезвычайно велико. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроиз...