Формирование звуковой культуры речи
статья по логопедии (старшая группа)

 

                 Формирование звуковой культуры речи.

Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5-7 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно-выразительной речи. На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми; шипящих и свистящих (ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь), звонких и глухих ( в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к ), звуков -л- и -р-, твердых мягких (д-дь, л-ль и др.).При необходимости можно проводить дифференциацию и других пар звуков, ( ч-ть, с-ц, и пр.). Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным им свойствам. Эти свойства вычленялись детьми еще раньше при отработке звуков. Поскольку проводится дифференциация не только изолированных звуков, но и звуков в словах, и во фразовой речи, это обеспечивает Возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т.е. всех сторон звуковой культуры речи.

Давая в стихотворениях, рассказах, скороговорках материал для дифференциации звуков, педагог имеет возможность одновременно отрабатывать с детьми темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произношения слов с учетом литературных норм и произношения.

Таким образом, формирование звуковой культуры речи включает в себя следующие разделы:

1. «Развитие речевого слуха»- выработка у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания; правильность произношения звуков, четкость, ясность произношения слов, повышение и понижении голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембриальную окраску.

2.«Работа над развитием речевого дыхания»- использование специальных игровых упражнений: вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох, воспитывать умение правильно, рационально использовать его.

3.«Работа над голосом»- развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса силу, высоту; приучать говорить без напряжения, вырабатывать у детей умение пользоваться голосом в соответствии с различными интонациями (тихо, громко).

4.«Работа над интонационной выразительностью» (мелодика, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи)- формировать у детей умение повышать и понижать голос при произношении фразы; ускорять и замедлять речь; умение равномерно чередовать ударные и безударные слоги.

5.«Формирование правильного произношения всех звуков родного языка»-  научить правильно, произносить все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слов.

6.«Работа над темпом речи» - вырабатывать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.

7.«Работа над дикцией»- приучать детей внимательно слушать речь окружающих и следить за четкостью своего произношения.

8.«Развитие артикуляционного аппарата»- развитие подвижности языка, развитие достаточной подвижности губ, умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении.

9.«Работа над орфоэпией»- осуществлять контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов.

Дошкольное детство - наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к 6-7 годам).

Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороной речи детей. В старшем возрасте, при правильной работе могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и - р -). Процесс становления этих звуков, даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленно, так как навык неправленого произношения становится более прочным, а особая восприимчивость к звуковой стороне языка в силу перестройки умственной деятельности и переключения внимания на смысловое значение слов до некоторой степени угасает.

Однако к старшему дошкольному возрасту у детей развиваются способности к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются случаи проявления взаимопомощи, внимания к речи друг друга, желание помогать товарищам. К старшему   дошкольному возрасту при правильной постановке работы, дети овладевают произношением всех звуков родного языка. У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание, развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи. Ребенок начинает критически относиться к своему произношению, осознает его дефекты, смущается из-за них, иногда отвечать отказывается. Воспитание звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте направлено на совершенствование произношения звуков, на выработку отчетливого произношение слов, умение различать и правильно произносить смешиваемые звуки, дифференцировать звуки с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, ж-з, л-р. Продолжается работа по выработке внятности произношения, умения правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями, силой голоса, темпом речи.

Итак, в старшем дошкольном возрасте происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух. Приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков, становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.

Необходимыми условиями формирования правильной речи ребенка являются:

- плановый и системный характер работы по формированию звуковой культуры речи во всех блоках образовательного процесса дошкольного учреждения с опорой на данные диагностики;

- создание и изменение развивающей среды для формирования звуковой культуры речи;

- объединение усилий разных специалистов дошкольного учреждения по формированию звуковой культуры речи детей;

- взаимодействия детского сада и семьи;

- создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми;

- соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических;

- создание гигиенических условий.

Таким образом, формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста – это много аспектная задача. В нее входят, более частные микро-задачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения.


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mart_statya.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

                 Формирование звуковой культуры речи.

