Методическая разработка Тема: «Особенности физиологического и речевого дыхания у заикающихся детей 5-7 лет».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Все известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Чтобы правильно говорить, ребёнку нужно научиться управлять своим дыханием. При правильном речевом дыхании ребёнок сможет верно, произносить звуки, говорить громко, чётко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ г. Курган «Детский сад  комбинированного  вида № 122 «Кораблик»

Методическая разработка

Тема: «Особенности физиологического

и речевого дыхания у заикающихся детей 5-7 лет».

        Учитель- логопед: Худякова Эльвира Александровна,

высшая квалификационная категория

 

 

Все известно, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Чтобы правильно говорить, ребёнку нужно научиться управлять своим дыханием. При правильном речевом дыхании ребёнок сможет верно, произносить звуки, говорить громко, чётко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

 Исследователи отмечают, что речевое дыхание поражается при целом ряде нарушений речи, таких как дизартрия, моторная алалия, заикание, ринолалия, разные формы нарушения голоса.

 С учётом того, что дыхание является источником здоровья, основой звучащей речи, то сформировать его надо в оптимальные сроки.

 Общепризнанным является то, что при коррекции речевых нарушений в дошкольном учреждении, коррекционно-педагогическая работа осуществляется наиболее эффективно.

Комплексное воздействие на дыхательную систему ребёнка осуществляется в двух аспектах:

  • участие в процессе коррекции разных специалистов (логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию);
  • использование дыхательных упражнений в течение дня в разных режимных моментах (в процессе непосредственно образовательной деятельности, прогулки, самостоятельная деятельность).

Система работы включает три этапа по развитию дыхания.

I этап. Формирование правильного неречевого дыхания  (формирование длительного выдоха)

 II этап. Развитие (неречевого дыхания) диафрагмально – релаксационного типа дыхания, который направлен на расслабление и напряжение мышц диафрагмы.

 III этап. Развитие речевого дыхания (на речевом материале)

На первом этапе у детей формируется умение осуществлять длительный плавный целенаправленный ротовой выдох (исходя из индивидуальных возможностей ребёнка, обучаем его вдоху через нос), развиваются ощущения движения органов дыхания.

Этап включает программу Александра Сметанкина «БОС – Здоровье», упражнения направленные на развитие способности ощущать движения диафрагмы в положении лёжа на спине, сидя и стоя. Для контроля используется игрушка, ладонь ребёнка, большое зеркало. Важно помнить, что внимание ребёнка на этом этапе сосредоточивается не только на длительности вдоха и выдоха, но и на работе диафрагмы, то есть на ощущениях сокращений этой мышцы.

 Во время проведения игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, учитывается то, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничить  по времени до 5 мин (использовались песочные часы) и чередовались с другими упражнениями.

Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для формирования длительного плавного целенаправленного ротового выдоха (примерно 4 недели). 

 Цель второго этапа развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движением туловища или конечностей.

На этом используется  элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, которая основана на   коротком вдохе носом и полном отсутствии выдоха, но вместо выдоха в дальнейшем будет речь. Эта гимнастика очень проста, физиологична и не требует дополнительного разучивания.  Необходимо   показать, как надо правильно выполнять упражнения и у детей постепенно вырабатывается диафрагмальное дыхание, а когда ребёнок, начинает дышать нижней частью грудной клетки у него снижается напряжение с верхней части грудной клетки, дыхание обретает более физиологичный характер.

  Особое внимание необходимо обратить на следующие условия:

– активное внимание ребёнка привлекается к фазе вдоха;

 – вдох осуществляется в момент физической нагрузки;

 – все упражнения проводятся в комфортном для детей темпе и ритме.

Суть методики заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма. 

На третьем этапе происходит развитие фонационного (озвученного) выдоха; развивается собственно речевое дыхание.  Данный этап является базовым. Он тесно сопряжён с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания. У детей формируется умение произносить на выдохе: звуки; слоги и отдельные слова; фразы из двух, трёх, четырёх слов; стихотворные тексты. Работа по формированию речевого дыхания с опорой на зрительный ряд формирует у воспитанников правильное речевое дыхание, создавая высокую мотивацию, таким образом, формированию самоконтроля и саморегуляции.

На этом  этапе решаются и другие задачи: развивается сила и высота голоса, отрабатывается способность менять интонацию, автоматизируются и дифференцируются звуки. Всё это способствует совершенствованию фонематического слуха. 

Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

.

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание.

Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.

Не заниматься после еды (только через 1,5-2 часа).

Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.

Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.

Дозировать количество и темп проведения упражнений.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на выдохе.

Слишком большой вдох.

Учащённость дыхания.

Укороченность выдоха.

Неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха.

Неправильная осанка.

Техника выполнения упражнений.

Воздух набирать через нос.

Плечи не поднимать.

Выдох должен быть длительным и плавным.

Необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щёки (для начала их можно придерживать руками).

Сделав вдох, сразу же начинать говорить, не задерживая дыхания.

Говорить только на выдохе.

Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.


        Артикуляционные и дыхательные упражнения

Для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи

 

■  «Загнать мяч в ворота»

(выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

 «Паровозик свистит» 

(выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

■ Фокус», «Парашютик»

(направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

■  «Охотник идет по болотам»

(распределение воздушной струи по бокам).

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

■  «Гороховые  гонки»

(выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для гороха, а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

■   «Узнай, что это»

(развитие обоняния и глубокого вдоха).

На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

■   «Чья фигурка дальше улетит?»

(развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

■  «Кораблик»

(чередование сильного и длительного плавного выдоха).

Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

■ «Горох против орехов»

(чередование длительного плавного и сильного выдоха).

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет), «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

■  «Мыльные пузыри»

(развитие меткости выдыхаемой струи).

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателей над развитием физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом....

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Из опыта работы правильного формирования физиологического и речевого дыхания у детей....

Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....

Формирование физиологического и речевого дыхания детей дошкольного возраста с речевой патологией

Дыхание-одна из немногих способностей оргаганизма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно.Люди с ослабленной нервной системой дышат на 12% чаще, чем люди с сильной нервной системой.В...

Развитие физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Дыхание - физиологический процесс, не зависимый от сознания человека, основанный на вдохе и выдохе.  Жизнедеятельность живого организма связана с поглощением им кислорода и выделением углекислого...

Этапы логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения. Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое п...

Формирование физиологического и речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевой патологией

Развитие физиологического и речевого дыхания - залог четкого произношения звуков и ясной дикции....