Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе по теме «Одежда»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Захарова Галина Викторовна

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе по теме «Одежда»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе по теме «Одежда»

Цель. Формирование лексико-грамматического строя речи.

Коррекционно-образовательные задачи. Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит. Закреплять в речи существительное с обобщающим понятием одежда, уточнять и расширять словарь по теме. Совершенствовать умение образовывать формы родительного падежа имён существительных, согласовывать прилагательные с существительными. учить согласовывать существительные в роде, числе, учить согласовывать числительные с существительными;   учить составлять описательные рассказы по опорным схемам,   учить подбирать антонимы;   формировать навык деления слов на слоги.

Коррекционно-развивающие задачи. Развивать фонематический слух, диалогическую речь, артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное внимание, темп и ритм речи.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование
большая шляпа, оформленная в сказочном стиле; предметные картинки с изображением одежды; мяч, опорные схемы для составления рассказа по теме «Одежда»

Ход занятия

Орг. момент

Сегодня на улице пасмурно. А в нашей группе светло и весело от наших светлых улыбок , ведь каждая улыбка-это маленькое солнышко от которой  становиться тепло и хорошо Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение .давайте подарим гостям хорошее настроение (сдуваем с ладошки

- Раз, два, три, четыре, пять –

Приглашаю поиграть.

А играть мы будем с язычком.

- Предлагаю вам  выполнить все упражнения вместе с Весёлым Язычком.и Галиной Викторовной

Артикуляционная гимнастика «Сказка о веселом язычке»

Жил-был Веселый Язычок. Он всем весело улыбался – упр. «Улыбка»

  Открыл язычок однажды широко двери своего домика (широко открыть рот) и вышел погреться на солнышке (упражнение «Лопаточка»: Поперек улыбки лег – отдыхает язычок. Посмотрите, какой язычок плоский, ленивый). 

Потом Язычок пошел дальше и дальше (Вытянулся вперед – упражнение «Иголочка», вот так!). Посмотрел Язычок на солнышко, солнышко тоже ему улыбнулось (Вот так!).

 Посмотрел Весёлый Язычок под ноги, потянулся опять вверх, наклонился вниз (И еще разок! Вот так! – ребенок повторяет упражнение).

После зарядки Веселый Язычок посмотрел на часики. Маятник на часиках бегал из стороны в сторону (упражнение «Часики»): Вот так! Влево-вправо кончик ходит, будто места не находит). 

«Пора завтракать» – подумал Язычок. На завтрак он выпил молочка и облизал губы.

 В гости к Язычку зашел Индюк. Индюк тоже выпил молочко  и весело заболтал (Вот так! Упражнение «Индюк»). Давайте и мы поболтаем с индюком: приоткройте рот, положите язык на верхнюю губу и делайте движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Теперь медленно поглаживай губу, стараясь не отрывать язык от губы. Быстрей поглаживай губу языком и добавляй голос, пока не послышатся звуки: бл-бл-бл. 

Потом друзья вместе пошли к лошадке. Она весело скакала и цокала копытами (Вот так! Упражнение «Лошадка»). 

Поиграв во дворе, Язычок вспомнил про свой новый барабан. Он показал барабан друзьям и научил в него стучать (Вот так! Упражнение «Барабан»). Повторяй за мной: улыбнись, открой рот, постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук Д. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась. 

Устал Веселый Язычок, вернулся домой (язычок убрать, рот закрыть).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (упражнение «Часики») и лег спать.

- Язычок из сказки лёг отдыхать, а наши язычки размялись для произнесения чистоговорок. 

Чистоговорки

- Я произношу первый раз чистоговорку, а вы произносите второй раз.

Ма-ма-ма – платье шью сама

Ом-ом-ом – бантик есть на нём

Ми-ми-ми – поясок возьми

Тё-тё-тё – отложили мы шитьё

Ать-ать-ать – мы идём гулять

То-то-то – я иду в пальто

 Ребята! Вы любите сказки? А хотите поучаствовать в одной сказочной истории? (Ответы детей.) Тогда познакомьтесь с нашей гостьей — Большой Шляпой.    - и сегодня мы послушаем сказочную историю Большой Шляпы. На своем пути ей приходилось решать сложные задачи. С некоторыми она справиться затруднялась… Поэтому она просит помощи у вас, поможем Б.Ш.? 

Однажды днем вышла Б.Ш. на прогулку, а на встречу ей идут - платье, шорты и футболка, шуба, пальто, плащ и куртка (логопед выставляет картинки на доску). Задумалась Б.Ш: что же это такое, как все эти предметы можно назвать одним словом?

