Развитие речи методом кинезиологии
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В последнее время наблюдается огромное количество детей с речевыми расстройствами.Как правило, на нарушение речи накладываются расстройства других психических процессов (память,внимание,мышление).Особенно страдает слуховое восприятие и речеслуховая память.Дизартрический компонент наблюдается, практически, у каждого второго ребенка с ТНР. Все это затрудняет достижение хорошей результативности в логопедической практике что, в свою очередь, приводит к необратимым проблемам в школьном обучении и неуспешности ребенка в целом.
В связи с этим возникла необходимость поиска новых путей в логопедической работе с детьми. И одним из таких путей является применение кинезиологических упражнений.Кинезиология-наука о развитии мозга через движение.Изучив специальную литературу, мне удалось каждый комплекс кинезиологических упражнений привязать к определенной лексической теме, что для детей с общим недоразвитием речи является очень актуальным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
29.03_konferentsiya.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деятельность головного мозга складывается из взаимодействия двух его полушарий: правое – гуманитарное, левое – математическое. Благодаря их слаженной работе осуществляется активная деятельность всех психических процессов человека. Нарушение межполушарного взаимодействия ведет к снижению познавательной активности, нарушению мышления, памяти, внимания, моторного развития. Нарушение познавательной активности является одной из причин нарушения устной и письменной речи. Как одно из направлений устранения данных нарушений и является применение в логопедической работе кинезиологических упражнений, которые способствуют развитию межполушарного взаимодействия, что положительно влияет на развитие речи ребенка и других психических функций.
Кинезиология - наука о движении. Это достаточно новое и малоизвестное направление, которое возникло в 60-е годы 20 века. Основателем данной науки является американский исследователь и ученый Джордж Гудхард , установивший связь между состоянием мышечного тонуса и его психическим и физическим здоровьем. На основе прикладной кинезиологии в 70-годы прошлого века другой американский врач Пол Дениссон создал систему быстрых, простых и специфических упражнений, которые назвал «Гимнастикой мозга». Гимнастика мозга стала основой образовательной кинезиологии - науки о развитии головного мозга через движение. Образовательная кинезиология выявляет скрытые способности человека и расширяет границы возможностей деятельности его мозга.
Требования и реальности нашего времени активизируют вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальным также становится поиск новых направлений по оказанию коррекционной помощи детям с выраженными речевыми и интеллектуальными нарушениями. Одним из таких направлений является применение кинезиологических упражнений - системы специфических двигательных навыков , способных выявить скрытые возможности человека, поднять его познавательную активность, стимулировать процессы развития памяти, внимания, мышления, речи .
Применение кинезиологических упражнений в логопедической работе с детьми должно соответствовать определенным требованиям - быть доступным по содержанию, вызывать положительный эмоциональный настрой, активизировать внимание. Задача логопеда (учителя, воспитателя) - превратить выполнение упражнений по речевому и интеллектуальному развитию в увлекательную и интересную игру для детей, активизировать их способности и желание учиться. Предлагаемые комплексы упражнений излагаются в стихотворной форме в порядке постепенного усложнения и рекомендуются к использованию, как игровой фрагмент урока длительностью 5 - 10 минут.
Каждый комплекс включает: пальчиковую гимнастику; артикуляционную гимнастику; упражнения на мышечную релаксацию и общую моторику; дыхательную гимнастику; упражнения на координацию движений.
Пальчиковая гимнастика Плачут овощи на грядке: « Ой, спасите, здесь сорняк! Наша грядка не в порядке, Нам сорняк не друг, а враг! Нас избавьте, дети, От таких соседей !- Раз, два, три, четыре, пять! – Сорняки спешим убрать . Большие пальцы на руках поочередно соединяются с указательными, средними, безымянными и мизинцами
Артикуляционная гимнастика Хрустнет сладкий Стручок гороховый. Ну, а в нем – малыши-горошины, Прыгнут в рот, на язык закатятся, За щекой, за зубами спрячутся. Выполняем перед зеркалом направленные движения кончика языка по линии зубов, губ, по твердому нёбу к нёбной занавеске и обратно.