Основной задачей формирования звуковой культуры речи у детей 5-7 лет является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, интонационно-выразительной речи. На этом этапе формирование звуковой культуры речи можно связать с работой по дифференциации звуков, наиболее часто смешиваемых детьми; шипящих и свистящих (ш-с, ж-з, ч-ц, щ-сь), звонких и глухих ( в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к ), звуков -л- и -р-, твердых мягких (д-дь, л-ль и др.).При необходимости можно проводить дифференциацию и других пар звуков, ( ч-ть, с-ц, и пр.). Работа по дифференциации звуков может быть правильно построена только в том случае, если различение звуков проводится одновременно как по акустическим, так и по артикуляционным им свойствам. Эти свойства вычленялись детьми еще раньше при отработке звуков. Поскольку проводится дифференциация не только изолированных звуков, но и звуков в словах, и во фразовой речи, это обеспечивает Возможность одновременной работы по совершенствованию у детей речевого дыхания, дикции, интонационной выразительности, т.е. всех сторон звуковой культуры речи.

Давая в стихотворениях, рассказах, скороговорках материал для дифференциации звуков, педагог имеет возможность одновременно отрабатывать с детьми темп речи, дикцию, умение правильно пользоваться голосом, следить за правильностью произношения слов с учетом литературных норм и произношения.

Таким образом, формирование звуковой культуры речи включает в себя следующие разделы:

1. «Развитие речевого слуха»- выработка у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости ее звучания; правильность произношения звуков, четкость, ясность произношения слов, повышение и понижении голоса, усиление или ослабление громкости, ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи, тембриальную окраску.

2.«Работа над развитием речевого дыхания»- использование специальных игровых упражнений: вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох, воспитывать умение правильно, рационально использовать его.

3.«Работа над голосом»- развивать в играх, игровых упражнениях основные качества голоса силу, высоту; приучать говорить без напряжения, вырабатывать у детей умение пользоваться голосом в соответствии с различными интонациями (тихо, громко).

4.«Работа над интонационной выразительностью» (мелодика, темп, ритм, фразовое и логическое ударение, тембр речи)- формировать у детей умение повышать и понижать голос при произношении фразы; ускорять и замедлять речь; умение равномерно чередовать ударные и безударные слоги.

5.«Формирование правильного произношения всех звуков родного языка»-  научить правильно, произносить все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слов.

6.«Работа над темпом речи» - вырабатывать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.

7.«Работа над дикцией»- приучать детей внимательно слушать речь окружающих и следить за четкостью своего произношения.

8.«Развитие артикуляционного аппарата»- развитие подвижности языка, развитие достаточной подвижности губ, умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении.

9.«Работа над орфоэпией»- осуществлять контроль за соблюдением детьми норм литературного произношения слов.

Дошкольное детство - наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к 6-7 годам).

Задачи и содержание обучения правильному произношению звуков различны на разных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороной речи детей. В старшем возрасте, при правильной работе могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и - р -). Процесс становления этих звуков, даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленно, так как навык неправленого произношения становится более прочным, а особая восприимчивость к звуковой стороне языка в силу перестройки умственной деятельности и переключения внимания на смысловое значение слов до некоторой степени угасает.

Однако к старшему дошкольному возрасту у детей развиваются способности к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому деятельность приобретает более серьезный характер. У детей наблюдаются случаи проявления взаимопомощи, внимания к речи друг друга, желание помогать товарищам. К старшему   дошкольному возрасту при правильной постановке работы, дети овладевают произношением всех звуков родного языка. У них в достаточной степени развиты речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание, развиваются фонематическое восприятие и способность к звуковому анализу речи. Ребенок начинает критически относиться к своему произношению, осознает его дефекты, смущается из-за них, иногда отвечать отказывается. Воспитание звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте направлено на совершенствование произношения звуков, на выработку отчетливого произношение слов, умение различать и правильно произносить смешиваемые звуки, дифференцировать звуки с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, ж-з, л-р. Продолжается работа по выработке внятности произношения, умения правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями, силой голоса, темпом речи.

Итак, в старшем дошкольном возрасте происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух. Приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков, становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.

Необходимыми условиями формирования правильной речи ребенка являются:

- плановый и системный характер работы по формированию звуковой культуры речи во всех блоках образовательного процесса дошкольного учреждения с опорой на данные диагностики;

- создание и изменение развивающей среды для формирования звуковой культуры речи;

- объединение усилий разных специалистов дошкольного учреждения по формированию звуковой культуры речи детей;

- взаимодействия детского сада и семьи;

- создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми;

- соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических;

- создание гигиенических условий.

Таким образом, формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста – это много аспектная задача. В нее входят, более частные микро-задачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...

Конспект в старшей группе «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи» .

Конспект на тему "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития свзяной речи"....