 - Слушаем дальше Б. Ш.

Смотрит Б.Ш. и никак не может понять, почему платье, шорты и футболка ежатся от холода и не могут согреться, шубе очень жарко и только плащ и пальто чувствуют себя прекрасно. 

Ребята! Расскажите, почему так по - разному чувствовали себя предметы одежды? 
Дети отвечают на вопросы логопеда. 
Логопед:

- Почему замерзли платье, шорты и футболка? 
- Почему было жарко шубе? Потому, что это зимняя одежда
- А почему пальто и плащ чувствовали себя прекрасно? Потому что  это весенняя одежда

Игра «Назови одежду в котором есть звук  (ш)»     и с  разделитесь на две группы

Шуба, шарф, рубашка. Шорты шапка

Косынка свитер,  джинсы, сарафан, галстук

Загадки

Одежда предложила Б. Ш. отгадать загадки про неё и разделить слова-отгадки на слоги. Поможем Б. П. ?

 

  1. Дали братьям теплый дом,

Чтобы жили впятером

Брат большой не согласился

И отдельно поселился…

  1. Знаю я друзья на пять

В чем мне и спать

А в чем гулять

Днем на солнце я в панаме

Ночью я сплю я чем?  …..

  1. Дождик, посильнее плачь,

Я надену новый... (плащ).

  1. Пушиста, а не снег.

Греет, а не печка… (шуба)

  1. Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода… (шарф)

- Молодцы, ребятки. Помогаете Б. Ш.

 

- Б. Ш. предлагает поиграть в игру с палочкой, стоя  

  «Скажи наоборот».

 

1.Одежда новая, а наоборот как скажем? (старая)

2. Одежда детская, а наоборот? (взрослая)

3. Пояс широкий, а наоборот? (узкий)

4. Мятая рубашка  – глаженая

5Грязная футболка  – чистая

6 Юбка длинная – короткая

7 Брюки мужские – брюки

8.Белые колготки –черные

 9.зимняя одежда –летняя

10.теплая  одежда    легкая

Составление описательных рассказов об одежде.

Что это?

Какого цвета?

Из какого материала сшита?

Из каких частей состоит?

Кто носит?

Б. Ш. предлагает вам встать и отдохнуть

Физкульт. минутка «Одежда»

 

Это платье для Наташки  

Красные горошки.       

А на платье два кармашка,

Спрячем в них ладошки

Это брюки для Илюши 

Сшила бабушка из плюша 

Ходит в них гулять Илья    

Он большой, как ты и я.

 Игра: «Какой, какая, какое?» (со шляпой)  Дети образуют слова признаки от словосочетаний. 

- Б.Ш. стало интересно, из какого материала сделана одежда и она решила спросить об этом своих новых друзей, то есть вас.  отвечает на вопросы тот у кого на голове шляпа

Давайте мы расскажем шляпе, из чего и какие бывают предметы одежды.

Шляпа, из фетра какая, - фетровая.

Платье из ситца – ситцевое

Платье из бархата – бархатное

Платье из шелка – шелковое.

Кофта из шерсти – шерстяная.

Перчатки из кожи – кожаные.

Шуба из меха – меховая.

Дубленка из замши – замшевая.

Пальто из драпа – драповое.

Куртка из джинсовой ткани – джинсовая

- Б. Ш. очень вам благодарна и хочет вас научить делать новую гимнастику для пальчиков 

Пальчиковая гимнастика «Мы стираем».

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем вещи мы стирать:

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем

Упражнение «Посчитай»

- Б. Ш. предлагает вам посчитать предметы одежды. Пальчики приготовили? Считать будем такие предметы одежды: одна куртка, один шарф, одна шуба, одна юбка, одна рубашка.

Упражнение «Жадина»

- Б. Ш. хочет научится играть в игру «Жадина».

- Научим её?

– Я буду показывать картинки и спрашивать чье это? А вы будете отвечать.

Чей шарф? Чьи джинсы? Чей жилет?

Чья футболка? Чья шуба?  Чей плащ?

 

- Большая шляпа очень рада, что вы ей помогли. А, кстати, мы сегодня много говорили об одежде, но не сказали,  Б. П. это что за предмет?

- А какие головные уборы вы знаете ещё?

Итог.

- Мы сегодня помогали большой шляпе. Б. Ш. благодарит вас за помощь.

Что понравилось вам на прогулке с Большой шляпой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе по теме: " Относительные прилагательные"

Занятие направлено на совершенствование навыков словообразования и правильного употребления относительных прилагательных у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...