Общая моторика Собираем урожай – Не ленись и не зевай. Сколько разных овощей – Для салатов и для щей. На лопату налегаем И картофель накопаем. Справа – крепкая капуста, Слева – репа и салат. Каждый овощ очень вкусный: Витаминами богат! Вот корзина с овощами – Не обнять ее руками ! Медленно разворачиваем корпус, скручивая себя, фиксируем такое положение несколько секунд, затем разворачиваемся в другую сторону, раскидываем руки, напрягая ладони, и опускаем руки вниз
Дыхание + релаксация - Ох, устали, утомились И присели отдохнуть… Наши головы склонились, Задремали мы чуть-чуть… Дышим ровно, глубоко, Нам приятно и легко … Дышим глубоко и спокойно, плечи расправлены, глаза закрыты, медленно опускаем голову вперед.
Координация движений «Художники» Нарисуем облака. Ох , работа нелегка! Быстро по небу плывут, Были там, теперь уж тут! На арбуз, на дом похожи И на цифру «8» тоже. Нарисуем вместе с вами Облака двумя руками . Рисуем в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 сначала правой рукой, затем – левой. Упражнение повторяется три раза
Координация «Вершки и корешки» Знаем мы c тобой, дружок, Где вершок, где корешок: Здесь вершки на грядке в ряд – И капуста, и салат. Корешки сидят в земле, Но нужны нам на столе – Лук , чеснок, морковь, картошка – Вот и полное лукошко ! Размещаем на листе бумаги предметные картинки с овощами, координируя свои движения на плоскости
Координация движений « Кулак,ребро,ладонь » Кулачок , ребро, ладошка Домик , солнышко, окошко! Все движенья вместе с нами Выполняй двумя руками . Пальцы рук собираем в кулачки; ставим ладони на ребро, раскрывая их; кладем раскрытые ладони на стол; делаем пальцами крышу «домика», затем, соединяя подушечки пальцев, образуем ладонями круглое «солнышко» и «окошко», соединяя указательные и большие пальцы обеих рук.
Координация движений «Комарики» Звенит струна высокая средь утренней росы. Умыли сладким соком мы и щеки, и носы. Комарики кусаются и в нос, и в бровь, и в глаз! Поют , гудят, стараются с полянки выгнать нас. Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за левое ухо, три громких хлопка и меняем положение рук.
. Это ЯБЛОКО. Оно соку сладкого полно. Слева бок, Справа бок, На макушке черенок.
ГРУША спелая, Смотри, Видно зернышки внутри. Желтой каплей лета Стала груша эта.
СЛИВЫ Встали в линию. Словно искры синие И на ветках Дружно в ряд С двух сторон Они висят.
Острый нос Уткнули ловко В землю крепкие МОРКОВКИ. Их оранжевый наряд Так полезен Для ребят.
ПОМИДОР Уже созрел И на солнце Покраснел. Щеки толстые Надул, Чуб зеленый Развернул.
ОГУРЦЫ – молодцы, Огородные бойцы Огурцов зеленый взвод Охраняет огород.
От болезней и от мук Нас спасает горький ЛУК. И его дружок – ЧЕСНОК, Он к болезням очень строг
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию речи методом мнемотехники
Представлено перспективное планирование работы по развитию речи с помощью мнемотехники...
Мастер-класс для педагогов «Использование методов кинезиологии в работе педагогов для развития интеллектуальных способностей и сохранения психологического здоровья детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи»
Знакомство педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе для коррекции поведения...
Проект "Развитие дошкольников методом кинезиологии"
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения....
Консультация для родителей "Кинезиология как метод развития речи дошкольников"
Уровень развития речи находится в прямой зависимостиот степени сформированности движений пальцев рук. Развитию пальцевой моторики способствуют кинезиологические упражнения....
Статья «Развитие детей методом кинезиологии»
В статье представлена педагогическая кинезиология, которая позволяет существенно повысить уровень готовности к обучению....
Проект «Развитие детей методом кинезиологии»
Проект можно использовать в своей работе воспитателям детских садов....
Проект «Развитие детей методом кинезиологии» для детей старшего дошкольного возраста
laquo;Развитие детей методом кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный»М.Монтень.Современный мир меняется стремительно. Запросы школы и об...